Белая ворона
.RU

Белая ворона



II-я Всероссийская дистанционная ученическая Конференция

Центр дистанционного образования «Эйдос».

БЕЛАЯ ВОРОНА.

Предмет: психология, исследование.

Автор: Вертипрахов Илья, учащийся 11а класса, МОУ лицей №1, г.Кунгур, Пермский край.

Руководители: Дмитриева Ульяна Сергеевна, педагог-психолог, МОУ лицей №1, г.Кунгур.

Вертипрахова Светлана Анатольевна, учитель, МОУ лицей №1, г.Кунгур, vertiprahova-sa@yandex.ru

Web-адрес: http://lyceum-kungur.narod.ru/Vertiprahov.doc

Почему я выбрал эту тему.

Впервые о существовании Белых ворон я задумался после прочтения книги "Чайка по имени Джонатан Левингстон", где главный герой - типичная "Белая ворона"…

Я выбрал тему "Белой вороны", так как многие люди пытаются "задавить" всё то, что не такое как "должно быть". И мне захотелось обратить внимание общественности на эту проблему. Развитие общества не должно ограничиваться мнениями авторитетов, модой и стандартами. Уничтожая индивидуальность, мы уничтожаем прогресс.

^ Цели и задачи работы - рассмотреть психологические особенности «Белой вороны».

Ход работы:

1. Изучить вопрос в психологических и социально-педагогических источниках.

2. Опросить учащихся лицея об отношении к «Белым воронам» и качествам личности, характерным данному типу людей.

3. Составить психологический портрет «Белой вороны» в совокупности всей информации и собственных наблюдений.

^ Главная идея, проблема работы.

По моим наблюдениям, в каждом классе есть «Белые вороны». Это люди, которым порой очень неуютно в коллективе, жить в обстановке непонимания. Им неимоверно тяжело сопротивляться мнению большинства и при этом оставаться самими собой. Мне захотелось разобраться, кто они – «Белые вороны», как общество относится к ним, почему не принимает и как можно помочь «Белым воронам» сохранить свою индивидуальность. Все эти вопросы определили тему моего исследования – «Белая ворона».

Гипотеза: Если общество осознает присутствие «Белых ворон» и их право на существование в рамках свойственной им индивидуальности, то:

1)Белым воронам будет комфортнее в социуме, так как знание и понимание даст больше возможности для принятия;

2)Больше внимания будут уделять «Белым воронам» значимые взрослые, постараются осознать их особенности и поработают над повышением их статуса в малом сообществе;

3)Я сам смогу лучше разобраться в себе, так как я тоже «Белая ворона».
^ Глава 1. Обзор и анализ источников.
Для понимания феномена «Белой вороны» мне было необходимо познакомиться с социально-психологическими понятиями, лежащими в его основе, а также найти материалы по заявленной теме. Я поработал со многими информационными источниками, наиболее интересными для меня оказались следующие:

  1. «Психологический словарь»: Москва, «Педагогика-пресс».- 1996г., Под ред. В.П. Зинченко, п 86; Б.Г. Мещерякова. – отсюда я взял понятия личности и индивидуальности, в формулировках этих понятий раскрыты природа явлений, методы и направления его изучения.

  2. Журнал "Лидеры образования", №1-2 2005. Директор Института психологии РАН, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук профессор Анатолий Журавлев размещает здесь статью ««Белая ворона» в коллективе», в которой рассказывается о разделении ролей в рабочем коллективе («не быть изолированным!»). Автор рассказывает как не отрываться от коллектива и быть полезным его членом. Предлагаются советы страдающим от подобных проблем.

  3. В статье «Экологический аутсайдер» С.Степанова описывается проблема отверженных в коллективе, объясняется причина этой отверженности.

  4. Московский Государственный Социальный Университет, Институт Социологии, Реферат «Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность» студента 3 курса факультета социологии Иванова Михаила Сергеевича – здесь раскрывается понятия личности, воли, индивидуальности.

  5. «Социально политический журнал». 1996г. №3 С.Г.Спасибенко, Л.К. Дубровина. «Творчество в процессе взаимодействия общества и личности» - в этой статье говорится о взаимодействии творческой личности и общества, о реализации личности в искусстве.

  6. «Социально политический журнал». 1994г. №1-2. «Деятельность в жизни человека и общества» - раскрыта проблема реализации человека в обществе, рассмотрены необходимые элементы и условия развития социума.

  7. «Социально политический журнал». 1994г. №2. В.Ч. Сперанский «Основные виды конфликтов, проблемы классификации» – немного о конфликтах между людьми, попытка их классифицировать.

Глава 2. Основные теоретические понятия.

Изучение социально-психологических источников показало мне, что основными темами, определяющими понятие «Белая ворона», являются «Личность», «Индивидуальность», «Проблемы развития и становления личности», «Личность в коллективе».

Личность.

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социальной среде в процессе совместной деятельности и общения. В психологии личность – это совокупность устойчивых социально значимых свойств человека.

В гуманистических, философских, психологических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

При всём многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы: многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определённом этапе их развития; несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определёнными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются психофизиологией индивидуальных различий, психогенетической психосоматикой, нейропсихологией, геронтологией, психоэндокринологией и сексологией.

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются в социологии и социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии.

В центре внимания исследователей персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, поиска смысла жизни. Изучением всех этих проявлений занимается общая психология личности, разные аспекты этих проблем освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитической и гуманистической психологии.

В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется некоторая схема детерминации развития личности под влиянием двух факторов – среды и наследственности. В рамках системно-деятельностного историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития.

Социальная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, она несёт те общественные нормы, ценности, роли, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение её к культуре.

В рамках системно-деятельностного подхода личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психологических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своём развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности.

Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребёнка осуществляются в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребёнка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями). Опираясь на то, чем ребёнок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.

Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития.

В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как личность. Первая фаза – адаптация – предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым, до некоторой степени, уподобление индивида другим членам этой общности. Вторая фаза – индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации. Третья фаза – интеграция – определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют её совершенствованию и тем самым развитию его самого как личности. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо её вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии её развития.

Когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него возникают качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой общности у индивида формируются гуманность, доверие, справедливость, требовательность к себе и другим и т.п. В связи с тем что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в различие группы многократно воспроизводится, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складываются устойчивая структура личности.

Особо значимым периодом в возрастном развитии личности являются отрочество и ранняя юность, когда развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Первоначально оценивая окружающих, он использует опыт подобных оценок, вырабатывая самооценку, которая становится основной самовоспитания. Рост самосознания, связанный с формированием таких качеств личности, как воля и моральные чувства, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов. Необходимость в самосознании и самовоспитании порождается прежде всего тем, что человек должен осознавать свои возможности и потребности перед лицом грядущих изменений в его жизни, в его социальном статусе. В случае, если между уровнем потребностей личности и её возможностями наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания.

В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения других людей, и, прежде всего оценка родителями, педагогами и сверстниками. Это предъявляет серьёзные требования к педагогическому такту родителей и учителей и делает необходимым индивидуальный подход к каждой развивающейся личности.

Индивидуальность.

Индивидуальность личности – одна из наиболее характерных её сторон. Это неповторимое, уникальное сочетание психологических особенностей личности: характера, темперамента, воли, чувств, мотивов деятельности, способностей. Понятие «индивидуальности» используется в психоло­гии при описании двух явлений.

1.При анализе индивидуальных разли­чий индивидуальность понимается как своеобразие психо­логических свойств человека, проявляю­щееся в разных сферах. В этом контексте индивидуальность противопоставляется «среднему» челове­ку, т. е. проявления свойств отдельного че­ловека противопоставляются их типич­ным проявлениям (среднегрупповым тен­денциям).

2. При анализе иерархической органи­зации психологических свойств человека индивидуальность выступает, как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид — лич­ность — индивидуальность. В этом случае индивидуальность является отно­сительно закрытой системой и представ­ляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность — «глуби­ной» личности. Целостность индивидуальности в этом случае определяется единством свойств, отно­сящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

Социализация.

Великими, да и просто нормальными людьми не рождаются, а становятся благодаря длительному и весьма сложному процессу социализации.

Данная проблема давно волновала умы человечества и не только представителей общественных наук, таких, как история, психология, философия, социология, но и писателей, поэтов. Так, феномен превращения почти чисто биологического существа, каким в детстве является каждый из нас, в высокоорганизованную социобиологическую систему, не смотря на его, казалось бы, очевидность, вызывает немало споров и в наши дни.

Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно, в какой то мере, рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте человек может, лишь изолировав себя от общества. Процесс социализации человека представляет собой взаимосвязь трех других процессов: идентификации, индивидуализации, персонолизации. Эти процессы не происходят автономно, а взаимно дополняют друг друга, однако в начале становления личности все-таки превалирует процесс идентификации. Уникальность процесса социализации для человека состоит еще и в том, что он одновременно является и ее объектом и ее предметом.

На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек.

Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа, трудовой коллектив и общество в целом. Поэтому процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, мира и всего человечества. При этом многие авторы большое значение придают влиянию влияние культуры, сложившейся в том или ином обществе. Так, в соответствии с культурными традициями ребенок с самого начала жизни через коммуникативные каналы усваивает нормы и ценности принятые в данном обществе. Все проявления индивидуальности в той или иной мере наказуемы.

Таким образом, социализация – это последовательная смена состояний стадий социального развития, процесс формирования, становления личности.

^ Личность и коллектив.

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Непосредственным проводником влияния общества на человека являются малые группы, среди которых, на мой взгляд, самыми значимыми можно считать семью, класс или компанию, в которой часто находится подросток.

Одни и те же члены группы в различных характерных для неё системах отношений обычно занимаю неодинаковое положение. Для характеристики места каждого человека в структуре групповых отношений пользуются понятиями «позиция» (это официальное положение человека в группе), «статус» (это степень действительной авторитетности в данной группе), «внутренняя установка» (это субъективное восприятие человеком своего собственного статуса), «роль» (нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека).

В некоторых источниках вместо понятий «группа» и «роль» используются понятия «экосистема» и «ниша», хотя, на мой взгляд, речь идет об одном и том же.

Для любой группы характерно определённое сочетание социальных ниш (ролей), которые, если они пустуют, группа стремится заполнить, а если они перенаселены, то подвергаются усечению. При вступлении в группу новичок либо имеет возможность занять «вакансию», либо вытесняет кого-то из уже заполненной ниши, заставляя его переместиться в другую. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (например, роль лидера или шута). В этом процессе личные качества индивида играют важную, но не решающую роль, гораздо важнее социально-психологическая структура группы. Войдя в определенную роль в данной группе, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены группы начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной роли. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

В структуре практически каждой группы имеется определенная категория – отвергаемые (изгои или аутсайдеры). Рассмотрим их подробнее, ведь именно в этой роли чаще всего существуют «Белые вороны».

В роли отвергаемого чаще всего оказывается человек, обладающий определёнными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Однако следует сказать, что такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной оказывается наличие «вакансии» изгоя в структуре группы. Если эта ниша уже кем-то занята, то другому, скажем - новичку, надо обладать чрезвычайно сильно выраженными негативными особенностями, как у «штатного» аутсайдера, могут уже и не вызвать отвержения. В своём составе группа может иметь двух-трёх изгоев. Дальше наступает перенаселение ниши, которому группа начинает препятствовать: если в составе группы слишком много недостойных членов, это снижает её статус. Некоторые другие ниши, которые, похоже, тоже существуют в структуре группы и представлены ролями неформального лидера, «шута», «первой красавицы», могут быть заполнены лишь одним человеком. Появление нового претендента на такую роль приводит к острой и довольно кратковременной конкуренции, которая неизбежно вскоре завершается вытеснением проигравшего в другую нишу.

Однако вернёмся к аутсайдеру. Чем продиктована необходимость этого человека в структуре группы? Можно предположить, что человек, наделённый в группе социометрическим статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения. Эта фигура необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто так же не лишён этих черт. Своей явной или, чаще, искусственно акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива». Такой человек служит необходимым элементом баланса всей социально-психологической «экосистемы».


^ Глава 3. «Белая ворона».

В литературе довольно мало информации по теме «Белая ворона». В основном это отдельные исследования, по которым можно составить представление об отношении общества к «Белым воронам». Анализ же личности таких людей считается довольно сложным, ведь многие боятся признаться «в истинном цвете своих перьев», несмотря на то, что они и есть те самые "Белые вороны".

"Белая ворона" - явление редкое, тем не менее, можно сказать, что это люди, относящиеся к этой категории, необычные. "Белых ворон" часто не воспринимают, считают, что они "не от мира сего". Но именно среди "белых ворон" попадаются интересные, образованные и начитанные люди. Каждый из них настолько индивидуален, что, казалось бы, невозможно их классифицировать. Но всё же я разделил их на несколько групп, придумав каждой образное название.

^ 1. «Белые коршуны».

Первая группа "белых ворон" больше похожа на "белых коршунов". Они живут под девизом "Стань главным, и люди за тобой потянутся!". Они все время стремятся отойти от общественных норм и порой идут на сознательный эпатаж. Всегда первые, всегда на виду, в центре внимания и иногда - непонимания. Своими поступками они ставят общество в тупик и тем самым, как им кажется, превосходят его. Наверное, быть такими "белыми воронами" довольно выгодно и интересно. С твоим мнением считаются, спрашивают совета, говорят комплименты, зовут на все вечеринки. Такие подростки чувствуют себя сильными из-за своей непохожести. В классе они нередко лидеры, гордость коллектива, но чаще их считают просто зазнайками, хотя относятся с уважением и даже иногда побаиваются. Однако роль эта совсем не так легка, как кажется. Нередко они оказываются заложниками своего избранного положения: никогда нельзя терять авторитет в глазах других, приходится умалчивать о личных проблемах и всегда сохранять оптимизм. Ни за что и ни с кем нельзя делиться своими неудачами: имидж требует жертв.

В школе учителя придираются: не любят всезнаек, на улице у молодых людей серьги из ушей вырывают и т.д. Надо быть всегда начеку, чтобы отстоять свою индивидуальность. Но ведь этим "коршунам" только дай повод за свои права побороться, и они сделают это агрессивно, но с блеском. Отчаиваться они пока не собираются, так же как и что-либо менять в своем положении, ведь они за него столько боролись!.

^ 2. «Белые орлы».

Всегда и на все имеют свое мнение и не боятся высказать его кому угодно. Они просто не хотят принимать "чужие правила игры" и никого силой около себя не удерживают. В классе к таким чаще относятся с интересом. Самостоятельны, не терпят командования над собой или просто не нуждаются в общении с теми, кто им неинтересен. Причина обособленности таких "белых ворон" внутри них: собственная независимость, честность, порядочность, нежелание сливаться со "стаей". Это - яркие личности! Умные и интересные. "Стадное" чувство их раздражает.

Почему они стали такими? «Белые вороны» говорят, что просто отличаются от других характером, без указания на какие-либо причины. Но, конечно, повлияло и воспитание, образ жизни семьи. Их девиз: "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас". Они считают, что нужно оставить все как есть и просто будут жить дальше. У них уже есть все: они сами, их индивидуальность, неповторимый внутренний мир, неординарное мышление и, как следствие, интересная жизнь.

^ 3. «Белые мыши».

Эти «Белые вороны» считают себя забитыми. Вроде стараются "усредниться", но не получается. Застенчивые, стеснительные, неуверенные в себе и беззащитные. Винят в таком положении они себя и только себя. При этом вполне могут развиться самые настоящие комплексы. Да и в жизни таким людям очень тяжело. Окружающие часто игнорируют их и относятся к ним с пренебрежением. Такие люди не видят абсолютно никаких плюсов в своем положении. Правда, можно сосредоточиться на изучении чего-либо, например музыки или языка, и не тратить на "глупых людей" время и эмоции. "Держи свое мнение при себе", "надо менять себя полностью" - советы братьям по несчастью. Порой таких "белых ворон" охватывает отчаяние: "Вообще перестану с ними (классом) общаться". Им категорически не нравится их положение в классе. Они призывают окружающих к терпению: "Белые вороны" тоже птицы, не судите и не судимы будете, ибо каждый по-своему "белая ворона".
Такие «Белые вороны» часто бывают объектом агрессии. Они, как правило, привыкают не обращать внимания "на наезды" и продолжают бороться за свою индивидуальность. В большинстве своем они гордые, и потому, несмотря ни на что, не считают свое положение нетерпимым. Но все же были бы совсем не против, если бы в трудный момент хоть кто-то защитил их от несносных обидчиков. Вот только помощь учителей большая часть принимать отказывается. Кроме тех, чье положение уже становится невыносимым. Когда постоянно бьют и травят, приходится прибегать к помощи старших. Простые выяснения отношений перерастают в настоящие драки: "Слава богу, у меня есть старший брат". Есть только одна мечта: побыстрее закончить школу. Некоторые винят окружение в своем сегодняшнем положении.


А теперь разберемся с тем, как члены группы относятся к «Белым воронам».

Практически в каждом школьном коллективе существует своя "белая ворона", - существо, отличное от всех остальных, причем неважно в какую сторону: яркие лидеры или забитые парии. Потому и отношение к ней у всех разное. У некоторых "белая ворона" не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций, некоторые относятся к ней негативно, и наконец, некоторые, "очарованы" блеском экзотической птички.

Не многие люди могут похвастаться своей безграничной любовью и уважением к "белым воронам". В их воображении "белая ворона" - это некий романтический образ: человек своеобразный и сильный, к которому относятся с интересом и даже считают гордостью коллектива. О такой идеализации не мечтали даже сами "белые вороны", которые, что уж греха таить, склонны приукрасить свой быт всякими разными побрякушками. Поклонники "белой вороны" считают, что последние наделены выразительностью от рождения; загадочный наследственный фактор придает им столь ослепительный ореол, что все реальные минусы изоляции перед ним блекнут. "Очарованные" склонны приукрасить действительность, им хочется иметь перед собой светлый ориентир. Для них сильная личность обладает притягательным магнетизмом. Эти люди готовы защищать «Белых ворон», ведь без них мир «посереет» и станет скучным. Они искренне восхищаются, по-хорошему завидуют и всегда готовы дружить с «Белыми воронами».

Большинство членов коллектива, как правило, относится к «Белой вороне» нейтрально Понимая, что каждый человек - индивидуальность и личность, такие люди признают, что непохожесть "белой вороны" на других вполне естественна и даже украшает ее. А подчас в плохом отношении к ней виновата не только она сама, но и коллектив, в котором "живет" такой "ценный и редкий вид". Так что если ТЕБЕ плохо в твоей "среде обитания", советует "терпимое" большинство, - просто смени ее.

Некоторые проявляют негативное отношение к "Белым воронам". Таких радикально настроенных людей, безусловно, можно встретить в любом коллективе. Негативно настроенная группа, в отличие от остальных, считает главной особенностью "белой вороны" ее поведение и привычки. Это "человек в футляре", забитый и неразговорчивый. Его внешний вид и поведение вызывают агрессию со стороны окружающих. Причиной того, что человек стал "белой вороной", "нетерпимые" считают воспитание. Их диагноз радикален и бесповоротен: "горбатого могила исправит". Главным минусом "белых ворон" такие люди считают отсутствие общения, одиночество и закомплексованность: "У нее нет друзей, нет любви и дружбы. Она отделена от мира - это ненормально. Нельзя же жить замкнуто!" Чтобы "белой вороне" вернуться в "стаю", по мнению "нетерпимых", ей срочно надо овладеть чувством "стадности". Многие из них расценивают его как положительную черту, и в жизни стараются быть похожими на других, дабы не выделяться, не привлекать к себе внимание. "Белой вороне" необходимо больше уверенности в себе, открытости и доброжелательности. И тогда она будет ощущать себя частью единого коллектива, что непременно скажется на отношении к ней окружающих.

^ Глава 4. Эссе «Что я думаю о «Белой вороне».

Я считаю, что «Белая ворона» - это человек, который не такой как все. Человек, который «вылез» из общей, «серой массы» и бросил вызов тем законам и правилам, которые принято выполнять.

Чаще всего «Белую ворону» все окружающие не любят и презирают, из-за того что она не такая как все. То есть вся эта «серая масса» засасывает выпрыгнувшего из неё человека. Но если «Белая ворона» - это сущность человека, если его позиция, цели, идеалы не подражание и не мода, то, я считаю, что она сможет прорвать натиск общества и идти дальше. Поэтому я думаю, что все люди, которые чего-то добились – это «Белые вороны».

«Белые вороны» бывают двух видов: люди, которых презирают и люди, которыми восхищаются. Но вторые обычно выходят из первых, т.е. человека сначала не любят, а потом его обожают. Не даром говорят: «от ненависти до любви один шаг». И этот момент, когда происходит превращение из 1ого во 2ого, по-моему, является ключевым в жизни «Белой вороны», потому как человек либо зазнается и «звездит», либо останется верен своим убеждениям.

У каждой группы людей своя «Белая ворона». Кто-то живёт в одном коллективе как все, а в другом он будет казаться «Белой вороной», пока не подстроится под остальных или останется таким, какой он есть.

Мне кажется, что любая сильная личность - «Белая ворона». Но это не значит, что любая «Белая ворона» - сильная личность. Человек может быть не такой как все, потому что он трус или предатель, а таких людей я бы сильными личностями не назвал.

Многие «Белые вороны» получают от школьной общественности тяжелые психологические травмы, а мы потом удивляемся: «Откуда у нас столько маньяков и психов?» Сколько загублено гениев? Давайте относиться к «Белым воронам» более спокойно.

^ Глава 5. Как помочь «Белой вороне».

К сожалению, чуть ли не в каждой подростковой группе есть свой "козел отпущения", а уж в школьных классах, где люди совершенно разные обязаны проводить по несколько часов в день, и подавно.

Что же делать, если твои одноклассники косо на тебя смотрят? Конечно, можно сказать: "Отвернись от них, не обращай внимания". Но как это сделать, если, отвернувшись, утыкаешься в холодную стену? Хрен редьки не слаще...Поэтому:

1. Ищи друзей и компанию по интересам. "Белая ворона" - понятие относительное, всегда можно найти стаю... то бишь, группу, где твои "черные" будут выглядеть "белыми-белыми". Однако самая, пожалуй, неприятная ситуация - это когда люди, которых ты считаешь друзьями, издеваются над тобой. Подумай, нужны ли тебе такие "друзья".

2. "Бороться и искать СЕБЯ, найти СЕБЯ и не сдаваться". Не иди на поводу у искушения стать "как они". Это - кратчайший путь к полной потере самоуважения. Оглянуться не успеешь, как сам будешь кого-нибудь травить.

3. "Не быть как другие", впрочем, ничуть не означает, что нужно во все горло кричать о своей исключительности, и что умение договариваться с людьми тебе не потребуется. Мы живем в обществе и должны соблюдать его законы - писаные и неписаные. В группе подростков навалом своих правил. Так что если хочешь общаться, будь добр эти правила соблюдать. Ну а если нормы группы нарушают законы государства, тут уж об их соблюдении не может идти и речи. Абсурд - за компанию идти грабить ларек! А именно так зачастую и происходит. Грустно.

4. Смеются не над человеком, а над "белой вороной", неким образом, который они видят, глядя на тебя. Это может показаться странным, но это так. Пообщайся с кем-то из тех, с кем у тебя нейтральные отношения. Это само по себе не ущемит твоей индивидуальности. Наоборот, узнав тебя лучше, большая часть обидчиков может пересмотреть свои взгляды, ведь зачастую они смеются над тобой только, чтобы быть "как все" или даже чтобы не смеялись над ними!

5. А если над тобой не посмеиваются, а действительно угрожают или избивают, а самому никак не справиться, то тут уже надо обращаться к друзьям, к родителями. Жизнь и здоровье дороже. Переход в другую школу в таком случае - тоже выход.

6. И самое главное: перестав быть "козлом отпущения" для класса, подумай дважды, прежде чем обидеть кого-то.

^ Глава 6. «Белая ворона» глазами современников.

Исследование.

Для получения информации по заявленной теме был проведен опрос трех групп респондентов. В качестве инструментария использовались собственные разработки. Учащимся и педагогам предлагался опросник №1, «Белым воронам» - опросник №2. Полученные данные были обработаны, на основе анализа составлен портрет «Белой вороны», некоторые результаты оформлены в виде диаграмм.

Характеристика респондентов:

Группа 1. Учащиеся 10-х классов лицея №1 г. Кунгура. Возраст 15-16 лет. Количество 59 человек.

Группа 2. Педагоги лицея №1 г. Кунгура (учителя-предметники, классные руководители, психолог). Возраст 35-45 лет. Количество 10 человек.

Группа 3. Подростки, относящие себя к группе «Белых ворон». Возраст 15-16 лет. Количество 5 человек.

Опросник 1.

^ КЛАСС: ВОЗРАСТ:

  1. Как ты понимаешь выражение «Белая ворона»?

  2. Есть ли у тебя в классе (коллективе) «Белая ворона»?

  3. Если да, то почему этот человек «Белая ворона»?

  4. Считаешь ли ты себя «Белой вороной», и почему?

  5. Как ты относишься к «Белым воронам»?

Опросник 2.

  1. Что отличает тебя от других?

  2. Перечисли основные черты своего характера?

  3. Как к тебе относятся в классе (коллективе)?

  4. В чём ты не согласен с обществом?

  5. Что тебя волнует?

  6. Хотел бы ты изменить мир, как?

Результаты опроса:

Содержательные ответы респондентов на вопросы №1 и 3 легли в основу «Психологического портрета». Количественные показатели дали ответы на вопросы №2, 4 и 5.

Всего два человек из опрошенных признались в том, что они - «Белая ворона» и трое ответили «не знаю» (вопрос 4.). При этом десятиклассники считают, что в их классе имеются «Белые вороны», причем многие называют больше одной фамилии (вопрос 2). Не правда ли, интересное противоречие?



На вопрос «Как ты относишься к «Белым воронам» получены кардинально разные ответы. Отрадно, что не встретилось откровенно негативного отношения.



Большинство ребят (59,3 %) относятся к «Белым воронам» «параллельно», т.е. равнодушно, безразлично, они для себя никак не отслеживают данное понятие, не отличают ребят такого типа, а скорей всего, в поведении своём они воспринимают их как нестандартных, но на уровень осознанности это у них не выходит. Среди опрошенных есть подростки, которые не любят «Белых ворон», но их не много (11,8%). Есть те, кто боятся, опасаются, предпочитают не общаться и избегают взаимодействовать (1, 6%). Встретились и такие, которые относятся к «Белым воронам» положительно (22%), и такие, которые относятся к ним с жалостью (3, 3%).

По мнению педагогов, в половине классов имеются ученики - «Белые вороны», а в педагогическом коллективе их нет. В то же время 30% взрослых отвечают, что иногда чувствуют себя «Белыми воронами». Отношение к «Белым воронам» практически у всех (86%) терпимое.

^ Психологический портрет «Белой вороны».

  1. По мнению окружающих.

«Белая ворона» - это человек, отличающийся чем-либо от других. Он является «белой вороной», потому что он странный, имеет взгляды и суждения, которые не совпадают с большинством. Чаще всего это человек необщительный, скромный. Некоторые считают, что это человек без цели, ничего не умеющий делать, а некоторые – что это интересный человек. Для коллектива он лишний. Считается, что конфликты с «Белыми воронами» возникают из-за того, что люди не понимают или даже боятся их.

^ 2. По мнению «Белых ворон».

Часто этот человек отличается внешне – он большегобаритный (например, слишком толстый), но между тем, общительный, яркий, умный и сообразительный. Говорит, что почти во всём не согласен с обществом, считает себя не таким как все. Некоторых «Белых ворон» всё вокруг волнует, они чувствительны, ранимы, вспыльчивы, а некоторые утверждают, что, наоборот, их ничего не волнует, но не «маска» ли это?


^ Заключение (главные выводы работы, рефлексия, самооценка).

В ходе работы я узнал больше о личности, индивидуальности и обществе в целом. Я впервые читал исследования учёных, докторские диссертации, работы студентов. Я понял, что быть "Белой вороной" не всегда удобно. Раскрыл не компетентность выражения "будь собой - и люди к тебе потянутся!" Данная работа принесла лично мне много пользы. Я провел много времени в Интернете. При этом научился выбирать главное из текста, начал быстрее ориентироваться в сети.

В ходе работы столкнулся с проблемой нехватки информации. Понял, что люди не любят говорить о том, кто, возможно, их лучше или о том, что подвергает опасности привычный склад жизни. И поэтому мало об этом пишут.

Я рассматривал «Белых ворон» подросткового и юношеского возраста, а для них в особенности важно мнение референтной группы, поэтому процессы социализации «Белых ворон» проходят часто более болезненно и затруднительно. По мнению нашего школьного психолога адаптация «Белых ворон» затягивается на полгода и даже гораздо дольше. Поэтому им нужен индивидуальный подход и помощь педагогов и психологов.

Мной рассмотрен вопрос о качествах личности, свойственных «Белым воронам», составлен психологический портрет.

Я подготовил опросник и проанализировал его. Данная работа дала новый толчок моим размышлениям. Мнение других ребят интересно было соотнести со своим. Оказалось, что «Белых ворон» видят и отслеживают все. Не все «Белые вороны» готовы признать свою отличность от других. Разные «Белые вороны» не только по характеру, но и по поведению, реакции на обобщённость. Интересно, что не все «Белые вороны» отвергаются обществом, некоторые отделяют себя от него сами. Их одиночество не вынужденное, а выбранное ими. Кому-то так комфортнее, кто-то в силу своей яркой индивидуальности чувствует себя увереннее в одиночестве, но таких мало. В основном «Белые вороны» имеют психологические проблемы разной степени сложности, им свойственна погружённость в себя и нестандартность в мышлении и поступках. По мнению психолога у многих «Белых ворон» высокий потенциал креативности. Анализируя результаты опроса, я понял, что отношение к «Белым воронам» в обществе не такое однозначное, как кажется с первого взгляда. Явного негативизма практически никто не высказывал, признавая право личности на индивидуальность, но в характеристике преобладают отрицательные качества.

Я считаю, что обратил внимание общественности на «Белых ворон», так как разговаривал со многими учителями и ребятами. Представляя свою работу на школьной и городской конференции научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ учащихся, я видел искреннюю заинтересованность темой сверстников и взрослых, аудитория живо включалась в обсуждение проблемы, приводилось много примеров, высказывались собственные мнения.

В перспективе развития темы хотелось бы взять более широкий круг людей, рассмотреть конфликты человека и общества, понять природу возникновения этого явления, найти решение проблемы унижения и дискриминации "Белых ворон".


Центр дистанционного образования «Эйдос», 2007 www.eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru

belki-nukleinovie-kisloti.html
belki-v-obmene-veshestv-test-osnovi-ekonomiki-i-organizacii-v-farmacii.html
belkin-r-s-kriminalistika-problemi-tendencii-perspektivi-ot-teorii-k-praktike-stranica-12.html
belkin-r-s-kriminalistika-problemi-tendencii-perspektivi-ot-teorii-k-praktike-stranica-19.html
belkovskij-medvedev-i-ivanov-ne-vojdut-v-trojku-edinoj-rossii-grizlov-b-v-monitoring-smi-29-sentyabrya-1-oktyabrya-2007-g.html
bellerbys-college-a-level.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-anomalii-razvitiya-zhelchevivodyashih-putej-a-a-shalimov-s-a-shalimov-m-e-nichitajlo-b-v-domanskij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-kursovomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-napravleniya-656300-tehnologiya-lesozagotovitelnih-i-derevoobrabativayushih-proizvodstv.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhitie-prepodobnogo-otca-nashego-savvatiya-soloveckogo-chudotvorca-zhitiya-svyatih.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-10-regulirovanie-obshestvennoj-zhizni-upravlenie-i-samoorganizaciya-tema-sociologiya-i-ee-izuchenie-v-visshej-shkole-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-torgovo-promishlennoj-palati-nizhegorodskoj-oblasti-na-2007-god-nizhnij-novgorod-2007-god-stranica-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistema-uslovnih-oboznachenij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-sovremennij-chelovek-i-rol-proektnogo-mishleniya-u-sovremennogo-cheloveka.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-drs-ilmis-zhne-ilmisti-reket-psihologiyasi-jimdasan-ilmistiliti-kriminologiyali-sipattamasi-drs-zhospari.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-gosgortehnadzora-rf-ot-9-fevralya-2004-g-n-20-ob-otchetnosti-po-osnovnoj-deyatelnosti-v-sisteme-federalnogo-gornogo-i-promishlennogo-nadzora-rossii-stranica-4.html
  • desk.bystrickaya.ru/perevod-s-bobrova-i-m-bogoslovskoj-poln-sobr-pes-v-6-i-t-t-4-stranica-13.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/flat-panel-ploskaya-panel-flat-panel-bbk-81-2ang-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/process-pyatidesyati-vosmi-kommersant-vlast-30032009-novosti-7.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ustanovleni-novie-koefficienti-k-bazovim-stavkam-tarifov-sborov-i-plati-na-gruzovie-zheleznodorozhnie-perevozki.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-nedostayushej-informacii-dayut-otveti-na-eshe-dva-voprosa-1-marketing-sootvetstvuyushij-svoemu-vremeni-priroda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauki-religii-i-filosofii-stranica-51.html
  • literature.bystrickaya.ru/dalton-plan-v-russkoj-shkolepod-red-n-s-stepanova-i-n-v-chehova-m-brokgauz-i-efron-1924-elektronnij-resurs-dorofeev-n-v.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sochinenie-po-kartine-levitana-zolotaya-osen-3-klass.html
  • composition.bystrickaya.ru/pisma-i-v-stalina-v-m-molotovu-1925-1936-gg-sbornik-dokumentov-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomika-rossii-diplomatiya-9.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-k-ekzamenu-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-reklama-v-socialno-kulturnoj-sfere-.html
  • grade.bystrickaya.ru/nizkourovnevoe-programmirovanie-dlya-dzenstvuyushih.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-teoriya-prinyatiya-reshenij-dlya-specialnosti-230102-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-xv-oblastnom-konkurse-mi-vibiraem-budushee-obshie-polozheniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-reshenie-zadachi-osushestvim-s-pomoshyu-diagrammi-ejlera-venna-ris-5.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-tajnie-zhelaniya-individa-s-a-zelinskij-analiz-massovih-manipulyacij-v-rossii.html
  • student.bystrickaya.ru/115-pryamougolnie-strukturi-massivi-lekcij-2-seminarov-0-2-laboratornih-2-do-1-aprelya-10-ballov-na-f-kto.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osobennosti-vinokureniya-v-ukraine.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-stranica-11.html
  • writing.bystrickaya.ru/l-i-kondratev-moskva-2010-god-stranica-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-antropologiya-specialnost-040101-65-socialnaya-rabota.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-harvard-business-review-paperback-stranica-7.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-socialnij-kontrol-uchebnoe-posobie-moskva-2008-udk-bbk-fedorov-i-v-novikova-m-a-ekonomicheskaya-sociologiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-vipolneniyu-i-oformleniyu-kursovih-rabot-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-080507-65-menedzhment-organizacii.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatie-o-nauke-istoriya-russkoj-cerkvi-eyo-predmet-i-zadacha-istochniki-istoriografiya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-vnesti-v-zhizn-detej-radost-sovershenstvovat-umenie-kulturnogo-obsheniya-drug-s-drugom.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.