.RU

Берджесс (Burgess) Антони - 6 марта 1900 -21 марта 1939, эстонский композитор и хоровой дирижер. В 1926 году окончил...



Берджесс (Burgess) Антони (Энтони) (наст. имя Джон Энтони Берджесс Уилсон) (25 февраля 1917, Манчестер – 22 ноября 1993, Лондон), английский писатель и литературный критик; в его прозе злободневные проблемы предстают в виде гротескных историй, в которых проницательность и остроумие сочетаются с жесткой нравственной позицией. Писал музыку.

Специалист по английской литературе и по фонетике английского языка, Берджесс преподавал на заочном отделении Бирмингемского университета (1946-50), работал в министерстве образования (1948-50), был старшим учителем английского языка в гуманитарной средней школе Банбери (1950-54). Затем находился в составе английской миссии в Малайе и на Борнео (1954-59), где отвечал за образовательные программы. Там он написал три романа, действие которых происходит в Малайе. После возвращения в Англию продолжил заниматься писанием книг, чтобы обеспечить себе средства к существованию. Он опубликовал антиутопию о перенаселенном мире «Недостающее семя» (1962) и роман «Мед для медведей» (1963). Под псевдонимом Джозеф Келл вышли его книги «Аплодисменты однорукого» (1961) и «Внутри мистера Эндерби» (1963).

Роман «Заводной апельсин» (1962, русский перевод 1991) принес Берджессу славу писателя, наделенного убийственным комедийным даром. Написанный на изобретенном автором жаргоне подростков будущего, роман воссоздает неудачную попытку общества вернуть к «нормальной жизни» несовершеннолетнего преступника, непоправимо зараженного страстью к насилию. В 1971 этот роман был с успехом экранизирован культовым американским режиссером С. Кубриком. Среди других романов Берджесса — «Канун Св. Венеры» (1964), «Эндерби извне» (1968) и завершающий том серии «Завещание заводному миру, или Конец Эндерби» (1974). Позднее творчество представлено книгами: «1985» (1978), «Человек из Назарета» (1979), «Земные cилы» (1980), «Новости конца света» (1983). Сочетание изобретательного языка, остроумия, эрудиции, изысканного сюжета, гротеска и фантазии неизменно привлекало к романам Берджесса читателей, но часто ставило в тупик и раздражало критиков.

^ Березовский Максим Созонтович (1745 - 1777), российский композитор. Член Болонской филармонической академии (1771). Наряду с Д. С. Бортнянским создал новый тип русского хорового концерта. Опера "Демофонт" (1773).

^ Берио (Beriot) Шарль Огюст (1802-70), бельгийский скрипач, композитор. Виртуоз, основатель национальной скрипичной школы; 10 концертов для скрипки с оркестром, пьесы для скрипки и фортепиано; "Скрипичная школа".

^ Берлин (Berlin) Ирвинг (Израиль) (11 мая 1888, Тюмень – 22 сентября 1989, Нью-Йорк), американский композитор.

Автор множества популярных песен (около 900, первую из них опубликовал в 1907) и мюзиклов, с 1914 писал музыку разнообразных жанров для кино и театра (в т. ч. для шоу, ревю, водевильных постановок). Выходец из России (в 1893 семья эмигрировала в США и поселилась в Нью-Йорке). Отец Берлина, ранее занимавший должность кантора, в США вынужден был работать в торговой фирме. От него Берлин получил первые уроки музыки и пения, однако после смерти отца в 1896 он лишился возможности получить музыкальное образование. Ему пришлось испытать тяготы нищеты и безработицы, из-за материальной необеспеченности он так и не смог закончить школу. С ранних лет подрабатывал разносчиком газет, зазывалой, кельнером, изредка – аккомпаниатором и вокалист-иллюстратором в нотных магазинах. В 1906 пел в китайском ресторане. Позднее ему удалось получить постоянное место демонстратора музыкальных новинок, он смог продолжить самостоятельное музыкальное обучение, начал сочинять песни на собственные тексты. Благодаря яркому мелодическому таланту обратил на себя внимание и постепенно приобрел известность как автор песен. Росту популярности его мелодий способствовали известные эстрадные исполнители Эдди Кантор и Фанни Брайс. Первыми крупными удачами были Alexander's Ragtime Band (1910), Alexander's Everybody's Doin It (1911) и The International Rag (1913).

В 1914 на Бродвее с успехом прошла постановка его шоу Watch Your Step для танцоров Вернона и Айрин Кэстл. Популярными стали и многие другие мелодии Берлина, в т. ч. Woodman Spare That Tree (1911), When The Midnight Choo Choo Leaves For Alabama (1912), When I Lost You (1913), When I Leave The World Behind (1915). Во время Первой мировой войны Берлин занимался в основном театральной музыкой, сочинял патриотические песни. В 1918 был призван на военную службу, но не прекратил композиторскую работу, создав ряд шоу и песен для армейской самодеятельности (Mandy, Oh, How I Hate To Get Up In The Morning). После демобилизации возобновил активную творческую работу в театре и на песенной эстраде (среди новых песен: A Pretty Girl Is Like A Melody (1919), Say It With Music и All By Myself (1921), All Alone и What'll I Do (1923). В 1919 основал собственное издательство, а в 1923 – театр Music Box (совместно с С. Харрисом).

В 1926 женился на Эллин Маккэй, вдохновившей его на создание новых песенных шедевров (к ним относятся, например, баллады Remember и Always (1925)). С 1926 сотрудничал с композитором Ричардом Роджерсом. В 1930-е появились Say It Isn't So, Soft Lights And Sweet Music, мгновенно ставшие популярными. С 1933 начался период шумного успеха на Бродвее (шоу As Thousands Cheer, Easter Parade). В эти же годы Берлин много работал для Голливуда: фильмы Top Hat (1935), Follow The Fleet (1936), Carefree (1938). Подарком для почитателей музыки Берлина стал кинофильм Alexander's Ragtime Band (1938), в который были включены многие его хиты прошлых лет наряду с новыми песнями (Now It Can Be Told). В Европе для певицы Кэйт Смит им была написана песня God Bless America, которая стала вторым по значимости музыкальным символом США после государственного гимна. В 1940-е Берлин дебютировал как автор мюзиклов (Louisiana Purchase (1940), с песней Tomorrow Is A Lovely Day, This Is The Army (1942)). Свою кинокарьеру продолжил работами White Christmas и Be Careful It's My Heart. После войны ему удалось сохранять славу одного из лучших эстрадных композиторов еще на протяжении 30 лет и написать много новых чарующих песенных мелодий (You Keep Coming Back Like A Song, A Couple Of Swells, It Only Happens When I Dance With You, Count Your Blessing Instead Of Sheep, An Old Fashioned Girl), мьюзиклов (Annie Get Your Gun (1946), Miss Liberty (1949), Call Me Madam (1950), Mr. President (1962)), музыки для кино (Blue Skies (1946), Easter Parade (1948), White Christmas (1954), Holiday Inn c участием Бинга Кросби).

Вклад Берлина в поп-музыку невозможно переоценить. Дж. Гершвин назвал его «американским Шубертом », имея в виду его уникальный мелодический дар, свойственную его песням утонченную эмоциональную экспрессию и органичное единство лирической и драматической выразительности. Значительная часть мелодий Берлина используется джазовыми музыкантами в качестве излюбленных тем для импровизаций.

^ Берлиоз (Berlioz) Гектор (11 декабря 1803, Ля-Кот-Сент-Андре, близ Гренобля – 8 марта 1869, Париж), французский композитор, дирижер. Член Института Франции (1856). Создатель романтической программной симфонии. Новатор в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки. Стремился к театрализации симфонического жанра, к монументальности вокально-инструментального стиля, к гротесковому заострению образов. «Фантастическая симфония» (1830), «Траурно-триумфальная симфония» (1840), опера-дилогия «Троянцы» (1859), Реквием (1837) и др. Наряду с Р. Вагнером создатель новой школы дирижирования. Трактат «Дирижер оркестра» (1856). «Мемуары» (т. 1-2, 1860).

Родился в семье врача. В детстве учился играть на флейте и гитаре (но не на фортепиано), по учебникам занимался гармонией, сочинял романсы и небольшие камерно-ансамблевые пьесы, однако систематического начального музыкального образования не получил. В 1821 по настоянию отца поступил в парижскую Медицинскую школу, но в 1824 оставил ее, решив всецело посвятить себя музыке.

В 1826-1830 годах Берлиоз учился в Парижской консерватории у Ж-Ф. Лесюэра. В 1830, с четвертой попытки, получил Римскую премию – самую почётную консерваторскую награду, дававшую право на двухлетнее пребывание в Италии (на соискание премии Берлиоз представил кантату «Смерть Сарданапала»). Многое в творчестве и судьбе Берлиоза определила любовь к Шекспиру и актрисе, исполнительнице шекспировских ролей Гарриет Смитсон (Smithson), на которой он, после долгого и мучительного периода неопределенности в отношениях, женился в 1833 (этот брак продлился до 1842).

^ Берни Чарльз (Burney Charles) (7 апреля 1726, Шрусбери – 12 апреля 1814), английский музыкант, композитор, литератор, особую известность приобрел как историк музыки.

Родился в семье землемера и живописца-портретиста шотландского происхождения Джеймса Мак-Берни (или Берни) и его жены Энн Купер. Учился в школах в Кондовере, Шрусбери и Честере. Под руководством органиста Эдмунда Бейкера начал заниматься музыкой, освоил орган, затем скрипку. В 1742 стал учеником своего сводного брата Джемса Берни, органиста в Шрусбери. В 1744 по приглашению композитора Т. Арна приехал в Лондон и стал его учеником. В 1745 в знаменитом театре Друри-Лейн исполнили сочиненную им мелодию к пьесе «Альфред» Томсона. Благодаря покровительству Фулка Гревилла вошел в аристократические круги, стал модным учителем музыки. Одновременно занял место органиста в церкви св. Дионисия. Большое влияние на его творчество оказали встречи с Г. Ф. Генделем. В 1751 переехал в графство Норфолк, работал в Линне (1751–1760). Вернувшись в Лондон, был педагогом, исполнителем, композитором. Он писал кантаты, инструментальны произведения, создал музыку к пьесе «Робин Гуд» (1750), пантомиме «Королева Маб» (1750), «Оду к Святой Цецилии» (1759), оперу «Чародей» (1765). Сочинял стихи, писал критические статьи, вел дневник, изучал астрономию, собирал материал для своей «Истории музыки». Своим близким друзьям Джонсону, Гаррику, Берку, Рейнолдсу, сэру Уильяму Гершелю и другим выдающимся людям эпохи он писал замечательные письма, отмеченные литературным даром. Доктор музыки Оксфордского университета (1769), член Королевского общества (1773).

Берни много путешествовал, в 1770 – по Франции и Италии, в 1772 – по Голландии и Германии. Главной целью поездок был сбор материала о музыке и музыкантах этих стран для главного труда своей жизни «Всеобщая история музыки с ранних веков до настоящего времени». Результатом этих поездок стали также книги «Современное состояние музыки во Франции и Италии» (1771) и «Современное состояние музыки в Германии, Нидерландах и Соединенных Провинциях» (1773), переизданные позднее под названием «Музыкальные путешествия доктора Берни по Европе» (1959). Развитие музыкального искусства связывал с другими сторонами художественной и общественной жизни. Уделял внимание проблеме музыкального воспитания детей. Создал «Проект музыкальной школы» (1774) и «Суждения о детской одаренности» (1779). Публиковал путевые заметки в форме дневников. В 1783 получил место органиста в инвалидном доме Челси-Хоспитал (колледже Челси), где и провел остаток своих дней. Страсть к путешествиям передалась его сыну Джеймсу (1750–1821), ставшему участником второго и третьего кругосветного путешествия капитана Кука, контр-адмиралом, членом Королевского общества.

Бернстайн (Bernstein) Леонард (1918-90), американский дирижер, пианист и композитор. Дирижировал многими оркестрами, в 1958-69 главный дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра. Первый исполнитель многих сочинений современных американских композиторов, в т. ч. собственной музыки. Балеты, симфонии, мюзиклы ("Вестсайдская история", 1957, и др.), музыка для кино и др.

Бетховен (Beethoven) Людвиг ван (крещён 17 декабря 1770, Бонн – 26 марта 1827, Вена), немецкий композитор, представитель венской классической школы. Создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 1804, 5-я, 1808, 9-я, 1823, симфонии; опера «Фиделио», окончательная редакция 1814; увертюры «Кориолан», 1807, «Эгмонт», 1810; ряд инструментальных ансамблей, сонат, концертов). Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Поздние сочинения отличаются философским характером. 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром; 16 струнных квартетов и другие ансамбли; инструментальные сонаты, в т. ч. 32 для фортепиано, (среди них т. н. «Патетическая», 1798, «Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805), 10 для скрипки с фортепиано; «Торжественная месса» (1823).

Начальное музыкальное образование Бетховен получил под руководством своего отца, певчего придворной капеллы курфюрста Кельнского в Бонне. С 1780 он учился у придворного органиста К. Г. Нефе. В неполных 12 лет Бетховен с успехом заменял Нефе; тогда же вышла его первая публикация (12 вариаций для клавира на марш Э. К. Дреслера). В 1787 Бетховен посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство пианиста-импровизатора. Первое пребывание Бетховена в тогдашней музыкальной столице Европы было недолгим (узнав, что его мать при смерти, он вернулся в Бонн).

В 1789 он поступил на философский факультет Боннского университета, однако проучился там недолго. В 1792 Бетховен окончательно переехал в Вену, где он вначале совершенствовался в композиции у Й. Гайдна(с которым у него отношения не сложились), затем у И. Б. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера и А. Сальери. До 1794 он пользовался финансовой поддержкой курфюрста, после чего нашел богатых покровителей среди венской аристократии.

Вскоре Бетховен стал одним из самых модных в Вене салонных пианистов. Публичный дебют Бетховена-пианиста состоялся в 1795. Тем же годом датированы его первые крупные публикации: три фортепианных трио соч. 1 и три сонаты для фортепиано соч. 2. По отзывам современников, в игре Бетховена бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и глубиной чувства. Неудивительно, что его самые глубокие и оригинальные произведения этого периода предназначены для фортепиано.

До 1802 Бетховен создал 20 фортепианных сонат, в том числе «Патетическую» (1798) и так называемую «Лунную» (№2 из двух «сонат-фантазий» соч. 27, 1801). В ряде сонат Бетховен преодолевает классическую трехчастную схему, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть — менуэт или скерцо тем самым сонатный цикл уподобляется симфоническому. Между 1795 и 1802 были написаны также первые три фортепианных концерта, первые две симфонии (1800 и 1802), 6 струнных квартетов (соч. 18, 1800), восемь сонат для скрипки и фортепиано (в том числе «Весенняя соната» соч. 24, 1801), 2 сонаты для виолончели и фортепиано соч. 5 (1796), Септет для гобоя, валторны, фагота и струнных соч. 20 (1800), множество других камерно-ансамблевых сочинений. К этому же периоду относится единственный балет Бетховена «Творения Прометея» (1801), одна из тем которого впоследствии была использована в финале «Героической симфонии» и в монументальном фортепианном цикле 15 вариаций с фугой (1806). Смолоду Бетховен поражал и восхищал своих современников масштабностью замыслов, неистощимой изобретательностью их воплощения и неутомимым стремлением к новому.

В конце 1790-х у Бетховена начала развиваться глухота; не позднее 1801 он осознал, что эта болезнь прогрессирует и грозит полной потерей слуха. В октябре 1802, находясь в деревне Гейлигенштадт под Веной, Бетховен направил своим двум братьям документ крайне пессимистического содержания, известный как «Гейлигенштадтское завещание». Вскоре, однако, он сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к творчеству. Новый — так называемый средний – период творческой биографии Бетховена, начало которого принято относить к 1803, а конец к 1812 г., ознаменован усилением драматических и героических мотивов в его музыке. В качестве эпиграфа ко всему периоду мог бы служить авторский подзаголовок Третьей симфонии – «Героическая» (1803); первоначально Бетховен предполагал посвятить ее Наполеону Бонапарту, однако узнав, что тот объявил себя императором, отказался от этого намерения. Героическим, мятежным духом проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония (1808) с ее знаменитым «мотивом судьбы», опера «Фиделио» на сюжет о плененном борце за справедливость (первые 2 редакции 1805-1806, окончательная – 1814), увертюры «Кориолан» (1807) и «Эгмонт» (1810), первая часть «Крейцеровой сонаты» для скрипки и фортепиано (1803), фортепианная соната «Аппассионата» (1805), цикл 32 вариаций до минор для фортепиано (1806).

Стиль Бетховена среднего периода характеризуется беспрецедентным размахом и интенсивностью мотивной работы, возросшими масштабами сонатной разработки, яркими тематическими, динамическими, темповыми, регистровыми контрастами. Все эти признаки присущи и тем шедеврам 1803-12 годов, которые трудно отнести к собственно «героической» линии. Таковы Симфонии №№ 4 (1806), 6 («Пасторальная», 1808), 7 и 8 (обе 1812), Концерты для фортепиано с оркестром №№4 и 5 (1806, 1809) Концерт для скрипки с оркестром (1806), Соната соч. 53 для фортепиано («Вальдштейновская соната» или «Аврора», 1804), три струнных квартета соч. 59, посвященные графу А. Разумовскому, по чьей просьбе Бетховен включил в первый и второй из них русские народные темы (1805-1806), Трио для фортепиано, скрипки и виолончели соч. 97, посвященное другу и покровителю Бетховена эрцгерцогу Рудольфу (так называемое «Эрцгерцог-трио», 1811).

К середине 1800-х Бетховен уже пользовался всеобщим почитанием как безусловно первый композитор своего времени. В 1808 он дал свой фактически последний концерт в качестве пианиста (более позднее благотворительное выступление 1814 года оказалось неудачным, так как к тому времени Бетховен был уже почти полностью глух). Тогда же ему был предложен пост придворного капельмейстера в Касселе. Не желая допустить отъезда композитора, трое венских аристократов выделили ему высокое денежное содержание, которое, впрочем, вскоре обесценилось из-за обстоятельств, связанных с наполеоновскими войнами. Тем не менее Бетховен остался в Вене.

В 1813-1815 Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и творческих сил в связи с глухотой и расстройством матримониальных планов. Кроме того, в 1815 на его плечи легла забота о племяннике (сыне покойного брата), который обладал весьма тяжелым нравом. Как бы то ни было, в 1815 начался новый, условно говоря, поздний период творчества композитора. За 11 лет из-под его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: две сонаты для виолончели и фортепиано (соч. 102, 1815), пять сонат для фортепиано (1816-22), фортепианные Вариации на вальс Диабелли (1823), Торжественная месса (1823), Девятая симфония (1823) и 6 струнных квартетов (1825-1826).

В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в своих драматичных и экстатически-ликующих, так и в лирических или молитвенно-медитативных эпизодах эта музыка взывает к экстремальным возможностям человеческого восприятия и сопереживания. Для Бетховена акт сочинения заключался в борьбе с косной звуковой материей, о чем красноречиво свидетельствуют торопливые и часто неразборчивые записи его черновиков; эмоциональная атмосфера его поздних опусов в значительной мере определяется ощущением мучительно преодолеваемого противодействия.

Поздний Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями (характерный штрих: узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Бетховен воскликнул: «Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение!»). Он испытывает особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам(что, несомненно, связано с сужением спектра звуков, доступных его слуху), к сложным, часто в высшей степени изощренным полифоническим и вариационным формам, к расширению традиционной схемы четырехчастного инструментального цикла путем включения в него дополнительных частей или разделов.

Один из самых смелых экспериментов Бетховена по обновлению формы — огромный по объему хоровой финал Девятой симфонии на текст оды Ф. Шиллера «К радости». Здесь, впервые в истории музыки, Бетховен осуществил синтез симфонического и ораториального жанров. Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных утопией синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу и духовно сплотить массы людей.

Что касается эзотерической музыки последних сонат, вариаций и особенно квартетов, то в ней принято усматривать предвестие некоторых важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших развитие в 20 веке. В Торжественной мессе, которую Бетховен считал своим лучшим творением, пафос вселенского послания и утонченное, местами почти камерное письмо с элементами стилизации в архаическом духе составляют уникальное в своем роде единство.

В 1820-х слава Бетховена вышла далеко за пределы Австрии и Германии. Торжественная месса, написанная по заказу, поступившему из Лондона, впервые была исполнена в Петербурге. Хотя творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдавшей свои симпатии Дж. Россини и облегченным формам камерного музицирования, сограждане осознавали истинный масштаб его личности. Когда Бетховен умер, в последний путь его провожало около десяти тысяч человек.

^ Бизе (Bizet) Жорж (Александр Сезар Леопольд) (25 октября 1838, Париж – 3 июня 1875, Буживаль), французский композитор. Оперы «Искатели жемчуга» (1863), «Пертская красавица» (1866), «Джамиле» (1871), а также «Кармен» (1874) — вершина французской реалистической оперы. Музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872, популярны оркестровые сюиты: 1-я составлена Бизе, 2-я – Э. Гиро).

Первоначальное музыкальное образование получил в семье; в неполных 10 лет был принят в Парижскую консерваторию, где учился у П. Ж. Г. Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт), Ф. Галеви (композиция), А. Мармонтеля (фортепиано). Исключительный талант Бизе проявился уже в консерваторские годы, о чем красноречиво свидетельствует мастерски выполненная и вместе с тем по-юношески энергичная четырехчастная Симфония C-dur (1855, не исполнялась до 1935). В 1857 Бизе и его друг, будущий популярный опереточный композитор Шарль Лекок (1832—1918), разделили премию, учрежденную Ж. Оффенбахом за создание одноактной оперетты «Доктор Миракль». В том же году Бизе, став лауреатом Римской премии (за кантату «Кловис и Клотильда»), уехал в Италию, где прожил до 1860. Из произведений, написанных или начатых за эти три года, сохранились лишь четыре, в том числе опера-буффа «Дон Прокопио» (не исполнялась до 1906).

Вернувшись в Париж, Бизе отказался от карьеры педагога и концертирующего пианиста, решив полностью посвятить себя композиции. Последним из его произведений, написанных в соответствии с обязательствами, которые традиционно налагались на лауреатов Римской премии, была одноактная опера «Гусла эмира». В 1863 она была принята к постановке в парижском театре Опера-комик. Между тем дирекция тогдашнего главного оперного театра Парижа Театр-лирик заказала Бизе оперу «Искатели жемчуга». Поскольку театру был выделен специальный фонд в 100 тыс. франков, предназначенный для постановок первых опер лауреатов Римской премии, Бизе снял «Гуслу» с репетиций и целиком отдался работе над «Искателями жемчугами».

Опера, над которой композитор работал четыре месяца, была поставлена в сентябре 1863, но успеха не имела. Музыкальный материал в ней не всегда отличается высоким качеством, а многие музыкальные характеристики довольно неуклюжи; с другой стороны, «экзотические» фрагменты выполнены весьма изобретательно. Ария Надира из «Искателей жемчуга» прочно заняла место в репертуаре лирических теноров. В течение последующих трех лет Бизе занимался главным образом обработкой чужих сочинений и преподаванием игры на фортепиано. Его очередная опера «Пертская красавица» (по роману В. Скотта ) была поставлена в декабре 1867. В музыкальном отношении эта опера заметно превосходит предыдущую, хотя ее либретто не выдерживает никакой критики. Премьера «Пертская красавица» прошла с успехом, однако после 18 представлений сошла с репертуара.

Следующий год, 1868, оказался для Бизе тяжелым. Композитор то и дело начинал и откладывал работу над новыми сочинениями, испытал серьезный кризис веры и к тому же тяжело заболел гнойным тонзиллитом. В его отношении к искусству наметился сдвиг в сторону большей серьезности и глубины. В июне 1869 Бизе женился на дочери своего учителя Женевьеве Галеви (к тому времени у него уже был семилетний внебрачный сын от служанки его родителей). Франко-прусская война, разразившаяся в 1870, тяжело отразилась на жизни молодой семьи. Бизе записался в Национальную гвардию и долго не имел возможности сочинять; лишь в 1871 появилась очаровательная сюита для двух фортепиано «Детские игры» (ее неполная оркестровая версия широко известна как «Маленькая сюита»). Вскоре Бизе закончил одноактную оперу «Джамиле» (по поэме А. де Мюссе «Намуна») и музыку к драме А. Доде «Арлезианка». Премьеры обоих произведений состоялись в 1872 и, несмотря на высокие достоинства музыки Бизе, прошли неудачно.

Бизе считал, что, начиная с «Джамиле», он вступил на новый путь. Следующим шагом на этом пути стал его оперный шедевр «Кармен», созданный по одноименной новелле П. Мериме. Здесь Бизе достигает новых небывалых высот в музыкальной обрисовке общей атмосферы действия и отдельных персонажей. С огромным мастерством передана внутренняя эволюция главного героя драмы, офицера Хозе: от крестьянской бесхитростности и прямодушия, через неповиновение и грубое нарушение присяги, — к жестокому и бессмысленному убийству. Колоритен и полнокровен образ Кармен, воссозданный с помощью гармонических, ритмических, инструментальных средств, присущих испанской танцевальной музыке (к испано-цыганскому фольклору восходит и знаменитый «мотив рока» с его увеличенными секундами).

Музыка, связанная с Микаэлой и Эскамильо, не столь оригинальна, однако недостаток многогранности в характеристике этих персонажей возмещается выразительным подчеркиванием черт, которые доминируют в каждом из них (в первом случае это скромное и невинное обаяние, во втором — грубоватое жизнелюбие).

Традиционные бытовые, песенно-танцевальные элементы сочетаются в «Кармен» с музыкой иного рода, рисующей «теневую», трагическую сторону страстей, которыми охвачены герои оперы. Это сочетание само по себе делает «Кармен» совершенно особым феноменом, выходящим далеко за рамки жанра комической оперы. Неудивительно, что премьера, состоявшаяся в парижской Опера-комик в 1875, была встречена публикой и критикой довольно холодно. Либретто оперы упрекали в вульгарности, а музыку — в чрезмерной «учености», бесцветности, недостаточной романтичности и изысканности. Неуспех «Кармен» тяжело подействовал на Бизе и роковым образом отразился на его здоровье: за обострением тонзиллита последовали два сердечных приступа, второй из которых оказался смертельным. Нереализованными остались замыслы оперы «Сид» (сохранились ее наброски, однако восстановить по ним целое не удается) и оратории-легенды о св. Женевьеве, покровительнице Парижа.

Истинный масштаб «Кармен» был оценен только после смерти Бизе, причем поначалу этому способствовало вмешательство друга Бизе Э. Гиро (1837-1892), который заменил разговорные диалоги речитативами. Первое, триумфальное исполнение «Кармен» в редакции Гиро состоялось в том же 1875 году в Вене. Долгое время театры не обращались к первоначальной авторской версии оперы; лишь в последние десятилетия она, наконец, вытеснила редакцию Гиро, чьи речитативы стилистически довольно далеки от музыки Бизе.


bilet-12-primernie-otveti-na-profilnie-bileti-e-a-eremin-a-p-shestakov.html
bilet-13-obshestvoznanie-ekzamenacionnie-bileti-s-otvetami-dlya-9-klassa.html
bilet-13.html
bilet-15-chp-chastnoe-pravo.html
bilet-16-1-smertnost-ee-tipi-krivie-vizhivaniya-organizmov-1-blochnaya-model-krugovorota-biogenov-osadochnij.html
bilet-16-rastrovaya-i-vektornaya-grafika-slovo-informaciya-proishodit-ot-latinskogo-slova-informatio-chto-v-perevode.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-kvn-enjoy-english.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-upravlenie-municipalnim-i-gosudarstvennim-zakazom-dlya-napravleniya-080500-65-menedzhment-podgotovki-magistra-magisterskoj-programmi-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-kurs-2.html
  • bystrickaya.ru/vliyanie-fedralnogo-televideniya-na-regionalnie-televizionnie-kanali-chast-18.html
  • uchit.bystrickaya.ru/territoriya-i-sobstvennost-polozhenie-v-obshestve-i-bogatstvo-zhestikulyacii-12-vozmozhnost-poddelat-yazik-telodvizhenij-13.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-i-bileti-po-bankovskomu-delu-za-pervij-semestr-2001-goda.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-3-ischisleniya-formalnie-sistemi-formalnie-grammatiki-avtomati.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodologiya-kompyuternogo-modelirovaniya-optiko-elektronnih-sistem.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-istorii-i-filosofii-nauki-sposobi-translyacii-nauchnogo-znaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/pejzazhnaya-zhivopis-kultura-rossii-vtoroj-polovini-xviii-veka.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-kontrolyu-za-obrabotkoj-opasnih-gruzov-v-morskom-portu-nahodka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ivopisanie-deyatelnosti-emitenta-mangistauskaya-raspredelitelnaya-elektrosetevaya-kompaniya-investicionnij-memorandum.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/normi-virabotki-na-izgotovlenie-muchnih-i-konditerskih-izdelij-v-konditerskih-cehah-predpriyatij-obshestvennogo-pitaniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/gospodarskij-mehanzm-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/otdel-zagranpasportov-nauka.html
  • essay.bystrickaya.ru/data-23-dekabrya-2004-g-klass-9a-modul.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/transportnij-nalog-nalog-na-avtomobil.html
  • uchit.bystrickaya.ru/u-istokov-russkoj-detskoj-literaturi-knigi-o-knigah.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostoyanie-bankovskogo-sektora-rossijskoj-federacii-rossijskoj-federacii.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-i-instrukcii-po-resheniyu-zadanij.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-pervaya-4-stranica-17.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2004-goda-stranica-17.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-nakoplenie-ekonomicheskih-znanij-uchebnik-oglavlenie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-zasedanii-mezhvedomstvennoj-komissii-rassmotreni-voprosi-ovipolnenii-reshenij-mezhvedomstvennoj-komissii-ot-05-05-2008.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-uchetom-skazannogo-mozhno-sformulirovat-ne-strogo-proveryaemie-no-na-nash-vzglyad-dostatochno-produktivnie-ishodnie-predpolozheniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primeri-raschetov-nekotorih-parametrov-pri-stroitelstve-gazoprovodaiz-polietilenovih-trub-metodom-naklonno-napravlennogo-bureniya.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-socialnoj-psihologii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-2-uglublennie-intervyu-ob-obespechenii-v-2007-godu-gosudarstvennoj-podderzhki-nekommercheskih-nepravitelstvennih.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/serdce-dezertira-aleksej-stepanov.html
  • institute.bystrickaya.ru/finansovij-menedzhmenta.html
  • composition.bystrickaya.ru/papa-kupi-vse-stati-dlya-zhurnala-moj-rebyonok.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-avtonomnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-10-doshkolnie-gruppi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anatolij-marchenko-o-sebe-vse-rasskazal-sam-stranica-24.html
  • tests.bystrickaya.ru/mehanizm-pravovogo-vozdejstviya-chast-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/myata-kolosovaya-osobie-rekomendacii-dlya-zhenshin-dopolnitelnie-metodi-primeneniya-efirnih-masel.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-korrupcii-v-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.