.RU

Белоусова И.А - Материалы международной студенческой научной конференции 21 апреля 2009 г г. Екатеринбург, Россия Екатеринбург 2009


^ Белоусова И.А.

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Институт иностранных языков, 4курс, 401 гр.

Научный руководитель: Польшина Т.В., старший преподаватель кафедры английской филологии и сопоставительного языкознания, ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
^ Развитие речевой способности к иноязычному общению у детей на раннем этапе обучения

Актуальность данной работы выражена в позиции международных экспертов ЮНЕСКО к раннему обучению иностранного языка. Они подчеркивают перспективность идеи в формировании целостного представления детей об окружающем мире, в воспитании уважения и толерантного отношения к людям независимо от национальной принадлежности, языка, вероисповедания, а также в интеллектуальном и психофизиологическом развитии детей.

Ученые признают, что наиболее благоприятным для овладения иностранным языком является возраст 5-8 лет, когда система родного языка уже достаточно хорошо освоена ребенком, и к новому языку он относится достаточно сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому формулировать свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке.

ГОС определяет начало обучения с 8 лет. С другой стороны – социальный заказ - осознание в той или иной степени важности языкового образования в современном обществе стимулирует в последние десятилетия большинство родителей приобщать своих детей к иностранному языку с раннего возраста.

Несмотря на то, что возраст с 5 до 8 лет является наиболее благоприятным для развития речевой способности на иностранном языке, способы формирования ее механизмов недостаточно разработаны. Основная проблема заключается в том, что потребность в изучении иностранного языка в младшем школьном возрасте явно выражена, а средства обучения для данной категории детей разработаны недостаточно.

Мы разделяем точку зрения В.П. Белянина о том, что «речевая способность присуща каждому человеку и формируется через процесс общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками с одной стороны, и через процесс развития предметной и познавательной деятельности – с другой» [Белянин 2004: 42].

Мы разделяем точку зрения Л.Ф. Бахмана о том, что на сегодняшний день наиболее перспективной представляется модель коммуникативной языковой способности. Она состоит из языковой компетенции, стратегической компетенции и психофизиологических механизмов.

С нашей точки зрения развитие речевой способности начинается с формирования психофизиологических механизмов, подлежащих формированию именно на начальном этапе обучения.

При разработке способов развития речевой способности у младших школьников мы обратились к теоретическим основам речевой деятельности. Согласно названной теории в структуре речевой деятельности выделяют 3 уровня: мотивационо-побудительный, ориентировочно-иссле­довательский (аналитико-синтетический) и исполнительный; и 2 стороны: предметную и операционную. Для нас наибольший интерес представляет иноязычная речевая деятельность, которая по определению Б.В. Беляева включает «речь как процесс общения и тренировку» [Беляев 1965: 17].

С точки зрения В.П. Белянина, «речевая деятельность во всех видах (аудировании, говорении, чтении и письме) реализуется посредством сложного речевого механизма, в который входят: осмысление, опережающее отражение, оперативная и долговременная память» [Белянин 2004: 44].

Общим механизмом для всех видов речевой деятельности является опережающее отражение, которое рассматривается в рецепции как вероятностное прогнозирование (ожидание того, что человек скажет), а в продукции – как упреждающий синтез.

Так как на начальном этапе овладение иностранным языком через речевую деятельность происходит естественным путем, то обучение начинается с аудирования и говорения. Являясь устной формой обучения, оба эти процесса неразрывны в общении и как виды речевой деятельности тесно связаны в обучении: обучение говорению немыслимо без обучения аудированию.

Нами были рассмотрены механизмы аудирования, а именно:

Также нами были определены трудности, возникающие в процессе обучения аудированию:

Названные механизмы аудирования были соотнесены с механизмами, участвующими в развитии говорения на иностранном языке, а именно с механизмом комбинирования и подчиненными ему механизмами репродукции и выбора. В последствии развивается механизм конструирования, зависящий от ситуации общения и действующий на основе чувства языка.

Во II главе работы были рассмотрены содержание и технологии обучения аудированию и говорению, а также проанализированы средства обучения младших школьников, а именно «Устный вводный курс к УМК по английскому языку для II класса» авторов З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкой и «Enjoy English» М.З. Биболетовой.

В результате мы пришли к следующим выводам:

1) В качестве объекта обучения на начальном этапе выступает речевая деятельность.

2) Обучение устной речевой деятельности должно осуществляться параллельно – аудирование как средство формирования речевых навыков, а сами речевые навыки как база для развития навыков аудирования.

3) Система упражнений для формирования речевых навыков должна включать в себя упражнения на формирование механизмов речевой деятельности.

4) Такая система упражнений представлена недостаточно в УМК для начального этапа обучения.

5) В практической части работы нами разработаны упражнения на развитие фонематического и интонационного слуха.


^ Библиографический список

1) Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам [Текст]. – М.: Просвещение, 1965. – 226с.

2) Белянин В.П. Психолингвистика [Текст]: Психолого-Социальный институт, - 2-е изд. – М.: Флинта, 2004. – 232с.

bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-s-1999-po-2008-gg-stranica-12.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-s-1999-po-2008-gg-stranica-41.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-1-polugodii-2009-g.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-200-stranica-4.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-2007-2008-gg.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-2007-2009-gg-stranica-15.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-k-andreev-voprosi-k-kollokviumu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-yugre-budut-uvelicheni-viplati-postradavshim-na-proizvodstve.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya-kafedra-prava.html
  • school.bystrickaya.ru/karl-gustav-yung-karl-gustav-yung.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-4-obrazci-form-i-dokumentov-dlya-zapolneniya-uchastnikami-razmesheniya-zakaza-dokumentaciya-ob-aukcione-otkritij-aukcion.html
  • spur.bystrickaya.ru/kodeks-buhgalterov-i-auditorov-uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-napravleniya-080100-62-ekonomika.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-hvatkovo-nauchno-issledovatelskaya-rabota-po-podgotovke-dokumenta-territorialnogo-planirovaniya-shema-territorialnogo.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkij-slovar-parallelizmov-stranica-5.html
  • college.bystrickaya.ru/1-religiya-ee-rol-v-zhizni-sovremennogo-obshestva-stranica-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/generalnij-plan-p-berezovka-krasnoyarskogo-kraya-tom-stranica-56.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4soderzhanie-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-matematika-nazvanie.html
  • reading.bystrickaya.ru/mandelshtam-n-ya-vospominaniya-m-soglasie-1999-ss-i-xx-7-231-stranica-36.html
  • credit.bystrickaya.ru/pechatnaya-elektronika-na-baze-roll-to-roll-tehnologii-tehnologicheskoj-platformi.html
  • essay.bystrickaya.ru/cena-kontrakta-i-poryadok-raschetov-proekt-razrabotan-ano-soyuzekspertiza.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-prakticheskoj-zadachi-zadanie-4-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie.html
  • control.bystrickaya.ru/budushee-rossii-chast-4.html
  • composition.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-po-kursu-makroekonomik-a-chast-p.html
  • urok.bystrickaya.ru/preemstvennost-nachalnoj-i-osnovnoj-shkoli-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-komarovskoj-sosh.html
  • crib.bystrickaya.ru/izvestiya-moskva-n021-922009-arabov-pavel-gaz-dlya-evropi-podesheveet-v-poltora-raza.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9svoenravie-u-cigan-moj-koronovannij-poklonnik-debyut-v-kabare-maskaradi-burnoe-obyasnenie-s-otcom.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-takoe-yumor-i-pochemu-on-razvilsya-kak-populyarnij-zhanr-v-russkoj-literature-nachala-hh-veka-stranica-13.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-6-prestupleniya-protiv-konstitucionnih-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-kemerovo-2005.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-nailuchshimi-pozhelaniyami-yavno-vizivayushee-nazvanie-knigi-konechno-mozhet-zadet-vas-no-novogo-v-etom-pravo-zhe.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-grammatika-i-leksika-miheeva-i-v-anglijskij-yazik-xi-klass-uchebnik-dlya-shkol-s-uglublennim-izucheniem.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-1-glava.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-1031-129--9-literaturi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deutsche-welle-04042011-narushenij-na-viborah-ne-zamecheno-vpechatleniya-nemeckogo-nablyudatelya-v-kazahstane.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vistuplenie-zaveduyushego-otdelom-pravovogo-i-kadrovogo-obespecheniya-ksp-sk-o-o-gorha.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yahta-na-meli-izdanie-2-e-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornij-praktikum.html
  • student.bystrickaya.ru/1-lekciya-predposilki-i-osnovnie-napravleniya-razvitiya-menedzhmenta-v-sfere-informacionnoj-bezopasnosti-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bezborodov-ma-magistrant-konferencii-nauchnaya-konferenciya-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-aspirantov-i-soiskatelej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poza-i-zhesti-privivka-ot-stressa-kak-stat-hozyainom-svoej-zhizni.html
  • learn.bystrickaya.ru/filosofskie-idei-lyudviga-stranica-19.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.