.RU

Белоусова И.А - Материалы международной студенческой научной конференции 21 апреля 2009 г г. Екатеринбург, Россия Екатеринбург 2009


^ Белоусова И.А.

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Институт иностранных языков, 4курс, 401 гр.

Научный руководитель: Польшина Т.В., старший преподаватель кафедры английской филологии и сопоставительного языкознания, ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
^ Развитие речевой способности к иноязычному общению у детей на раннем этапе обучения

Актуальность данной работы выражена в позиции международных экспертов ЮНЕСКО к раннему обучению иностранного языка. Они подчеркивают перспективность идеи в формировании целостного представления детей об окружающем мире, в воспитании уважения и толерантного отношения к людям независимо от национальной принадлежности, языка, вероисповедания, а также в интеллектуальном и психофизиологическом развитии детей.

Ученые признают, что наиболее благоприятным для овладения иностранным языком является возраст 5-8 лет, когда система родного языка уже достаточно хорошо освоена ребенком, и к новому языку он относится достаточно сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому формулировать свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке.

ГОС определяет начало обучения с 8 лет. С другой стороны – социальный заказ - осознание в той или иной степени важности языкового образования в современном обществе стимулирует в последние десятилетия большинство родителей приобщать своих детей к иностранному языку с раннего возраста.

Несмотря на то, что возраст с 5 до 8 лет является наиболее благоприятным для развития речевой способности на иностранном языке, способы формирования ее механизмов недостаточно разработаны. Основная проблема заключается в том, что потребность в изучении иностранного языка в младшем школьном возрасте явно выражена, а средства обучения для данной категории детей разработаны недостаточно.

Мы разделяем точку зрения В.П. Белянина о том, что «речевая способность присуща каждому человеку и формируется через процесс общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками с одной стороны, и через процесс развития предметной и познавательной деятельности – с другой» [Белянин 2004: 42].

Мы разделяем точку зрения Л.Ф. Бахмана о том, что на сегодняшний день наиболее перспективной представляется модель коммуникативной языковой способности. Она состоит из языковой компетенции, стратегической компетенции и психофизиологических механизмов.

С нашей точки зрения развитие речевой способности начинается с формирования психофизиологических механизмов, подлежащих формированию именно на начальном этапе обучения.

При разработке способов развития речевой способности у младших школьников мы обратились к теоретическим основам речевой деятельности. Согласно названной теории в структуре речевой деятельности выделяют 3 уровня: мотивационо-побудительный, ориентировочно-иссле­довательский (аналитико-синтетический) и исполнительный; и 2 стороны: предметную и операционную. Для нас наибольший интерес представляет иноязычная речевая деятельность, которая по определению Б.В. Беляева включает «речь как процесс общения и тренировку» [Беляев 1965: 17].

С точки зрения В.П. Белянина, «речевая деятельность во всех видах (аудировании, говорении, чтении и письме) реализуется посредством сложного речевого механизма, в который входят: осмысление, опережающее отражение, оперативная и долговременная память» [Белянин 2004: 44].

Общим механизмом для всех видов речевой деятельности является опережающее отражение, которое рассматривается в рецепции как вероятностное прогнозирование (ожидание того, что человек скажет), а в продукции – как упреждающий синтез.

Так как на начальном этапе овладение иностранным языком через речевую деятельность происходит естественным путем, то обучение начинается с аудирования и говорения. Являясь устной формой обучения, оба эти процесса неразрывны в общении и как виды речевой деятельности тесно связаны в обучении: обучение говорению немыслимо без обучения аудированию.

Нами были рассмотрены механизмы аудирования, а именно:

Также нами были определены трудности, возникающие в процессе обучения аудированию:

Названные механизмы аудирования были соотнесены с механизмами, участвующими в развитии говорения на иностранном языке, а именно с механизмом комбинирования и подчиненными ему механизмами репродукции и выбора. В последствии развивается механизм конструирования, зависящий от ситуации общения и действующий на основе чувства языка.

Во II главе работы были рассмотрены содержание и технологии обучения аудированию и говорению, а также проанализированы средства обучения младших школьников, а именно «Устный вводный курс к УМК по английскому языку для II класса» авторов З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкой и «Enjoy English» М.З. Биболетовой.

В результате мы пришли к следующим выводам:

1) В качестве объекта обучения на начальном этапе выступает речевая деятельность.

2) Обучение устной речевой деятельности должно осуществляться параллельно – аудирование как средство формирования речевых навыков, а сами речевые навыки как база для развития навыков аудирования.

3) Система упражнений для формирования речевых навыков должна включать в себя упражнения на формирование механизмов речевой деятельности.

4) Такая система упражнений представлена недостаточно в УМК для начального этапа обучения.

5) В практической части работы нами разработаны упражнения на развитие фонематического и интонационного слуха.


^ Библиографический список

1) Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам [Текст]. – М.: Просвещение, 1965. – 226с.

2) Белянин В.П. Психолингвистика [Текст]: Психолого-Социальный институт, - 2-е изд. – М.: Флинта, 2004. – 232с.

bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-s-1999-po-2008-gg-stranica-12.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-s-1999-po-2008-gg-stranica-41.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-1-polugodii-2009-g.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-200-stranica-4.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-2007-2008-gg.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-2007-2009-gg-stranica-15.html
  • knigi.bystrickaya.ru/semestr-kolichestvo-chasov-na-disciplinu-poyasnitelnaya-zapiska-k-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme-specializirovannoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ne-istoriya-tvorit-rasovie-priznaki-narodov-no-naprotiv-imenno-rasovie-priznaki-vliyayut-na-istoriyu-etih-narodov.html
  • bystrickaya.ru/voennoe-upravlenie-i-komplektovanie-russkogo-vojska-konec-xv-pervaya-polovina-xvii-vv.html
  • teacher.bystrickaya.ru/esherihii-kak-etiologicheskie-agenti-vnutribolnichnih-infekcij.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vi-otkritom-respublikanskom-festivale-hudozhestvennogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/dose-chem-proslavilsya-hajrulla-bolee-55-tis-shkolnikov-otdohnuli-v-2007-godu-za-schet-fonda-socstraha-astrahanskoj-oblasti.html
  • control.bystrickaya.ru/dmitrij-kalyuzhnij-oleg-goryajnov-stranica-7.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-politicheskij-konsalting-dlya-studentov-specialnosti-020200-030201-politologiya-surgut-2009.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-delovaya-perepiska-anglijskij-yazik-dlya-studentov-professionalnoj-obrazovatelnoj-programmi-dlya-polucheniya-dopolnitelnoj-kvalifikacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodika-i-tehnika-podgotovki-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-zadachi-disciplini.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-joga-iskusstvo-kommunikacii-izdanie-vtoroe-ispravlennoe.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-publichnij-doklad.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primechaniya-ignoto-deo-novaya-religioznost-v-kulture-i-iskusstve.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-m-smirnova-matematika-v-shk-1997-probl-i-suzhdeniya-stranica-6.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnogo-materiala-po-predmetu-grammatika-3-russkij-yazik.html
  • credit.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-provoditsya-na-okazanie-uslug-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-teplovogo-i-tehnologicheskogo-oborudovaniya-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gustav-majrink-angel-zapadnogo-okna-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/gosduma-kommersant-mazunin-aleksandr-10042008-60-gosduma-rf-monitoring-smi-10-aprelya-2008-g.html
  • college.bystrickaya.ru/165-fz-ot-18-02-2006-o-specialnih-zashitnih-antidempingovih-i-kompensacionnih-merah-pri-importe-tovarov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-tretej-glave-teoriya-i-metodi-analiza-ustojchivosti-i-sinteza-regulyatorov-nelinejnih-raspredelennih-sistem.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-ii-municipalnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-v-2010-2011-uch-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-modeli-i-metodi-issledovaniya-operacij-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-080100.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-mordovii-provel-ryad-rabochih-vstrech-v-moskve-12-05-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/glavap-teoriya-i-praktika-primeneniya-novih-netradicionnih-sposob0v-i-form-sobiraniya-i-issledovaniya-dokazatelstv.html
  • turn.bystrickaya.ru/particle-size-pri-raskroe-v-nuzhnij-razmer.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/puti-chernogo-magistra-proekt-gitlera-gansulrih-fon-kranc-anenerbe-nasledie-predkov-sekretnij-proekt-gitlera.html
  • predmet.bystrickaya.ru/segodnya-vsemirnij-den-arhitekturi-novosti-stroitelnogo-rinka-moskvi.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zagadki-lista.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-osnovi-islamskogo-ugolovnogo-prava-dlya-napravleniya-030900-68-yurisprudenciya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-oitudi-negzg-masatari-belsend-oituda-oldanatin-ds-tslder.html
  • college.bystrickaya.ru/232b-tanec-dlya-malenkih-ot-2-do-6-let-metodika-i-postanovki-stranica-18.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tvorcheskij-otyot-organizaciya-samostoyatelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-pri-izuchenii-himii-kak-sredstva-ih-intellektualnogo-razvitiya.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomika-gorodskogo-hozyajstva-metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-stranica-5.html
  • crib.bystrickaya.ru/igra-puteshestvie-po-knizhnim-moryam-cel-rasshirit-krugozora-uchashihsya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchenie-karla-marksa-1818-1883-i-rozhdenie-sovremennoj-radikalnoj-politicheskoj-ekonomii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.