.RU

Без фундамента не будет стоять дом. Без знания фундаментальных наук не состоится инженер-строитель. Поэтому в тгасу дают мультидисциплинарное образование Состоя


ФУНДАМЕНТ

Без фундамента не будет стоять дом. Без знания фундаментальных наук не состоится инженер-строитель. Поэтому в ТГАСУ дают мультидисциплинарное образование


Состояние строительства отражает уровень развития общества в большей степени, чем какая-либо другая сфера деятельности человечества. Именно грандиозные сооружения, сохранившиеся до наших дней, служат символом величия ушед­ших цивилизаций: египетские пирамиды и индей­ские города, греческие храмы и римские амфи­театры. Они - квинтэссенция достижений каждой эпохи в науке и технике, но также и в экономике, организации производства, гуманитарном знании.

Так какой же квалификацией должны обладать люди, чья профессия - строить? Ответ: высочайшей. Но еще и широчайшим кругозором и способностью использовать научные знания в прикладных це­лях. Эти компетенции может дать только глубокое изучение фундаментальных наук. С этого начинает­ся подготовка будущих творцов символов нашего времени в Томском государственном архитектурно-строительном университете.


^ ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Как только в «классических» науках математике, физике, химии — случались открытия, это немедленно отражалось на облике среды обитания человека. Архимед открыл правило рычага — появились подъемные орудия и стройки потянулись вверх. История строительства и архитектуры идет параллельно развитию науки и техники. И эта история подтверждает: без знания законов физики и механики нельзя построить ни дом, ни мост, ни дорогу; без представления о химических процессах не сможешь разбираться в строительных материалах; без тематических расчетов не существует ни один проект. В противном случае — обрушения, катастрофы. Эта аксиома справедлива в век информационных технологий, потому что компьютер учтет только то, что заложено в нем человеком. Заложить основы фундаментальных знаний будущего специалиста является главной задачей университета.

— Строитель — специальность междисциплинарная,— подтверждает академик РААСН профессор Леонид Ляхович, заслуженный деятель науки и техники, заведующий кафедрой строительной механики ТГАСУ.— Диапазон дисциплин, которые изучают наши студенты, широк, как, наверное, нигде. Математика, физика, химия, механика, информационные технологии — и эти жизненно важны, строителю нельзя обойтись, ни без одной из этих наук. А надо еще уметь работать с людьми, с большими коллективами, мы, по сути, готовим будущего руководителей производства. Поэтому необходимо изучать экономику, теорию управления, методологию, философию. Это особенно важно сегодня, когда требуются кадры для инновационной экономики. Строитель может быть новатором, если обладает свободой мысли, с одной стороны, и навыками мышления — с другой. Свободу и умение мыслить, дают только фундаментальные науки.

Поступив в университет, студенты ТГАСУ года занимаются освоением естественно- научных и гуманитарных дисциплин фундамен­тального цикла. И если, скажем, на математическом факультете классических университетов пять лет изучают преимущественно математику, на химическом — химию, то будущий строитель обязан разбираться во всех основных науках. Но это отнюдь не означает «разбираться или менее». В конце концов, от работы строителя зависят жизнь и безопасность людей, которые будут пользоваться возведенными ими сооружениями.

Эти науки осваивают на общеобразовательном факультете ТГАСУ, где работают 35 докторов наук. Уже этот факт говорит о том, насколько серьезную подготовку здесь можно получить. С будущими инженерами работают не просто преподаватели, а ученые. Только ученый, исследователь способен передать конечную сумму знаний, а умение подходить к любой задаче творчески – научить той самой свободе, которая только и делает инженера настоящим строителем. Таким, который способен осваивать и нести современное знание в производство – что не менее важно – предвидеть результаты своих действий.


^ СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК


Декан общеобразовательного факультета строительного университета Владимир Старенченнко приводит еще один аргумент, дока­зывающий необходимость фундаментального образования для производственника. Сегодня темпы научно-технического прогресса таковы, что устаревание сугубо прикладных знаний про­исходит в течение максимум пяти лет. То, что вы изучите на первом курсе, к защите диплома ста­нет уже неактуальным.

— Выход один: получить такие знания, кото­рые позволят сориентироваться в новых реали­ях,— резюмирует Владимир Александрович.— И научиться учиться. Освоить любую из наук в полном объеме не может никто, но нужно уви­деть и иметь представление о главном, что мо­жет пригодиться в будущей деятельности. Если знаешь об этом, сможешь использовать, когда возникнет необходимость. Все слышали о Лев­ше, подковавшем блоху. Но мало кто помнит конец этой сказки: подкованная блоха переста­ла танцевать — скорее всего, неправильно был рассчитан вес подковки. Так что при отсутствии фундаментального подхода результат не гаран­тирован даже при блестящем — сказочном — мастерстве.

Вот эти идеи на своих лекциях, семинарах, ла­бораторных занятиях передают студентам препо­даватели восьми кафедр общеобразовательного факультета: физики и химии, высшей математи­ки, прикладной математики, теоретической меха­ники, истории, философии, иностранных языков. Главный залог успеха — потенциал самих ученых. На факультете постоянно идут защиты кандидат­ских и докторских диссертаций, создано несколь­ко научных школ. И большинство из них тесно связаны со строительной наукой, а это и опреде­ляет непрерывность и цельность процесса обуче­ния будущего инженера-строителя.


^ МАТЕМАТИКА — ЦАРИЦА НАУК


Направление, которое объединяет многих ученых, работающих на факультете,— исследо­вания в области физики твердого тела. В экспериментальных исследованиях и математи­ческом моделировании физических процессов в материалах активно задействованы четыре кафедры факультета: физики (заведующий ка­федрой профессор Эдуард Козлов), высшей математики (заведующий кафедрой профессор Владимир Старенченко), прикладной матема­тики (заведующий кафедрой — ректор ТГАСУ Михаил Слободской) и теоретической механи­ки (заведующая кафедрой профессор Татьяна Ковалевская).

В совместной работе сотрудников кафедры высшей математики со строителями образова­лось новое мощное направление, связанное с расчетами прочности конструкций,— весьма математически емкое. Непосредственный вы­ход на строительную науку имеют проблемы приложения моделирования к задачам проч­ности — эти исследования осуществляются под руководством профессора Николая Белова.

— Без математики наш специальный курс не реализуется,— поясняет заведующий кафе­дрой железобетонных и каменных конструкций Олег Кумпяк.— Мы даем студентам особен­ности конструирования и проектирования зда­ний в сейсмических районах, при низких и вы­соких температурах, кратком динамическом воздействии — везде нужны математические расчеты. Профессор Белов на протяжении не­скольких лет читает курс для магистров и аспи­рантов нашей кафедры — ту же математику, что в классическом университете, но приме­нительно к нашим задачам. Совместно с про­фессором Дмитрием Георгиевичем Копаницей, заведующим кафедрой металлических и дере­вянных конструкций, подготовлено несколько кандидатов наук. Это пример сотрудничества фундаментальной науки и специальной кафе­дры. У нас выпущены совместные монографии, подготовлен учебник «Железобетонные и ка­менные конструкции», рекомендованный для всех вузов строительного профиля. Математи­ка тут как фундамент, без нее всё упадет.

На кафедре прикладной математики по­мимо основного направления по математиче­скому моделированию процессов пластиче­ской деформации, в котором задействована практически половина сотрудников кафедры, ведутся исследования еще по шести научным направлениям, включая гидродинамику, спек­троскопию, интеллектуальные системы, теорию сплайнов и др. Ежегодно исследования и науч­ные поездки сотрудников кафедры поддержи­ваются грантами различных фондов.

Уникальная научная работа осуществляется под руководством заслуженного деятеля науки России профессора Леонида Попова, — ис­следование естественных технологий познания и обучения и математическое моделирование познавательной деятельности. Чему учить? Как учить? Какие механизмы можно использовать и каковы возможности человеческого мозга?

Это не только предмет фундаментальных следований — полученные результаты влияют на организацию учебного процесса в ТГАСУ. (Кстати, именно ученики Леонида Попова являются руководителями естественнонаучных кафедр общеобразовательного факультета.) Хотя, казалось бы, причем тут строительство?

— А задумайтесь, какая колоссальная ответственность лежит на наших выпускниках, пришедших работать на производство»- говорит профессор кафедры прикладной математики Светлана Колупаева.— Поэтом самое главное — с первых курсов научить студентов думать, анализировать, «поставить голову». Никто из наших преподавателей не читает «дежурных» лекций, не скатывается в алгоритмический стиль изложения, как в школе. Мы просто не можем себе этого позволить.

Преподаватели кафедры прикладной тематики помимо обучения статистическим методам, эконометрике и другим прикладным математическим дисциплинам ведут и занятия по информационным технологиям с использованием современных программных продуктов. Но, предупреждает Светлана Колупаева, главное — научить студента, относиться к самым «продвинутым» программным продуктам только как к инструментам. Обманчивая легкость решения задач с использованием компьютерных технологий непрофессионалом в такой сфере, как строительство, таит огромную опасность. И математические методы, и информационные технологии — это эффективные инструменты, только если они находятся в руках профессионала. Современный инженер должен иметь и хорошую фундаментальную подготовку, и быть профессионалом в своей области, поэтому кафедра тесно сотрудничает со специальными кафедрам личных факультетов.


^ ФИЗИКА ЗНАЕТ, ПОЧЕМУ


В середине XIX века во всем мире начали строить подвесные мосты — красивые, большие, по тому времени технологически новые сооружения. Да только начали мосты рушиться —один за другим. Причину искали долго, пока не нашелся специалист, который отлично разбирался в законах физики. Оказалось, что все дело в явлении резонанса: подвесные мосты колеблются, и в определенных условиях амплитуда внезапно может достичь разрушительных величин. Этот исторический пример — один из многих, показывающих, какое значение имеет физических законов для профессионализма. У студентов ТГАСУ имеется редкая для технических вузов возможность освоить на очень высоком уровне. Кафедра физики архитектурно-строительного университета — это коллектив ведущих ученых, многие из которых входят в мировую элиту науки. По уровню оснащения тгасовские лаборатории могут посоперничать с любыми университетами и академическими институтами — здесь имеются энные микроскопы, и рентгеновская аппаратура для исследований.

Научная школа под руководством профессора-Эдуарда Козлова занимается физикой пластичности и прочности, физикой фазовых переходов в металлических системах, наноматериаловедением. Ученые ТГАСУ обнаружили закономерности и разработали новые методы управления прочностью наноматериалов. Здесь произведены уникальные измерения зерен и фрагментов материалов на металлической основе— таких не делал никто в мире. Сотрудники |кафедры — постоянные участники международных конференций по наноматериалам, статьи которых публикуются в ведущих российских, американских и европейских специальных изданиях.

Вместе с тем на студенческих научно-технических конференциях ТГАСУ секции по физике— самые многолюдные, побывать в физических лабораториях хотят многие. Это закономерный результат того, что преподаванием в университете занимаются настоящие ученые.

- Только научный работник может преподавать,— убежден заведующий кафедрой Эдуард Козлов.— Вы же не будете учиться водить автомобиль у человека, который сам не умеет ездить, а только прочитал правила дорожного движения? Тот, кто сам не занимается наукой, не может

Хорошо знать предмет.

Творческий подход преподавателей кафедры проявляется и в отношении к учебному процессу. На занятиях активно используется компьютерная методы визуализации, а опыты, например, проводятся как в реальном, так и в виртуальном вариантах. На кафедре физики ТГАСУ был разработан один из первых в России электронных учебников по этой дисциплине — методически

тщательно подготовленные материалы стали до­ступными и для тех, кто обучается в университете дистанционно.

— Мы стремимся заразить студентов той творческой атмосферой, которая есть на кафе­дре,— говорит профессор Нина Конева.— Если человек проникается духом творчества, он смо­жет в своей работе использовать знания о раз­личных явлениях и увидеть, как можно приме­нить новые открытия.


^ ХИМИЯ, ХИМИЯ И ЕЩЕ РАЗ ХИМИЯ...


— Преподавать тот или иной предмет можно, только понимая глубинную суть процессов. Нель­зя стать настоящим педагогом, не будучи талант­ливым ученым,— поддерживает коллег заведую­щий кафедрой химии ТГАСУ профессор Юрий Саркисов. - Создание новых строительных ма­териалов, использование нетрадиционного сы­рья, отходов различных производств — только первые из актуальных задач, которые невозмож­но решить без помощи химии. Химия не только фундаментальная наука, но и материаловедческая дисциплина. Сегодня мало кого заинтересует специалист, который разбирается, скажем, в про­изводстве цемента исключительно по привычной технологии. Технолог, знающий, как управлять свойствами материалов,— такой нужен совре­менной строительной отрасли. Преподаватели химических дисциплин в ТГАСУ способны растить такого специалиста, потому что сами занимаются наукой.

Нанохимия и нанотехнологии, ресурсосбе­регающие технологии, синтез материалов с по­лифункциональными свойствами — лишь неко­торые направления исследований. Краска из отходов цинкового производства, которая повышает радиационную стойкость любого строительного материала, торфяные таблетки для питания растений — тоже результат работы ученых-химиков ТГАСУ.

— Мы активно сотрудничаем с прикладными кафедрами,— добавляет профессор Саркисов. Значительные успехи достигнуты в работах по использованию в строительстве торфа: получены новые эффекты как на макро-, так и на нано-уровне (направлением руководит Наталья Копаница).

Иначе в техническом вузе невозможно, дол­жен быть крепкий сплав. Это и студентов приуча­ет к пониманию, что фундаментальная наука и их будущая конкретная работа – не что –то далекое друг от друга, одно без другого невозможно. По­тому я сторонник того, чтобы и работы, как учеб­ные, так и исследовательские, в нашем универси­тете имели межкафедральный характер.


^ НАМ НЕ СТРАШЕН СОПРОМАТ


Своеобразным «мостиком» между фунда­ментальными и специальными дисциплина­ми в программе обучения инженера является теоретическая механика. По словам заведую­щей профильной кафедры профессора Татья­ны Ковалевской, здесь студенты впервые мо­гут «пощупать» высшую математику, физику в применении к реальным объектам. И многие удивляются: знания фундаментальных зако­нов и принципов действительно необходимы строителю! В свою очередь, изучение теорети­ческой механики — непременное условие для освоения сопромата, теории машин и механизмов и других специальных предметов.

— Если хорошо знаешь теоретическую ме­ханику, дальше учиться легко,— уверена Та­тьяна Ковалевская.— И это касается любой строительной специализации — дорожного строительства, водоснабжения, систем венти­ляции и, конечно, ПГС. Недаром наши ученые активно сотрудничают со специалистами при­кладных кафедр.

Следующая ступень — освоение основ строительной механики. Сопротивление мате­риалов, теория упругости — дисциплины, ко­торые считаются в студенческой среде очень сложными и даже «страшными». Руководитель кафедры строительной механики Леонид Ляхович объясняет:

— Мы учим понимать функционирование сооружения в целом. Как внешние воздей­ствия — ветер, снег, грузы — влияют на его состояние? Что происходит в каждой точке со­оружения, какие возникают напряжения? Будешь разбираться в этом — сможешь сделать правильные расчеты, чтобы здание служило долго и было минимально материалоемким. Согласен, это непросто, но печальные послед­ствия недостаточной теоретической подготовки строителя, к сожалению, мы видим постоянно: техногенные аварии, обрушения сооружений. Строительство — сплав наук, и неважных сре­ди них нет.


^ ГОРИЗОНТЫ МЫШЛЕНИЯ


Работа строителя всегда вписана в культур­ный контекст, работа с технологиями прямо или косвенно оборачивается работой с людьми. Да и строительная отрасль в целом в конечном счете обращена к человеку. При этом необхо­димость гуманитарного знания для инженера признана не так давно.

— В Томском архитектурно-строительном университете гуманитарной составляющей при­дается должное значение,— считает заведую­щий кафедрой философии ТГАСУ Владислав Чешев.— Изучение базовых дисциплин — фи­лософии, культурологии, психологии —не толь­ко расширяет кругозор, оно закладывает структуру мышления. Можно считать, что напрямую в конкретной деятельности философские по­нятия не пригодятся, не знакомство с ними влияет на формирование личности. Это потом обязательно скажется — неявным знанием, установками сознания. Больше понятий, боль­ше смыслов, конструктов сознания — значит, больше возможностей в решении управленче­ских и технологических задач.

Профессор Чешев — создатель и руково­дитель научного направления в области ме­тодологии инженерной деятельности. Фило­софия техники — вообще относительно новая отрасль знаний. Развитие техносферы, техносфера и человек —эти вопросы являются пред­метом исследований. Подготовлено и учебное пособие — «Техническое знание как объект методологического анализа». Главный ориен­тир — подготовка человека, которому жить и работать в современном обществе; главная установка — на мобильность знаний, какую может дать только фундаментальное образование.

История и политология, английский, немец­кий и французский языки — все эти курсы — важнейшая часть программы обучения в ТГА­СУ. На соответствующих кафедрах работают доктора наук, выпускники классического уни­верситета, и это — главная гарантия серьезно­го отношения к гуманитарному образованию в вузе.

***

Уже на студенческой скамье обу­чающиеся в Томском государственном архитектурно-строительном универси­тете делом доказывают, насколько глубоко здесь изучаются фундаментальные дисциплины. Призовые места в олимпи­адах по физике, химии, математике, ин­форматике — традиция для тгасовцев. Например, в 2008 году команда ТГАСУ вышла в финал конкурса IТ-проектов, организованного компанией Мicrosoft: в нем соревновались представители всего около десятка российских вузов, в числе которых Московский и Санкт-Петербургский государственные уни­верситеты, знаменитая «Бауманка». На олимпиадах по теоретической меха­нике студенты строительного универси­тета нередко обходят даже механико-математические факультеты — уровень фундаментальной подготовки в отрас­левом и классическом университете вполне сопоставим. Но главное испы­тание нынешних студентов ТГАСУ ждет после выпуска, когда надо будет решать конкретные задачи на реальном произ­водстве. Действующие инженеры, вы­пускники ТГАСУ, подтверждают: для этого зачастую необходимо возвращать­ся к учебникам по физике и математике, но в университете их научили актуали­зировать знания и находить новые.

boleznej-periodonta.html
bolezni-i-povrezhdeniya-dlya-kotorih-ispolzuyutsya-specialnie-metodi-narushayushie-celostnost-pokrovnih-tkanej-hirurgicheskij-metod-lecheniya-imeet-bolshoe-znachenie.html
bolezni-kostej-1-bigl-proshloe-i-nastoyashee-3.html
bolezni-legkih-god-nazad-vishla-nasha-pervaya-kniga-posvyashennaya-elektromagnitolecheniyu-s-pomoshyu-apparatov-elatomskogo.html
bolezni-nervnoj-sistemi-funkcionalnie-bolezni.html
bolezni-organov-pishevareniya-aktualnie-problemi-vosstanovitelnoj-medicini-kurortologii-i-fizioterapii-medicina.html
  • report.bystrickaya.ru/izuchenie-russkoj-sibirskoj-dialektnoj-frazeologii.html
  • literature.bystrickaya.ru/dolgosrochnoj-rajonnoj-celevoj-programmi-budushee-v-nashih-rukah-na-2009-2011-gg-naimenovanie-programmi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sholohov-m-a-masterstvo-izobrazheniya-prirodi-v-odnom-iz-proizvedenij-russkoj-literaturi-xx-veka.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-vozhatogo-prilozhenie-k-desyatidnevnim-kursam-vozhatih-sankt-peterburg-2000.html
  • student.bystrickaya.ru/18-avtonomnoe-uchrezhdenie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-ozdorovitelno-vospitatelnij-lager-agidel.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9metodika-issledovanij-v-psihologii-religii-posobie-podgotovleno-na-kafedre-filosofii-sootvetstvuet-programme.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nataliya-malisheva-vestnik-psihoanaliza-1-2007.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rusalochka-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/10-dnevnij-srok-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-apparate-upravleniya-sudebnogo-departamenta-v-respublike-altaj-1.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-otkritom-festivale-konkurse-vokalnogo-masterstva-detej-i-molodyozhi-pesnya-v-soldatskoj-shineli.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-obraz-drevnego-egipta-v-dokumentalnoj-proze-ds-merezhkovskogo-anatolevna-obrazi-mirovoj-kulturi-v-proze-d-s-merezhkovskogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vedushij-redaktor-korrektor-hudozhnik-oblozhki-original-maket-podgotovila-v-usmanov-a-zajcev-l-panin-m-roshal-v-shimkevich-l-panin-bbk-88-37-stranica-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-naimenovanie-disciplini-pechatnie-mashini-i-sistemi-po-napravleniyu-podgotovki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/raschet-povorotnogo-krana-na-nepodvizhnoj-kolonne.html
  • klass.bystrickaya.ru/alekseev-sergej-sokrovisha-valkirii-kniga-1-stranica-20.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-11-klass-cel-formirovanie-bazovih-znanij-po-biologii-dlya-izucheniya-specialnih-i-profilnih-predmetov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtor-programmi-k-f-m-n-docent-chichagov-vladimir-vitalevich-trebovaniya-k-studentam.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/struktura-i-obem-dissertacii-nauchnie-osnovi-proektirovaniya-avtotransportnih-sredstv-rabotayushih-na-gazomotornih-toplivah.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prajm-evroznak-stranica-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblastnoj-konkurs-sredi-obrazovatelnih-uchrezhdenij-g-tomska-i-tomskoj-oblasti-v-2008-g-moj-shkolnij-slovarik.html
  • writing.bystrickaya.ru/kratkij-ocherk-ekonomicheskogo-i-politicheskogo-razvitiya-sssr-1917-1971-g-voenno-politicheskaya-ocenka-otnoshenij-sssr-zapad.html
  • credit.bystrickaya.ru/odnobokost-filosofii-materializma-belov-v-i-nauka-o-dushe-i-zhizni-doc.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-2012-godu-turnir-sostoitsya-v-27-raz-v-nem-primut-uchastie-bolee-200-komand-iz-30-ti-stran-mira.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-4-filosofiya-xx-v-uch-dlya-vuzov-stranica-47.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-kursu-organizaciya-evm-kompleksov-i-setej-chast.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-e-zaharova-diskretnaya-matematika-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/podschitali-podelilis-medicinskie-osmotri-lipeckie-regionalnie-novosti-25-09-2007.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pedagogchna-rol-ocnki-na-suchasnomu-etap.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-raboti-deviantnoe-povedenie-podrostkov-i-socialnie-tehnologii-ego-profilaktiki-v-usloviyah.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pryamoe-obuchenie-paul-shelli.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bezopasnost-predpriyatij-v-sfere-kommercii-problema-krazh-i-protivokrazhnoe-oborudovanie-na-predpriyatiyah-torgovli.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sokrashyonnoe-naimenovanie-naimenovanie-razdelov-i-prilozhenij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizatori-delovih-igr.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-prochie-usloviya-instrukciya-po-zapolneniyu-pervoj-chasti-zayavki-na-uchastie-v-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme-5.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-metodi-resheniya-fizicheskih-zadach.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.