.RU

Белоусова И.А - Материалы международной студенческой научной конференции 21 апреля 2009 г г. Екатеринбург, Россия Екатеринбург 2009


^ Белоусова И.А.

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Институт иностранных языков, 4курс, 401 гр.

Научный руководитель: Польшина Т.В., старший преподаватель кафедры английской филологии и сопоставительного языкознания, ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
^ Развитие речевой способности к иноязычному общению у детей на раннем этапе обучения

Актуальность данной работы выражена в позиции международных экспертов ЮНЕСКО к раннему обучению иностранного языка. Они подчеркивают перспективность идеи в формировании целостного представления детей об окружающем мире, в воспитании уважения и толерантного отношения к людям независимо от национальной принадлежности, языка, вероисповедания, а также в интеллектуальном и психофизиологическом развитии детей.

Ученые признают, что наиболее благоприятным для овладения иностранным языком является возраст 5-8 лет, когда система родного языка уже достаточно хорошо освоена ребенком, и к новому языку он относится достаточно сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому формулировать свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке.

ГОС определяет начало обучения с 8 лет. С другой стороны – социальный заказ - осознание в той или иной степени важности языкового образования в современном обществе стимулирует в последние десятилетия большинство родителей приобщать своих детей к иностранному языку с раннего возраста.

Несмотря на то, что возраст с 5 до 8 лет является наиболее благоприятным для развития речевой способности на иностранном языке, способы формирования ее механизмов недостаточно разработаны. Основная проблема заключается в том, что потребность в изучении иностранного языка в младшем школьном возрасте явно выражена, а средства обучения для данной категории детей разработаны недостаточно.

Мы разделяем точку зрения В.П. Белянина о том, что «речевая способность присуща каждому человеку и формируется через процесс общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками с одной стороны, и через процесс развития предметной и познавательной деятельности – с другой» [Белянин 2004: 42].

Мы разделяем точку зрения Л.Ф. Бахмана о том, что на сегодняшний день наиболее перспективной представляется модель коммуникативной языковой способности. Она состоит из языковой компетенции, стратегической компетенции и психофизиологических механизмов.

С нашей точки зрения развитие речевой способности начинается с формирования психофизиологических механизмов, подлежащих формированию именно на начальном этапе обучения.

При разработке способов развития речевой способности у младших школьников мы обратились к теоретическим основам речевой деятельности. Согласно названной теории в структуре речевой деятельности выделяют 3 уровня: мотивационо-побудительный, ориентировочно-иссле­довательский (аналитико-синтетический) и исполнительный; и 2 стороны: предметную и операционную. Для нас наибольший интерес представляет иноязычная речевая деятельность, которая по определению Б.В. Беляева включает «речь как процесс общения и тренировку» [Беляев 1965: 17].

С точки зрения В.П. Белянина, «речевая деятельность во всех видах (аудировании, говорении, чтении и письме) реализуется посредством сложного речевого механизма, в который входят: осмысление, опережающее отражение, оперативная и долговременная память» [Белянин 2004: 44].

Общим механизмом для всех видов речевой деятельности является опережающее отражение, которое рассматривается в рецепции как вероятностное прогнозирование (ожидание того, что человек скажет), а в продукции – как упреждающий синтез.

Так как на начальном этапе овладение иностранным языком через речевую деятельность происходит естественным путем, то обучение начинается с аудирования и говорения. Являясь устной формой обучения, оба эти процесса неразрывны в общении и как виды речевой деятельности тесно связаны в обучении: обучение говорению немыслимо без обучения аудированию.

Нами были рассмотрены механизмы аудирования, а именно:

Также нами были определены трудности, возникающие в процессе обучения аудированию:

Названные механизмы аудирования были соотнесены с механизмами, участвующими в развитии говорения на иностранном языке, а именно с механизмом комбинирования и подчиненными ему механизмами репродукции и выбора. В последствии развивается механизм конструирования, зависящий от ситуации общения и действующий на основе чувства языка.

Во II главе работы были рассмотрены содержание и технологии обучения аудированию и говорению, а также проанализированы средства обучения младших школьников, а именно «Устный вводный курс к УМК по английскому языку для II класса» авторов З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкой и «Enjoy English» М.З. Биболетовой.

В результате мы пришли к следующим выводам:

1) В качестве объекта обучения на начальном этапе выступает речевая деятельность.

2) Обучение устной речевой деятельности должно осуществляться параллельно – аудирование как средство формирования речевых навыков, а сами речевые навыки как база для развития навыков аудирования.

3) Система упражнений для формирования речевых навыков должна включать в себя упражнения на формирование механизмов речевой деятельности.

4) Такая система упражнений представлена недостаточно в УМК для начального этапа обучения.

5) В практической части работы нами разработаны упражнения на развитие фонематического и интонационного слуха.


^ Библиографический список

1) Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам [Текст]. – М.: Просвещение, 1965. – 226с.

2) Белянин В.П. Психолингвистика [Текст]: Психолого-Социальный институт, - 2-е изд. – М.: Флинта, 2004. – 232с.

bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-s-1999-po-2008-gg-stranica-12.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-s-1999-po-2008-gg-stranica-41.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-1-polugodii-2009-g.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-200-stranica-4.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-2007-2008-gg.html
bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-2007-2009-gg-stranica-15.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-o-tom-chto-popechenie-yotcyoheyu-o-samom-sebe-nachinaetsya-s-udaleniya-ot-braka.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-resursi-radio-12-mayak-novosti-06-02-2006-kucherenko-20-00-12.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-takoe-internet-stranica-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistema-ocenivaniya-na-ekzamene-po-istorii-drevnego-vostoka.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analz-nnovacjno-dyalnost-pdprimstv-ukrani-za-perod-2002-2008-rr.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razrabotana-kafedroj-pedagogiki-psihologii-organizacii-socialnoj-raboti-i-zdorovesberegayushih-tehnologij-koiro-v-sootvetstvii-s-primernoj-programmoj-podgotovlennoj-ministerstvom-oboroni-rf-rabochaya-gruppa.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rastirushi-aa-oitushi-g-k.html
  • universitet.bystrickaya.ru/transgumanizm-novaya-evolyucionnaya-strategiya-chelovechestva-na-poroge-tretego-tisyacheletiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/federalnoj-celevoj-programmi-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-dalnego-vostoka-i-zabajkalya-na-1996-2005-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-horoshego-teksta-zamolchi-i-poslushaj-kak-naibolee-effektivno-provesti-intervyu.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-reshenie-dzerzhinskogo-rajonnogo-suda-gpermi-ot18-01-2006podelu-n2-350-2006.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-b-olenev-oktyabr-noyabr-2002-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-moej-lekcii-finansovie-skandali-xviiiveka-ona-navernoe-zvuchit-slishkom-mnogoobeshayushe-yabudu-rasskazivat-vse-taki-o-bolee-prozaichnih-veshah-o-loteree-o-dzhone-lo-i-tak-nazivaemoj-finansovoj-sisteme-lo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/periodizaciya-i-obshaya-kartina-vsemirnoj-istorii.html
  • composition.bystrickaya.ru/opredeleni-pravila-priyoma-i-perechen-vstupitelnih-ekzamenov-v-vuzi-na-2010-god-programma-razvitiya-safu-dolzhna-bit-razrabotana-k-fevralyu.html
  • college.bystrickaya.ru/3-psihodiagnostichekij-metod-i-klassifikacii-psihodiagnosticheskih-metodik-1-predmet-i-zadachi-psihodiagnostiki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-oblastnom-antinarkoticheskom-konkurse.html
  • crib.bystrickaya.ru/irkutskaya-eparhiya-v-sisteme-gosudarstvenno-cerkovnih-otnoshenij-v-1940-1980-e-gg.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazec-zapolneniya-dlya-zameni-ranee-vidannogo-svidetelstva-i-vneseniya-izmenenij-dopolnenie-ili-isklyuchenie-vidov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-aparattardi-aluan-trllg-zhne-olardi-deud-tslder-aparat-sani-aparat-lshem-brlg.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-metodika-sozdaniya-avtomatizirovannih-sistem-ais-i-tehnologij-ait.html
  • studies.bystrickaya.ru/dostuchatsya-do-predsedatelya-nezavisimaya-gazeta-gazeta-moskva-yan-gordeev-07-07-2011-9-stranica-26.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dogovor-ob-obichnih-vooruzhyonnih-silah-v-evrope.html
  • literature.bystrickaya.ru/bt-a-dajindauda-e-maizdi-ne.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-ya-koncepcii-uchashihsya-ptu-i-shkolnikov-9-11-klassov-konferenciya-sostoyavshayasya-nakanune-75-letiya-moskovskogo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/monitoring-smi-22-24-fevralya-2011-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-15-766-ot-30-aprelya-2012-g-stranica-14.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-rezultatah-vvedeniya-novih-sistem-oplati-truda-i-o-vipolnenii-pokazatelej-effektivnosti-i-rezultativnosti-deyatelnosti-uchrezhdenij-kulturi-za.html
  • report.bystrickaya.ru/informatika-i-ikt-dlya-8-klassa-i-9-klassa-avtori-semakin-i-g-zalogova-l-a-rusakov-s-v-shestakova-l-v.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alber-kamyu-zapisnie-knizhki-mart-1951-dekabr-1959-stranica-7.html
  • reading.bystrickaya.ru/konopleva-an-leshinskaya-tl-integrirovannoe-obuchenie-detej-s-osobennostyami-psihofizicheskogo-razvitiya-monografiya-mn-nio-2003-232-s-fragmenti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-infrastrukturi-sovremennogo-rinka-chast-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-v-zelenskij-ot-redaktora-russkogo-izdaniya-1929-g-stranica-20.html
  • assessments.bystrickaya.ru/eremej-parnov-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vivod-takim-obrazom-turkmenskij-municipalnij-rajon-sootvetstvuet-usloviyam-chetvertogo-urovnya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.