.RU

«Белый пудель»



Шапошник Елена Михайловна МОУ «СОШ № 42» г.Братска Иркутской области


Система уроков изучения рассказа А.И.Куприна

«Белый пудель» в 5 классе


  1. Учебник: М.А.Снежневская, О.М.Хренова, Э.Э.Кац Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.- М.: Мнемозина, 2008.

  2. Тренажёр "Сюжет рассказ "Белый пудель" взят с сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/


УРОК 1

Александр Иванович Куприн. Путь в литературу. «Белый пудель»

Цель урока: Дать учащимся представление о личности писателя, о разнообразии его интересов, познакомить с некоторыми фактами биографии, тем самым подготовить их к восприятию рассказа «Белый пудель», других рассказов писателя. Знакомство с экспозицией рассказа. Чтение главы 1 – 2 рассказа «Белый пудель».

^ I. Оргмомент.

II. Самостоятельное чтение материала учебника о писателе

III. Рассказ о писателе

- Беседа по вопросам: Что вам запомнилось о жизни писателя? Какое воспоминание о нём показалось наиболее интересным? Почему? Каким человеком представляется вам Куприн?

^ IV. Знакомство с экспозицией рассказа

- Чтение главы 1-2 глав (экспозицию, описание природы Крыма). - Беседа по вопросам:

^ V. Итоги урока

Домашнее задание Прочитать рассказ до конца, Составить план рассказа, выполнить задания 1 и 2 к рассказу


УРОК 2

Александр Иванович Куприн. «Белый пудель». Сюжет и конфликт рассказа. Характеры персонажей.

Цель урока: Проверка знания текста рассказа. Выявление сюжетной линии рассказа, участие в конфликте персонажей рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий, закрепить знания о сюжете и конфликте произведения. Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения. Анализ участия персонажей в конфликте рассказа и развитии событий в нем. Формировать умение школьников постигать переживания литературного героя, его внутреннее состояние; обогащать словарь учащихся, касающийся «внутренней жизни» персонажа.

^ I. Оргмомент.

II. Проверка Д/З

- Назовите эпизоды, которые заставили вас поволноваться за героев. Чем были вызваны волнения?

- Используя план рассказа, составленный дома, кратко перескажите сюжет рассказа

Примерный план:

  1. Бродячая труппа артистов

  2. Неудачный день

  3. «Хочу! Собаку-у-у!»

  4. «Не всё… продаётся, что покупается»

  5. Арто украден

  6. Спасение собаки

III. Анализ рассказа

- Дайте определение терминам: Эпизод, сюжет, завязка, конфликт, кульминация.

- Какой эпизод можно назвать завязкой (Трилли хочет собаку)?

- Просмотр видеофрагмента «На даче «Дружба»

- Из-за чего возник конфликт на даче «Дружба»? (социальный конфликт)

- Назовите участников конфликта. Какими рисует Куприн обитателей дачи? Какова роль Трилли и его матери в возникновении конфликта?

- Найдите в третьей главе описание наружности дворника. Какое впечатление он производит?

- Просмотр видеофрагмента «Торг» (нравственный конфликт)

- По четвёртой и шестой главам расскажите о его действиях в истории с Арто. Какими качествами наделил дворника Куприн?

- Объясните, можно ли считать дворника только подневольным исполнителем воли барыни?

- Какие качества характера дедушки проявились в этом эпизоде?

- В рассказе нарисованы два мальчика. Чем и почему они так отличаются друг от друга?

- Какие события заставили Серёжу повзрослеть? (Кража Арто)

- Как эта взрослость проявилась в речи и поведении Серёжи? (выражение лица становится более волевым; распоряжается, берёт всё в свои руки, т.к. дедушка «раскис», потерял веру в справедливость;)

- Почему Серёжа решил выкрасть Арто?

- Найдите в 6 главе слова, раскрывающие переживания мальчика. Какие чувства борются в нём?

- Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?

^ IV. Итоги урока

Домашнее задание подготовить рассказ об одном из героев «Белого пуделя»


УРОК 3

Александр Иванович Куприн. «Белый пудель». Пейзаж в рассказе. Смысл названия.

Цель урока: Выражение учащимися своего отношения к персонажам рассказа, оценка их поступков с морально-нравственной точки зрения. Рассмотрение функциональной роли пейзажа в рассказе. Определение смысла названия рассказа


^ I. Оргмомент.

II. Проверка Д/З и усвоения материала прошлого урока

4-5 человек работа с тренажёром, в это время слушаем рассказы о героях

Выводы:

Главные герои обижены судьбой, их объединила жизнь и повела нелёгкими дорогами бродячих цирковых артистов. Но они достойны не только сочувствия. Гордым человеком, честным тружеником запоминается дедушка Лодыжкин, отказавшийся от стёртого гривенника скупой барыни. Благородным и верным другом предстаёт он в «поединке» с богатыми обитателями дачи и их дворником. У него нет паспорта, он потерял с паспортом и соё настоящее имя, но сохранил человеческое достоинство, доброту и способность трогательно заботиться о других, более слабых и беззащитных: мальчике-сироте, собаке. Полунищий старик уверен, что «не всё продаётся, что покупается». Старик совершает благородный поступок: отказывается продать друга-пуделя за триста рублей – целое состояние, которое позволило бы открыть бакалейную лавку. Этот поступок подчёркивает безнравственность миллионеров Обольяниновых, готовых выложить за каприз своего отпрыска любую сумму, а если деньги не помогут, то спровоцировать преступление – воровство.

Кража Арто – страшный удар для Лодыжкина. Жизнь впроголодь, пыльные дороги, оскорбления и унижения, потеря Арто – всё это подкосило старого человека. Он стал жалким и беспомощным в своём горе, отчаяние достигло предела. Дедушка Лодыжкин жалобно воет, зовя Арто, говорит с Серёжей упавшим голосом, еле слышно, и в итоге шепчет слова испуганно, беспомощно всхлипывая. «Ничего мы тут не сделаем», - твердит он, потеряв последнюю веру в справедливость.

Трудная жизнь скитальца уготована Серёже. До семи лет он находился у забулдыги-сапожника, пока не стал актёром бродячей труппы. Встреча с добрым, заботливым Лодыжкиным позволила мальчику научиться честно зарабатывать хлеб, к 12 годам он уже владел приёмами заправского акробата.

В дедушкиных мечтах он становится артистом лучшего цирка. О будущем мальчика можно только догадываться. Но экстремальная ситуация – кража пуделя – проявляет уже сформировавшиеся лучшие качества Сергея: верность дружбе, умение поддержать и успокоить в трудную минуту близкого человека, не растеряться и принять важное решение самому, способность преодолеть страх, пойти на риск ради достижения благой цели – и достичь её.

Тренажёр



^ III. Анализ роли пейзажа в рассказе

Работа в группах

- Найти описания природы во второй, третьей, шестой главах. Подготовить выразительное чтение. Чьими глазами показана природа? Докажите.

^ Выступления групп

- Какие чувства вызывают картины природы в дедушке и в Серёже? Как эти чувства характеризуют каждого из них?

- Рассмотрите репродукции картин художников, изображавших Крым? Какой вы увидели крымскую природу

^ IV. Письменная работа

- Рассказ о реальной основе сюжета.

Летом 1903 года писатель с семьёй жил в Мисхоре. Дочь писателя пишет в своих воспоминаниях: « в послеобеденное время заходили к нам на дачу бродячие артисты – старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и сними дрессированный белый пудель. Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие.

После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень понравился её мальчику.

«Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли, - рассказывал мальчик.- поэтому мы скорее ушли из города»

Писатель внес изменения в реальную историю и назвал рассказ «Белый пудель».

Почему рассказ назван именно так? Об этом вам предстоит порассуждать в сочинении.

Кто затрудняется, может воспользоваться вспомогательным планом ответа.

Вспомогательный план:

  1. С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?

  2. В чём заключалась работа пуделя-артиста? Почему его так ценил дедушка Лодыжкин?

  3. Какие человеческие качества героев рассказа (дедушки Лодыжкина, Серёжи, Трилли, барыни, дворника) высвечивает их отношение к собаке?

  4. ^ Помог ли Куприну герой рассказа, пудель, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?

Примерный ответ:

Рассказ Куприна нельзя считать повествованием о собаке. Это прежде всего разговор о человеческих отношениях, о вечных истинах: что такое добро, что зло, нравственное и социальное.

Почему же рассказ назван «Белый пудель»? Видимо оттого, что как раз с Арто связаны самые важные события рассказа.. В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки: безобразный каприз избалованного Трилли, бессердечную торговлю богатых обитателей дачи и дворника с дедушкой Лодыжкиным, преступную кражу Арто, рискованное спасение пуделя Серёжей. Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа – бедных и богатых, сытых и голодных, - живущих по разным социальным и нравственным законам.

Отношение к белому пуделю позволяет высветить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника

Домашнее задание отзыв о рассказе Куприна «Чудесный доктор»

beskonechno-dalyokuyu-kazhetsya-na-pervij-vzglyad-stranica-16.html
beskonechno-dalyokuyu-kazhetsya-na-pervij-vzglyad-stranica-22.html
beskonechnoe-mnozhestvo-znachenij-prichem-ee-znache-niya-izmenyayutsya-neprerivno.html
beskontaktnoe-vozdejstvie-kak-psihologicheskij-reagent-obrazcov-v-a-bogomolova-n-n-kriminalisticheskaya-psihologiya.html
beskorpusnaya-germetizaciya-neorganicheskimi-materialami-referat-po-discipline-tehnologicheskie-processi-mikroelektroniki.html
beskrajni-prostori-neba-nad-mirom-mislyu-chelovecheskoj-ne-obyat-ih-no-rasskazivayut-chto-prestol-gospoden-vozdvignut-pryamo-nad-ispaniej-stranica-15.html
  • letter.bystrickaya.ru/mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-s-sosnovo-publichnij-doklad-mou-sosh-s-sosnovo-ob-itogah-2007-2008-uchebnogo-goda.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervij-resheniya-soveta-municipalnogo-rajona-sosnogorsk.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-deyatelnosti-upravleniya-rospotrebnadzora-po-udmurtskoj-respublike-po-obespecheniyu-sanitarno-epidemiologicheskogo-blagopoluchiya-v-2009-godu-i-osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-na-2010-god.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-russko-tatarskoe-dvuyazichie-russkih-monet-xiv-veka-kak-soobshaet-chlen-korr-an-sssr-a-a-ilin-v-kataloge-chekanennie-v-konce-xiv-veka-chekaneni-ot-imeni-hana.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-5-rezultativnost-byudzhetnih-rashodov-mi-gosudarstvennoj-politiki-v-tom-chisle-s-prioritetami-regionalnoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-nomer-telefona-vklyuchaya-kod-goroda-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-naznachenie-na-dolzhnost-peremeshenie-i-prodvizhenie-po-sluzhbe-zakon-respubliki-kazahstan.html
  • holiday.bystrickaya.ru/neke-zhne-otbasi-turali.html
  • control.bystrickaya.ru/defekti-otlivok-i-ih-ispravlenie-konspekt-lekcij-po-teme-materialovedenie-dlya-specialnosti-120100.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-sankt-peterburge-sostoyalsya-sammit-glav-parlamentov-stran-g8-gosduma-rf-monitoring-smi-16-18-sentyabrya-2006-g.html
  • lesson.bystrickaya.ru/raskolnikov-v-sisteme-obrazov-romana-prestuplenie-i-nakazanie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-3-kniga-adresovannaya-vracham-povishayushim-svoyu-professional.html
  • shkola.bystrickaya.ru/romashka.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-grafik-uchebnogo-processa-dlya-studentov-zo-4-kurs-7-j-semestr-2011-2012-uch-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/bankovskij-kredit-na-primere-kabardino-balkarskogo-otdeleniya-sberegatelnogo-banka-chast-12.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-ugkr-po-discipline-linejnie-sooruzheniya-svyazi.html
  • letter.bystrickaya.ru/none-viberite-esli-gromkogovoritel-centralnogo-kanala-ne-podklyuchen-large.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-prepodobnij-nestor-letopisec.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izmerenie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pol-anderson-vrata-letayushih-nozhej-ot-redaktora.html
  • control.bystrickaya.ru/d-rassmotrenie-zayavok-na-uchastie-v-aukcione-e-yu-zahmatov-chleni-edinoj-komissii.html
  • control.bystrickaya.ru/dokumentaciya-otkritogo-zaprosa-predlozhenij-na-postavku-goryuche-smazochnih-materialov-v-assortimente-dlya-nuzhd-oao-chuvashsetgaz.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-rabot-opublikovannih-po-teme-dissertacii-pravovoe-regulirovanie-organizacii-i-deyatelnosti-holdinga-kak.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vistavki-10-00-otkritie-vistavki-privetstvennoe-slovo-generalnogo-direktora-agentstva-optimum-consulting-services-abiltaevoj-s-m.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-gorodskih-meropriyatij-s-19-dekabrya-2008-goda-po-4-yanvarya-2009-goda-vremya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-v-internet-tehnologii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/citata-dnya-izvestiya-avtor-ne-ukazan-19092008-175-str-5-federal-pervij-kanal-novosti-18-09-2008-pankratova-yuliya-15-00-11.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mozg-tekst-kultura-iskusstvennij-intellekt-lotman-yu-m-stati-po-semiotike-i-topologii-kulturi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-stranica-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svyatoslav-rihter-shkolu-ya-nenavidel32-yu-b-gippenrejter-roditelyam-kak-bit-rebenkom.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-12-etnopsihologiya-semejnih-otnoshenij-krisko-v-g-k-85-etnopsihologiya-i-mezhnacionalnie-otnosheniya-kurs.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kavan-led.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-12-recenzenti-doktor-pedagogicheskih-nauk-dejstvitelnij-chlen-rao-professor-g-n-volkov-doktor-pedagogicheskih.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-inspekcionno-kontrolnoj-deyatelnosti-pravil-a-dlya-uchashihsya-mou-sosh-50.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-primeneniya-pravil-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-i-vneseniya-v-nih-izmenenij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.