Белоусова И.А - Материалы международной студенческой научной конференции 21 апреля 2009 г г. Екатеринбург, Россия Екатеринбург 2009
.RU

Белоусова И.А - Материалы международной студенческой научной конференции 21 апреля 2009 г г. Екатеринбург, Россия Екатеринбург 2009


^ Белоусова И.А.

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Институт иностранных языков, 4курс, 401 гр.

Научный руководитель: Польшина Т.В., старший преподаватель кафедры английской филологии и сопоставительного языкознания, ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
^ Развитие речевой способности к иноязычному общению у детей на раннем этапе обучения

Актуальность данной работы выражена в позиции международных экспертов ЮНЕСКО к раннему обучению иностранного языка. Они подчеркивают перспективность идеи в формировании целостного представления детей об окружающем мире, в воспитании уважения и толерантного отношения к людям независимо от национальной принадлежности, языка, вероисповедания, а также в интеллектуальном и психофизиологическом развитии детей.

Ученые признают, что наиболее благоприятным для овладения иностранным языком является возраст 5-8 лет, когда система родного языка уже достаточно хорошо освоена ребенком, и к новому языку он относится достаточно сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому формулировать свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке.

ГОС определяет начало обучения с 8 лет. С другой стороны – социальный заказ - осознание в той или иной степени важности языкового образования в современном обществе стимулирует в последние десятилетия большинство родителей приобщать своих детей к иностранному языку с раннего возраста.

Несмотря на то, что возраст с 5 до 8 лет является наиболее благоприятным для развития речевой способности на иностранном языке, способы формирования ее механизмов недостаточно разработаны. Основная проблема заключается в том, что потребность в изучении иностранного языка в младшем школьном возрасте явно выражена, а средства обучения для данной категории детей разработаны недостаточно.

Мы разделяем точку зрения В.П. Белянина о том, что «речевая способность присуща каждому человеку и формируется через процесс общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками с одной стороны, и через процесс развития предметной и познавательной деятельности – с другой» [Белянин 2004: 42].

Мы разделяем точку зрения Л.Ф. Бахмана о том, что на сегодняшний день наиболее перспективной представляется модель коммуникативной языковой способности. Она состоит из языковой компетенции, стратегической компетенции и психофизиологических механизмов.

С нашей точки зрения развитие речевой способности начинается с формирования психофизиологических механизмов, подлежащих формированию именно на начальном этапе обучения.

При разработке способов развития речевой способности у младших школьников мы обратились к теоретическим основам речевой деятельности. Согласно названной теории в структуре речевой деятельности выделяют 3 уровня: мотивационо-побудительный, ориентировочно-иссле­довательский (аналитико-синтетический) и исполнительный; и 2 стороны: предметную и операционную. Для нас наибольший интерес представляет иноязычная речевая деятельность, которая по определению Б.В. Беляева включает «речь как процесс общения и тренировку» [Беляев 1965: 17].

С точки зрения В.П. Белянина, «речевая деятельность во всех видах (аудировании, говорении, чтении и письме) реализуется посредством сложного речевого механизма, в который входят: осмысление, опережающее отражение, оперативная и долговременная память» [Белянин 2004: 44].

Общим механизмом для всех видов речевой деятельности является опережающее отражение, которое рассматривается в рецепции как вероятностное прогнозирование (ожидание того, что человек скажет), а в продукции – как упреждающий синтез.

Так как на начальном этапе овладение иностранным языком через речевую деятельность происходит естественным путем, то обучение начинается с аудирования и говорения. Являясь устной формой обучения, оба эти процесса неразрывны в общении и как виды речевой деятельности тесно связаны в обучении: обучение говорению немыслимо без обучения аудированию.

Нами были рассмотрены механизмы аудирования, а именно:

Также нами были определены трудности, возникающие в процессе обучения аудированию:

Названные механизмы аудирования были соотнесены с механизмами, участвующими в развитии говорения на иностранном языке, а именно с механизмом комбинирования и подчиненными ему механизмами репродукции и выбора. В последствии развивается механизм конструирования, зависящий от ситуации общения и действующий на основе чувства языка.

Во II главе работы были рассмотрены содержание и технологии обучения аудированию и говорению, а также проанализированы средства обучения младших школьников, а именно «Устный вводный курс к УМК по английскому языку для II класса» авторов З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкой и «Enjoy English» М.З. Биболетовой.

В результате мы пришли к следующим выводам:

1) В качестве объекта обучения на начальном этапе выступает речевая деятельность.

2) Обучение устной речевой деятельности должно осуществляться параллельно – аудирование как средство формирования речевых навыков, а сами речевые навыки как база для развития навыков аудирования.

3) Система упражнений для формирования речевых навыков должна включать в себя упражнения на формирование механизмов речевой деятельности.

4) Такая система упражнений представлена недостаточно в УМК для начального этапа обучения.

5) В практической части работы нами разработаны упражнения на развитие фонематического и интонационного слуха.


^ Библиографический список

1) Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам [Текст]. – М.: Просвещение, 1965. – 226с.

2) Белянин В.П. Психолингвистика [Текст]: Психолого-Социальный институт, - 2-е изд. – М.: Флинта, 2004. – 232с.

bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-s-1999-po-2008-gg-stranica-12.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-s-1999-po-2008-gg-stranica-41.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-1-polugodii-2009-g.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-200-stranica-4.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-2007-2008-gg.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-2007-2009-gg-stranica-15.html
  • literature.bystrickaya.ru/data-formirovaniya-01-07-2010-reestp-vidannih-licenzij-stranica-13.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-i-senkovskij-nekotorie-somneniya-kasatelno-istorii-gruzinov.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-metodologiya-celostnogo-analiza-literaturnogo-proizvedeniya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-filologicheskih.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozheniya-stranica-7.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossiiskaya-arheologiya-4-2002-l-a-belyaev-gl-redaktor-zhurnala-rossijskaya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/alkogoln-napo-chast-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kapitel-6-tot-zhe-den-blizhe-k-polunochi-moskva-starij-arbat-35-beta-versiya-romana-kak-i-beta-versiya-programmi.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-rimskoe-pravo-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktualnost-razrabotki-programmi-obuslovlena-neobhodimostyu-adaptirovat-sushestvuyushuyu-avtorskuyu-programmu-k-realnim-usloviyam-prepodavaniya-v-shkole-cel-obucheniya-anglijskomu-yaziku-v-5-klasse-stranica-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-patrioticheskoe-vospitanie-detej-i-molodezhi-petrogradskogo-rajona-na-2011-2015-godi-20-programma-vospitanie-yunogo-peterburzhca-na-2011-2015-godi-24-stranica-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/motiv-i-cel-voinskih-prestuplenij-po-sovetskomu-ugolovnomu-pravu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-centralnoj-stranica-15.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/republikablgari-ya-smetnapalat-a-dokla-d-za-rezultatite-ot-izvrsheniya-odit-na-dejnostta-po-upravlenie-i-razporezhdane-s-gori-ot-obshinskiya-gorski-fond-v-obshina-samokov-za-perioda-ot-01-01-2004-g-do-31-12-2006-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-imperatorskoj-vlasti-posle-marka-kniga-i-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-ya-mezhdunarodnaya-specializirovannaya-vistavka-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-meropriyatiya-informaciya-o-rezultatah-rassmotreniya-voprosov-vklyuchennih-v-povestku-dnya-zasedaniya-gosudarstvennoj.html
  • lesson.bystrickaya.ru/septalnie-stenti-perspektiva-bestamponadnogo-vedeniya-pacientov-perenesshih-septoplastiku.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-prakticheskoe-i-uchebno-laboratornoe-oborudovanie-nachalnaya-shkola.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-2-polugodie-2009-goda-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-razdelah-3-6-variant-otveta-otmechaetsya-znachkom-h-ob-utverzhdenii-statisticheskogo-instrumentariya-dlya-organizacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-190601-avtomobili-i-avtomobilnoe-hozyajstvo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svoevremennoe-pravitelstvo-nasha-versiya-ruslan-gorevoj-19052008-018-str-6-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anketnij-opros-kak-metod-sbora-socialnoj-informacii-chast-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektronnoe-uchebno-metodicheskoe-posobie-19-opisanie-osnovnih-funkcij-yazika-html-19-vibor-instrumentariya-20-opisanie-razrabotannogo-elektronnogo-posobiya-21-perechen-tem-rabochej-programmi-25.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-logopedicheskoj-sluzhbi-publichnij-doklad.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-integrirovannie-sistemi-proektirovaniya-i-upravleniya-rekomendovana-metodicheskim-sovetom-ugtu-upi-dlya-napravleniya-220300-avtomatizirovannie-tehnologii-i-proizvodstva.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pod-obshej-redakciej.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spekulyativnij-rost-rinkov-posle-viborov-v-grecii-i-v-ozhidanii-qe3-ot-frs-smenilsya-ocherednoj-volnoj-negativa-ekonomicheskie-indikatori-vihodivshie-v-evrope-kit.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-18-granic-ne-sushestvuet-kniga-istorii-uspeha-uchenikov-bogatogo-papi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dvizheniya-i-partii-socialisticheskoj-orientacii-krasnov-v-n.html
  • institut.bystrickaya.ru/tradicii-dou.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/evgenij-ivanovich-zamyatin-uezdnoe.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-potencialnim-uchastnikam-uchastnikam-podtverzhdenie-sootvetstviya-predyavlyaemim-trebovaniyam.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/r-h-yangirova-o-razvitii-rinka-gruzovih-perevozok-do-2015-goda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-stroitelnogo-fakulteta-2008.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.