.RU

БЕЛЫЙ ДОМ ПОДДЕРЖИТ ЭКСПОРТЕРОВ ВТЕМНУЮ - Министерство экономического развития


^ БЕЛЫЙ ДОМ ПОДДЕРЖИТ ЭКСПОРТЕРОВ ВТЕМНУЮ

Важнейшими объектами поддержки экспорта могут стать газ и оружие

Петр Нетреба

Коммерсантъ, N196, 28.10.2008, с. 14

По словам Эльвиры Набиуллиной, в 2009 году может быть создано агентство по страхованию экспортных контрактов в рамках ВЭБа

Правительство вчера одобрило стратегию внешнеэкономической деятельности РФ до 2020 года. Стратегией предусмотрены в 2009 году создание агентства по страхованию экспортных контрактов и поддержка госстрахованием исчезающих возможностей кредитования экспортеров РФ в зарубежных банках. Приоритетно инструменты госпомощи будут предоставляться по контрактам с контрагентами из ЕврАзЭС, Ирана, Китая, Индии, Афганистана и Монголии. Значительная часть поддержки в рамках стратегии призвана обеспечить военный экспорт и экспорт газа.

Вчера правительство "в основном" одобрило концепцию внешнеэкономической стратегии до 2020 года. Документ разрабатывался не в Минпромторге, а в Минэкономики, на заседании его представила министр экономики Эльвира Набиуллина. Вопрос о том, какое ведомство должно курировать внешнеторговый блок, на заседании правительства публично не обсуждался. Напомним, что решение этого вопроса было отложено Белым домом еще в июне (см. "Ъ" от 11 июня). Впрочем, из принятого вчера решения следует, что некоторые внешнеторговые функции уже не достанутся ни Минэкономики, ни Минпромторгу. По словам Эльвиры Набиуллиной, в 2009 году может быть создано агентство по страхованию экспортных контрактов в рамках ВЭБа.

Напомним, что в Белом доме еще в 2006 году экс-премьер Михаил Фрадков инициировал создание агентства по внешнеэкономической деятельности за счет ликвидации функций регулирования внешней торговли в МЭРТе. Сегодня страхование экспортных кредитов через Росэксимбанк распределяет Минэкономики, а последние два года на эти цели из бюджета выделяется около $1 млрд в год. Но по словам заместителя министра экономического развития Андрея Клепача, "сейчас, по сути, нет страхования экспортных контрактов - страхование идет за рубежом". В России же из-за бюрократических сложностей суммы господдержки экспорта остаются невостребованными.

Обсуждение стратегии велось достаточно закрыто, а накануне заседания в Белом доме источник "Ъ" в правительстве пояснял, что "в основном документ носит закрытый характер". Вчера Эльвира Набиуллина заявила лишь о предстоящем "увеличении финансирования" экспорта, не назвав почти ни одной цифры из стратегии. Обнародованы были лишь некоторые детали стратегии. Так, согласно объяснениям чиновников Белого дома и Минэкономики, основной упор в торговом сотрудничестве России до 2020 года будет сделан на страны ЕврАзЭС. Следующим приоритетом определены приграничные страны - Иран, Индия, Китай, Афганистан и Монголия. В результате реализации стратегии к 2020 году Эльвира Набиуллина обещала увеличить долю России в мировом ВВП с 4% в этом году до 4,2-4,4%, а с учетом стран ЕврАзЭС - до 6%. В открытой части стратегии признается, что на результаты внешней торговли по-прежнему будет влиять экспорт сырья. Если во втором квартале этого года, по данным ЦБ, сальдо торгового баланса оценивается в $52 млрд, то в стратегии Минэкономики прогнозируется отрицательное сальдо $100 млрд по оптимистическому сценарию к 2020 году. Если среднегодовая цена на нефть опустится до $80, то дефицит торгового сальдо будет зафиксирован в 2010 году, а в случае падения среднегодовой цены на нефть до $60-70 за баррель отрицательное торговое сальдо прогнозируется уже в 2009 году.

Конкретные цифры роста экспортной поддержки и приоритеты поддержки в отраслях никем из участников заседания вчера не назывались. Но в распространявшихся справочных материалах было указано, что "при планировании экспортной политики большое внимание уделено поддержке крупнейших госкомпаний на мировых рынках, в частности экспортных планов "Газпрома", Объединенной авиастроительной и Объединенной судостроительной корпораций и других крупных экспортеров". В "Газпроме" вчера отказались ответить на вопрос, потребуется ли компании финансовое госстрахование экспортных контрактов. Основные же предполагаемые объемы экспорта ОАК и ОСК - вооружение, что, видимо, и объясняет наличие секретной части стратегии. Наконец, список приоритетов Белого дома по странам также состоит из крупнейших партнеров России по военно-техническому сотрудничеству. Впрочем, Андрей Клепач добавил к предполагаемым отраслям поддержки и машиностроение.

К содержанию >>

^ НЕ НЕФТЬЮ ЕДИНОЙ

Правительство взяло курс на развитие высокотехнологичного экспорта

Михаил Калмацкий

Новые известия, N198, 28.10.2008, с. 3

По словам Эльвиры Набиуллиной, важнейшим направлением внешнеэкономической политики России станет уменьшение зависимости экономики от экспорта сырья

В понедельник правительство обсуждало внешнеэкономическую политику России до 2020 года. По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, важнейшими направлениями этой политики станут уменьшение зависимости экономики от вывоза сырья и поддержка высокотехнологичного экспорта. По мнению властей, это поможет стране перейти на инновационный путь развития.

По словам главы кабинета министров Владимира Путина, за последние восемь лет объемы российской внешней торговли выросли в 2,2 раза и достигли 579 млрд. долларов. При этом ее структуру премьер считает неудовлетворительной. "Россия по-прежнему чрезмерно зависит от экспорта углеводородов и других сырьевых товаров, значит, и от конъюнктуры мировых цен", - заявил он. Кроме того, глава правительства посетовал, что на собственном внутреннем рынке отечественного производителя часто опережают зарубежные конкуренты, "теснит импорт".

Один из путей решения этих проблем власти видят в формировании государственных институтов поддержки экспорта. "Нам необходимо превратить систему государственной поддержки экспорта в удобный и доступный для отечественных производителей инструмент развития и, прежде всего, для тех отраслей, где мы имеем значительный экспортный потенциал", - заявил Владимир Путин. Речь, по мнению премьера, может идти, в частности, об авиа- и судостроительных корпорациях, сфере космических услуг, атомной отрасли и информационных технологиях. Он также добавил, что Россия способна стать и крупнейшим мировым экспортером сельхозпродукции, о чем свидетельствует 100 млн. тонн собранного урожая.

Особую роль правительство отводит тарифной и таможенной политике, которая должна способствовать расширению переработки сырья на российской территории и стимулировать экспорт продукции с высокой долей добавленной стоимости, при этом не сдерживая техническое перевооружение отечественной экономики. "Цель всех этих мер - максимально задействовать имеющиеся конкурентные преимущества России, в том числе как ключевого игрока в глобальной энергетике, и в то же время - занять новые перспективные ниши в международном разделении труда, продвигать на мировые рынки отечественную несырьевую продукцию, содействовать созданию у нас в стране новых высокотехнологичных производств", - заявил Владимир Путин. Он напомнил, что в стране уже реализованы сотни инвестпроектов в автомобилестроении, пищевой промышленности, производстве стройматериалов, а экспорт продукции отечественного машиностроения по сравнению с 2000 годом вырос более чем в два раза.

По словам г-жи Набиуллиной, планируется увеличить финансирование программ по поддержке экспорта, НИОКР. Также рассматривается возможность создания агентства по страхованию экспортных контрактов внутри структуры Внешэкономбанка.

"У нас сейчас, по сути, нет страхования экспортных контрактов. В основном страхование идет за рубежом", - объяснил необходимость создания такого агентства замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач.

В качестве приоритетных партнерских отношений названы интеграция в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭСа и развитие торговых отношений с СНГ, Китаем, Индией и ЕС.

Теперь все будет зависеть от того, насколько успешно планы правительства будут реализованы. Пока же основным примером процветания и развития внешней торговли продолжает оставаться нефтегазовая отрасль. А в условиях падения цен на нефть полагаться только на нее по меньшей мере недальновидно.

К содержанию >>

^ УЧАСТОК В ОДНОМ ОКНЕ

Для учета и защиты прав собственников на землю будет создана единая федеральная служба

Елена Андреева

Российская Бизнес-газета, N42, 28.10.2008, с. 5

Новое ведомство, объединяющее Росрегистрацию, Роснедвижимость и Роскартографию, будет подчиняться Минэкономразвития

Росрегистрация не будет объединяться с Росимуществом, как планировалось прежде, - об этом впервые официально было заявлено на межрегиональной конференции, прошедшей в Самарской области. Еще весной правительство планировало ликвидировать Росрегистрацию, Роснедвижимость и Роскартографию, передав их функции Рос-имуществу. Теперь же решено создать самостоятельный орган без участия Росимущества, поскольку одно и то же ведомство заниматься одновременно и контролем, и управлением, и регистрацией не может. Реализация федерального закона о государственном кадастре недвижимости объединит регистрационную службу, кадастровое агентство и агентство геодезии и картографии. Новый федеральный орган будет подчиняться министерству экономического развития. Создание системы единого окна позволит рядовым гражданам и бизнесу с гораздо меньшими затратами регистрировать свои права на имущество. Сегодня существующие в разных ведомствах реестры учета пересекаются и даже дублируют друг друга. В результате получить полную достоверную информацию по земельным участкам и расположенным на них строениям, так же как и по жилью, крайне сложно. Отсутствие единой системы учета осложняет оценку кадастровой стоимости земли и определение ее налогового статуса. Зачастую собственник имущества слишком поздно узнает или вообще остается в неведении, что на его участок или жилье зарегистрированы права третьих лиц.

- Сейчас регистрационная служба проводит около сорока миллионов учетных действий в год, - сообщил заместитель главы минэкономразвития Игорь Манылов. - Но коэффициент полезного действия этого ведомства - лишь 20-30 процентов. Проблема - в недостаточном информационном обеспечении участников рынка недвижимости и правообладателей. В Голландии, например, доходы в десятки раз превышают расходы на информационные услуги. А у нас 70-80 процентов платежей в саму систему не попадает - деньги идут "мимо кассы", на громадное число промежуточных звеньев, всевозможных посредников. Поэтому преобразование должно обеспечить максимальный доступ населения к сведениям об обороте имущества.

Новая система будет внедряться поэтапно. В ближайшие полгода-год начнется реформирование центральных аппаратов ведомств. Еще два года, по прогнозу экспертов, уйдет на отладку системы на территориальном уровне. В федеральном бюджете на следующий год на создание нового органа уже заложено 50 миллиардов рублей.

- В условиях финансового кризиса, вызвавшего снижение оборота недвижимости и сокращение регистрационных действий, начать преобразование было бы легче, - заявил председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. - Сейчас мы ждем соответствующего указа президента РФ. Регионам, я считаю, не стоит тянуть, надо начинать формировать оргкомитеты и рабочие группы.

За десять лет работы Росрегистрации добрая половина населения сумела легализовать свое имущество и оформить права на него. В частности, была введена упрощенная схема оформления в собственность дачных участков. Сейчас речь идет о создании аналогичного механизма - "строительной амнистии". Однако главное сегодня, по мнению самих регистраторов, пересмотреть сами процедуры учета. Так, на федеральном уровне будет изменена система архивирования. Нехватка площадок для хранения документов приводит к неразберихе в самих делах, поэтому бумажные носители могут быть вообще упразднены - все данные будут заноситься в электронную базу. Возможен и другой вариант - введение номенклатуры дел. В конечном счете вся система должна объединить данные трех ведомств - без расхождений и нынешних пробелов.

Кстати, сегодня из-за неполноты сведений о земельных участках и их владельцах в государственном кадастре недвижимости у муниципалитетов возникают проблемы с налоговиками. Так, по данным министерства управления финансами Самарской области, у 28 из 37 городских округов и муниципальных районов губернии образовались резервы доходов местных бюджетов на 1,7 миллиарда рублей. Доля этих резервов от объемов плановых показателей 2008 года составляет от 12 до 24 процентов. В результате мытари не могут взимать земельный налог с неучтенных земель. Если же сведения из Роснедвижимости, Росимущества, Росрегистрации, кадастровой службы будут стекаться в единый центр, не только продвинется реформа местного самоуправления, считают создатели новой системы, но и повысится качество обслуживания российских правообладателей.

Елена Андреева, Самара

К содержанию >>

Экономика сбросила темпы

^ Но доходы продолжают расти

Евгений Васильчук

Российская Бизнес-газета, N42, 28.10.2008, с. 1

Согласно прогнозу Минэкономразвития, прирост ВВП в 2009 году составит 6,7%

Официальные данные Росстата о социально-экономическом развитии страны за январь-сентябрь подтвердили тенденцию торможения темпов роста. Причем замедление темпов роста носит в лучшем случае среднесрочный характер, то есть продлится минимум до конца 2009 года.

Такой сценарий не является неожиданным. Минэкономразвития обещало замедление темпов роста уже давно, а с наступлением финансового кризиса прогнозы международных организаций по России стали еще более пессимистичными.

Надо сказать, что обычно в мировой статистической практике данные первых трех кварталов года используются для первых предварительных расчетов ожидаемых итогов за весь год и, соответственно, корректировки среднесрочного прогноза. В 2007 году, например, мин экономразвития даже не стало дожидаться официальных данных Росстата и улучшило прогноз 21 сентября фактически по итогам января-августа.

^ Такие разные прогнозы

Сейчас ситуация принципиально другая. Пересмотр ожидаемых параметров этого и 2009 года отложен на декабрь. К сожалению, ключевым фактором прогноза остается цена на нефть. Пока что минэкономразвития надеется на то, что цена российской нефти останется в 2009 году в коридоре 70-80 долларов за баррель. Но она уже сейчас опускается до 60 долларов, пока признаков существенного улучшения конъюнктуры в ближайшие месяцы нет. В итоге пессимистические оценки мировых рейтинговых агентств и Дойче банка обещают прирост российского ВВП в 2009 году на 3-4 процента. Российские официальные источники, пожелавшие остаться неизвестными, называют цифры, близкие к 4-5 процентам.

Если вспомнить совсем недавно ожидавшиеся в российском правительстве в 2008 году 8 процентов, то падение темпов выглядит весьма чувствительным. Впрочем, если экономика "вытащит" в нынешнем году и 7,5-7,7 процента, а 2009 году останется на уровне 6 процентов вместо ныне прогнозируемых минэкономразвития 6,7 процента, то это мало что изменит. С учетом имеющихся финансовых резервов бюджета и ресурсов Банка России в 2009 году экономика сможет сохранить достаточные темпы роста и обвального сжатия спроса, инвестиций и потребления не произойдет. Сейчас золотовалютные резервы (включая резервные фонды бюджета) сокращаются средним темпом - 15 миллиардов долларов в неделю. Простой расчет показывает, что через полгода вся подушка "безопасности" может заметно похудеть. То есть уже в III квартале 2009 года при том, что конъюнктура мировой экономики и рынков будет оставаться неустойчивой, ситуация может ухудшиться.

Особенно беспокоит ситуация в строительстве. По оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), на кредиты, связанные со строительством и недвижимостью, приходится около 27 процентов портфеля банковских ссуд (включая жилищные кредиты населению и векселя аффилированных организаций). Эта величина достаточно значима для того, чтобы оказать дестабилизирующее воздействие на определенные группы банков в случае возникновения системных проблем в строительной отрасли.

Однако проблемы обнаружились почти у всех ключевых отраслей, и оцениваются они в 3-4 триллиона рублей вливаний, которые надо делать не через полгода, а в ближайшие месяц-два. С большим трудом можно представить себе, как это можно сделать организационно, не говоря уже о системных трудностях.

"Проблема не в отсутствии денег, они осели в банках и компаниях, проблема в кризисе доверия, когда банки и компании сворачивают инвестпроекты и всячески придерживают ликвидность", - цитирует РБК руководителя департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В условиях кризиса, считает он, очень важно предоставить финансовые гарантии не только компаниям, но и гражданам. В противном случае можно спровоцировать социальный взрыв.

Но пока не будем спешить с апокалиптическими прогнозами. Нынешнее "ползучее" падение темпов роста всех макроэкономических показателей на фоне ожидания негативного эффекта финансового кризиса и без того неприятно.

Так, в январе-сентябре 2008 года по сравнению с первым полугодием темп прироста промышленного производства снизился с 5,8 до 5,4 процента, инвестиций в основной капитал - с 16,9 до 13,1 процента, реальных располагаемых доходов - с 8,1 до 7,8 процента, заработной платы - с 13,0 до 12,8 процента, розничного товарооборота - с 15,2 до 15,2 процента. Зато потребительская инфляция в годовом измерении подросла с 13,9 до 14,2 процента, а отпускные цены производителей - с 26,6 до 27,9 процента, то есть почти вдвое опередив потребительские цены.

^ Банки - источники проблем

Впрочем, как видно, сама по себе динамика хоть и неприятная, но отнюдь не катастрофическая. Все будет зависеть от того, как будет "разруливаться" кризис в банковском секторе. Во-первых, тревожат темпы оттока капиталов: 25 миллиардов долларов всего лишь за половину октября - это очень много, копилки надолго не хватит. Во-вторых, идет масштабная миграция вкладов из коммерческих банков в госбанки и валюту, что лишает кредитные учреждения реальных перспектив "выкарабкаться" даже с помощью правительства. Сейчас среднестатистический московский филиал крупнейшего российского банка продает от 100 до 150 тысяч долларов в день. В-третьих, нет уверенности в том, что банки смогут "перекачать" предоставляемую ликвидность по всей банковской системе и в реальный сектор или попадут в ловушку взаимного недоверия и неплатежей; да и цена предоставляемых ресурсов дороговата. Пока вероятность позитивного сценария здесь не столь высока как хотелось бы.

А по данным ВЦИОМ, настроения большинства россиян пессимистичны. Граждане уже считают кризис реальностью и не верят в эффективность антикризисных мер властей, при том что понимают их смысл. Правда, понимание это своеобразное - государство будет спасать заигравшихся биржевиков, безответственные банки и перебравшие кредитов отрасли, кстати, и без того не бедные.

К содержанию >>

^ ВЗЛЕТ С ГАРАНТИЕЙ

Заправщики не смогут произвольно устанавливать цены на авиакеросин

Татьяна Шадрина

Российская газета, N224, 28.10.2008, с. 5

За размеры таможенных пошлин отвечает Минэкономразвития

Сергей Иванов предлагает до 1 мая 2009 года на внутренних регулярных перевозках ввести мораторий на повышение ставок сборов и тарифов за услуги аэропортов и аэронавигационных служб.

Непростую ситуацию, которая сложилась сегодня с пассажирскими авиаперевозками, обсуждали в субботу на закрытом совещании с участием вице-премьера Сергея Иванова и министра транспорта Игоря Левитина. Конечно, многое из докладов на заседании осталось для служебного пользования. Однако, как удалось выяснить "РГ", предложения минтранса нашли поддержку у вице-премьера.

"Обстановка на финансовых рынках такова, что авиакомпании практически полностью лишены доступа к кредитным ресурсам, - подчеркнул вице-премьер. - Производители топлива требуют 100-процентную предоплату, таким образом, платить за топливо перевозчикам нечем". Всем известно, заметил Иванов, что топливно-заправочные комплексы фактически произвольно установили цены на топливо. И отметил, что "минтранс должен привлечь Федеральную службу по тарифам, чтобы установить экономически оправданные тарифы по хранению и доставке топлива под крыло". Он также сообщил, что принято окончательное решение о переходе на систему долгосрочных договоров при поставке авиатоплива в аэропорты. "Контракты будут заключать на срок около года, а цены в них привяжут к рыночным", - конкретизировал Иванов.

Он отметил, что авиакомпаниям нужны таможенные и другие льготы, что необходимо установить экономически оправданные тарифы на топливо, заморозить ставки аэропортового обслуживания. По мнению Иванова, заслуживает внимания и идея предоставления российским авиакомпаниям отсрочки сроком на 6 месяцев, а может, на год, по уплате таможенных пошлин, НДС за воздушные суда иностранного производства и комплектующие к ним с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате. Напомним, что об этом глава минтранса Игорь Левитин говорил несколько месяцев назад. Однако за пошлины отвечает минэкономразвития, а не минтранс, и поэтому таможенный вопрос тогда не решился. Возможно, теперь он будет рассмотрен положительно.

"Оценка финансовых показателей должна являться одним из критериев при рассмотрении вопросов как о выделении кредитов, так и о допуске авиакомпаний на рынок авиаперевозок", - заметил Иванов. Что касается укрупнения компаний, то, по словам Иванова, это нормальное явление. "Но мы не должны забывать о персонале авиакомпаний - летчиках и бортпроводниках, - предупредил вице-премьер. - Люди должны четко знать, какова их судьба".

Между тем на рынке авиаперевозок уже начались сокращения персонала. Все пилоты "Даль авиа" с 1 ноября 2008 года будут уволены из авиакомпании из-за того, что компания находится в предбанкротном состоянии. С 19 октября компания уже не перевозит пассажиров. С 30 октября прекращают свою деятельность ряд авиакомпаний альянса "ЭйрЮнион". А у авиакомпании "Крас Эйр", входящей в альянс, накопились долги по зарплате перед летным составом. В пятницу летчики "КрасЭйр" отказались выходить на работу из-за того, что им не выплачивается зарплата с августа этого года. В результате были отменены рейсы в Норильск и задержан вылет на Благовещенск.

К содержанию >>

^ ПРАВИЛА ИГРЫ

в регулировании алкогольной отрасли наблюдала спецкор отдела потребительского рынка Анна Рябова

Коммерсантъ, N196, 28.10.2008, с. 13

Представители Минэкономразвития приняли участие в заседании круглого стола "Приоритеты государственной алкогольной политики Российской Федерации" в Совете Федерации

Тема присмотра за алкогольной отраслью в этом году суперактуальна. Сначала премьер Владимир Путин принципиально одобрил создание Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Потом Минфин предложил ряд мер по спасению отрасли, в том числе введение минимальных розничных и оптовых цен на алкоголь. А на прошлой неделе в Совете федерации состоялся круглый стол на тему "Приоритеты государственной алкогольной политики Российской Федерации" - его участники признавались, что не считают эту политику до конца продуманной. Причем некоторые из выступавших ораторов - сенаторы, депутаты, чиновники Минэкономразвития, Минсельхоза и Роспотребнадзора - оказались готовы вообще прекратить производство алкоголя в стране по идеологическим причинам.

Например, сенатор от Белгородской области Николай Рыжков посетовал на то, что на пути спасения России от "водочных королей" "стоят люди, которые будут отстреливаться до конца". По мнению сенатора, им есть что терять, например, "вечеринки с девочками в Ницце", где наливают "шампанское ваннами, а икру подают бочками". "Государство не находит силы воли остановить все это, - сокрушается сенатор, - поэтому настолько серьезный вопрос надо поднимать на уровень президента и премьера и бить тревогу". Он озабочен, что "зараза расползлась по всей стране" (возможно, поэтому в Белгородской области уже давно действует система добровольной сертификации "Качество жизни", которую федеральные производители называют региональным водочным сепаратизмом) и розница наводнена алкоголем с непонятным названием (особенно господина Рыжкова смущают слабоалкогольные коктейли "Банка" и "Отвертка"). Спасти ситуацию может только "жесткий документ, сверху донизу регламентирующий все алкогольные вопросы", заключил он.

Сенатора Рыжкова более чем поддерживает депутат комитета Госдумы по экономполитике Валентин Романов. Господин Романов посетовал, что из-за разгула лоббистов, как водочных, так и пивных, Россия будет обречена. У депутата из-за этого "душа так болит", что, по собственному признанию, когда он выступает по этому поводу перед аудиторией, в зале стоит "мертвая тишина", "особенно реагируют женщины". "Недавние события в Грузии и Осетии показали, что пьяная армия России не нужна", - не побоялся констатировать он.

Среди мер, предлагаемых участниками круглого стола, конкретики мало. Николай Рыжков выступает за введение монополии на производство хотя бы спирта (сенатор возглавляет комиссию Совета федерации по естественным монополиям). Замминистра сельского хозяйства Николай Архипов порекомендовал принятие "даже не концепции, а может быть, даже доктрины" по алкогольному рынку (содержание доктрины обсудить не успели). Валентин Романов не стал разбрасываться конкретными рекомендациями: с ЕГАИС депутаты, по его признанию, уже "наколбасили", поэтому теперь из инициатив от депутата можно услышать только о стремлении наладить ситуацию с госстатистикой, "чтобы правда фактов и цифр заставляла общество просыпаться".

Пребывание на круглом столе произвело на меня неизгладимое впечатление. Любопытно, прислушается ли правительство к его участникам перед тем, как внесет в Госдуму пакет мер по регулированию алкогольной отрасли (должно сделать это в конце ноября). Эти меры должны окончательно определить "принципы" регулирования отрасли, чтобы с Нового года приступить к регулированию непосредственно.

К содержанию >>

^ АВТОПРОМ ОБЫГРАЛ ЛОББИСТОВ ВТО

Режим промышленной сборки автокомпонентов возвращается в Россию

Алексей Шаповалов, Александр Гудков, Дмитрий Беликов

^ Коммерсантъ, N196, 28.10.2008, с. 14

НАПАК обращалась к министру экономики Эльвире Набиуллиной с просьбой возобновить режим промсборки автокомпонентов в России

Россия пошла на нарушение предварительных договоренностей в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) - режим промышленной сборки автокомпонентов, новые соглашения по которому свернуты с октября 2007 года, будет действовать в РФ без ограничений по срокам действия. Возвращение торгового режима, отмененного в рамках переговоров по ВТО, позволяет автопроизводителям говорить о сборке узлов автомобилей как о стратегическом направлении развития их бизнеса в России после восстановления рынков.

Как сообщили "Ъ" в Минпромторге, приказ министерства о возобновлении приема заявок от производителей автокомпонентов по режиму промышленной сборки между Минпромторгом, Минэкономики и Минфином уже согласован в Минэкономики, направлен на согласование в Минфин и в ближайшее время может вступить в силу. Режим промсборки был упразднен в октябре 2007 года как противоречащий нормам ВТО, а вместе с ним - и прием заявок от производителей, которые решили воспользоваться льготами, предоставляемыми в режиме промсборки.

До сегодняшнего дня право на подписание таких соглашений после 30 октября 2007 года имеют лишь те компании, кто успел подписать с Минэкономики меморандумы о намерениях (по большинству из меморандумов срок подписания соглашений истек). Постановлением правительства от сентября 2006 года производители автокомпонентов имели право с минимальной пошлиной (от 0% до 3% вместо 5-20%) ввозить комплектующие для сборки узлов и агрегатов автомобилей - с условием, что через три с половиной года с момента подписания доля импортных деталей сократится на 30%. С подписанием приказа такое право будут иметь все претенденты.

Решение о пересмотре некоторых двухсторонних соглашений РФ с ВТО было принято премьер-министром Владимиром Путиным в августе 2008 года (см. "Ъ" от 26 августа). Решение было принято в разгар обострения грузино-осетинского конфликта и последовавших заявлений официальных представителей администрации Джорджа Буша о том, что перспективы присоединения РФ к ВТО "не являются близкими" (см. "Ъ" от 14 июля).

Возвращение режима промсборки автокомпонентов источник "Ъ" в Минэкономики, близкий к торговым переговорщикам РФ на переговорах с ВТО, прокомментировал так: "Этот вопрос несущественен в рамках торговых переговоров и вряд ли сможет серьезно повлиять на переговорную позицию РФ в ВТО. О промсборке мы с партнерами сможем договориться. Вопросы, которые остались на повестке дня, куда более проблематичны".

Если раньше сроки подписания соглашений по промсборке автокомпонентов продлевались лишь до 31 декабря 2009 года, то обновленный приказ Минпромторга, как пояснили "Ъ" в министерстве, исключает какие-либо ограничения по срокам принятия заявок для производителей автокомпонентов. "Мы надеемся, что многие заводы, находящиеся на стадии крупноузловой сборки, в самое ближайшее время подойдут к этапу локализации автокомпонентов, что даст существенный всплеск компонентных производств. Ограничение сроков приема заявок играло отрицательную роль в процессе выполнения обязательств по локализации автосборочных производств", - пояснили в Минпромторге.

Руководитель Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК, объединяет российских и иностранных производителей автокомпонентов в РФ) Михаил Блохин заявил "Ъ", что ассоциация удовлетворена решением Минпромторга. НАПАК добивалась возобновления режима промсборки компонентов в России более полугода, обращалась с соответствующими письмами к министру экономики Эльвире Набиуллиной и министру промышленности и торговли Виктору Христенко. Господин Блохин отметил, что, несмотря на то, что в России появились заводы всех крупнейших иностранных автоконцернов, масштабных компонентных проектов объявлено не было.

Позицию разделяют и в компании Sollers Вадима Швецова, которая заявляла, что производство автокомпонентов для нее станет стратегическим направлением бизнеса наряду с автосборкой и авторитейлом. В Sollers отмечают, что все запущенные проекты автосборки начнут локализовываться только через два года, поэтому потребность в компонентах к этому времени возрастет. По данным Минпромторга, в России до 60% конечной стоимости автомобиля приходится на его компонентную базу (остальное - это затраты на рабочую силу, амортизацию, НИОКР, продвижение продуктов).

Цена вопроса для инвесторов достаточно велика - это сотни миллионов долларов в год. По данным Pricewaterhouse Coopers, в 2007 году объем производства комплектующих для иномарок в отечественной сборке составил порядка $250 млн (всего автомобилей около 440 тыс. штук). К 2012 году производство автомобилей должно увеличиться до 2 млн штук, а обороты производства комплектующих должны составить $10 млрд. Впрочем, очевидно, что перспективы роста сборки автокомпонентов в режиме промсборки напрямую зависят от восстановления платежеспособного спроса на российском автомобильном рынке: пока никто не может оценить сроки возможного восстановление рынка даже с точностью до года.

К содержанию >>

^ ЧАЙНЫЙ СЕРВИС


beseda-dlya-8-9-h-klassov-kak-pravilno-vibrat-professiyu-formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayushihsya.html
beseda-nacionalnoj-valyute-kazahstana-11-let-spisok-ispolzovannoj-literaturi-i-internet-istochnikov.html
beseda-papadzhi-i-choki-nima-rinpoche-oglavlenie.html
beseda-praktikum-s-z-lovcova-vitebsk-2005.html
beseda-s-nikolaem-nikolaevichem-dolgorukim-rasskazivayut-posledovateli-nikolaya-nikolaevicha-dolgorukogo.html
beseda-s-zhakom-derrida-moskva-fevral-1990-g-o-zh-derrida-biogafiya-i-bibliogafiya-1990-riklin-m.html
  • learn.bystrickaya.ru/fizicheskaya-kultura.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-disciplina-mikroprocessornie-sistemi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnie-operatori-yazika-turbo-paskal-proceduri-i-funkcii.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-i-tehnologiya-raboti-socialnogo-pedagoga-pod-redakciej.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya10-doklad-predstavlyaetsya-komitetu-po-pravam-cheloveka-kpch-oon-v-svyazi-s-rassmotreniem-komitetom-pyatogo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-vichislitelnie-mashini-sistemi-i-seti.html
  • grade.bystrickaya.ru/montazhnij-film-programma-uchebno-oznakomitelnoj-praktiki-i-kurs-i-proizvodstvennoj-praktiki-studentov-ii-iii.html
  • student.bystrickaya.ru/3-informaciya-i-obyavleniya-zadachi-podrazdeleniya-okipr-vgta-upravlenie-innovacionnoj-infrastrukturoj-vgta-prodvizhenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tvorcheskaya-evolyuciya-zhivoj-i-nezhivoj-materii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-napravlenie-podgotovki-050100-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kulturnij-socialnij-i-simvolicheskij-kapitali-obzornij-material-cocialnie-seti.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yugo-vostochnoe-okruzhnoe-upravlenie-obrazovaniya-departamenta-obrazovaniya-goroda-moskvi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-matematicheskie-osnovi-psihologii-naimenovanie-uchebnoj-disciplini-dlya-specialnosti-050706-pedagogika-i-psihologiya-kod-i-nazvanie-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predislovie-k-izdaniyu-stranica-19.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-rekomendovana-pck-specialnosti-09-02-04-230401-opk-protokol-01-ot-01-sentyabrya-2014-g-predsedatel-pck-goryunova-m-v-recenzenti-vnutrennij-trubicina-o-v-prepodavatel-opk-sti-nitu-misis.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vivodi-k-razdelu-1-dissertaciya-na-soiskanie-nauchnoj-stepeni.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-prepodavanii-lingvisticheskih-disciplin-opit-sozdaniya-obuchayushih-multimedijnih-programm-zhislin-a-ya-taldikin-s-b-shetinin-a-v.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-preodoleniya-emocionalnogo-neblagopoluchiya-u-doshkolnikov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-naimenovanie-disciplini-vnutrikorporativnij-pr-ukazivaetsya-naimenovanie-v-sootvetstvii-s-uchebnim-planom.html
  • school.bystrickaya.ru/bipolar-essay-research-paper-the-phenomenon-of.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posobie-na-detej-5-subsidii-i-lgoti-na-oplatu-zhilya-i-kommunalnih-6.html
  • student.bystrickaya.ru/1-obekt-avtomatizacii-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-funkcionalnoj-shemi-avtomatizacii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-4-kristallizaciya-metallov-kurs-lekcij-po-predmetu-materialovedenie-i-tkm.html
  • composition.bystrickaya.ru/ol-lavrik-ta-kalyuzhnaya-nyu-evdokimova-fb-gershunov-sbornik-nauchnih-trudov.html
  • klass.bystrickaya.ru/44-lapsit-exillis1-s-yu-klyuchnikov-simvolika-i-nasledie-kairskogo-otshelnika-4-chast-tradicionnaya-simvolika.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-melioracii-selskohozyajstvennih-zemel-rossii-na-period-do-2020-goda.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-zadach-po-kursu-statistiki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-1-reviziya-sistemnih-resursov-zapusk-odnoj-programmi-iz-drugoj-29-ispolzovanie-komand-interfejsa-s-polzovatelem.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vash-sosed-millioner.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-po-uchebnoj-rabote-za-2013-2014-uchebnij-god-1-shtatnaya-rasstanovka-sotrudnikov-kafedri-ugolovno-pravovih-disciplin.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskaya-diplomatiya-i-koreya-1876-1898-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-16-pismo-v-butilke-graham-hancock-robert-bauval-grem-henkok-robert-byuvel.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-union-oilunocal-istoriya-sozdaniya-tajnogo-mirovogo-pravitelstva-i-metodi-ego-vozdejstviya-na-vsemirnuyu-politiku.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobrane-pestrih-glav.html
  • tasks.bystrickaya.ru/252-stranovie-i-regionalnie-riski-129110-rossiya-g-moskva-gilyarovskogo-47-str-5-informaciya-soderzhashayasya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.