.RU

Библиотека Саровского монастыря - А. С. Пушкин Связи А. С. Пушкина с монастырской культурой рассматривались главным...


^ Библиотека Саровского монастыря.

Обзор литературных источников и библиотеки Саровского монастыря позволяет представить себе не только внешнюю, но и внутреннюю жизнь монастыря, ту духовную работу, которая сосредотачивалась в нем и из него излучалась.
В собрании Саровской пустыни РГАДА113 находятся рукописные книги XV-XIX вв., в том числе богословские и певческие. По данным описания монастыря 1908 года, в 1753 г. числилось книг печатных и рукописных – 856; В 1804 г. – печатных 2254, рукописных – 487114. На протяжении своего существования библиотека постоянно росла, пополняясь новыми печатными и рукописными книгами.
С первых лет основания пустыни – с конца XVII в. монахи занимались перепиской и оформлением книг. В собрание вошли личные библиотеки иноков монастыря: собрание иерея Георгия (XVIII в.), библиотека монаха Иринарха (+ 1806 г.) и др. Как показывают авторы Описи Саровского собрания И.Л.Жучкова и В.В.Калугин, рукой основателя обители иеромонаха Иоанна были написаны вставки в старопечатном Лимонаре 1628 г., иеромонахом Ефремом писаны Общежительное правило Саровской пустыни 1773 г., Псалтирь с дополнительными статьями середины XVIII в.

Сохранились певческие рукописи собрания - Стихирари, Праздники, Ирмологии, крюковые и нотолинейные азбуки XVII-XVIII вв. Cреди них имеется рукопись с демественным двухголосием, двознаменная певческая азбука и другие примечательные певческие книги, свидетельствующие о высоком уровне певческого дела в монастыре с самого начала его основания. Так, по сообщению Авеля, «собственною рукою Строителя Ефрема написаны полууставом нотные столпового пения Ирмологии, Обиходы и Стихиры праздничныя, разные каноники и правило келейное, которые и поднесь в обители употребляются»115.

По наблюдениям авторов описи собрания, в библиотеке монастыря существовали два каталога – хронологический и систематический, что говорит об очень высоком уровне ведения библиотечного дела в Саровской пустыни.

Согласно описи собрания, содержание его необычайно разнообразно. В него входят древнейшие рукописи: Лествица Иоанна Синайского к.XIV в., сборник “Слов” Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина к.XV в., cборники проповедей богослужебного содержания XVI-XIX вв. – “Златоструй”, “Златоуст постный”, “Великое зерцало”, “Цветник”, “Риторика”, Поучения отцов Церкви Иоанна Златоуста, Василия Нового, Григория Синаита, Ефрема Сирина и др.

Богато полно представлен русский материал: жития русских святых и службы им - Зосимы и Саватия, Сергия Радонежского, Антония Сийского, Макария Желтоводского, Ефрема Новоторжского, Феодосия Тотемского, Александра Свирского; Илариона митрополита Суздальского и Юрьевского, Петра и Февронии Муромских, Михаила Клопского, Димитрия Царевича, Феодосия Печерского, Антония Печерского, Митрополита Филиппа; Служба на Перенесения из Едессы Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа на 16 августа; список Киево-Печерского патерика; редкий список Службы и сказаний о чудесах Донской иконы Божьей Матери, Житие Христа ради юродивого Иоанна, нарицаемого Большой Колпак, Московского и Вологодского чюдотворца; Служба и сказание о церкви св. Софии Премудрости Божией; «Повесть об иконе Владимирской», «Сказание о 7 свободных мудростях» и др. Исторические материалы: «Грамота об избрании на царство Бориса Федоровича Годунова 1598 г.»; «Повесть о перенесении ризы Спаса Христа от Персид в царствующий Град Москву» Симеона Ив.Шаховского; «История премудрейшаго монарха Петра Великаго, императора и самодержца всероссийскаго, отца Отечествия. Переведенная со италиянскаго диалекта на российский Из разных книг во Франции и Голландии собранное на греческом диалекте в Венеции 1737 году напечатанное, том вторый, на российский языкъ перевел коллегии иностранных дел секретарь Стефан Писарев. В Санктпитербурге 1734 года»116.

Представляют интерес материалы по истории Саровского монастыря – список 1850 г. с утраченного оригинала «Повествования о Саровской пустыни» иеросхимонаха Иоанна, записки иеромонаха Троицкой Сергиевой Лавры Авеля «Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся».

Широко представлены отечественные труды богословского характера: Сочинения свт. Димитрия Ростовского, Тихона, епископа Воронежского (канонизированного в 1861 г.), Московского митрополита Филарета (канонизированного в 1994 г).

Краткое упоминание библиотеки содержится в описании Саровской пустыни 1833 года в связи с историей обители, написанной основателем монастыря иеросхимонахом Иоанном: «как пишет в своей Истории (хранится в Саровской книгохранительнице) Первоначальник обители сей иеросхимонах Иоанн…»117. Здесь же мы видим, что деятельность Иоанна по собиранию книг оставила о нем благодарную память: «1730 г. октября 25 дня, не взирая на угнетающую его старость, сей неутомимый трудами строитель, иеросхимонах Иоанн, своим старанием получил на владение земель, сенных покосов, рыбных ловель и всяких угодий, именной указ… Императрицы Анны Иоанновны… Он же не упустил к безсмертной памяти своей собрать довольное количество книг обители»118. Преемником Иоанна был иеромонах Дорофей, который продолжил все начинания Иоанна и, по-видимому, не оставлял своим вниманием книгохранительницу: «1705 года прииде в сию пустыню к реченному Первоначальнику Иоанну, поживе у него в послушании, яко истинный того ученик и во всех его трудах и скорбях соучастник»119. Здесь же сообщается, что летопись обители вел и Строитель Ефрем.

Первое описание библиотеки помещено в работе иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Авеля, написавшего по ее документам первое обстоятельное исследование о Саровской пустыни, переиздававшееся многократно. Он отмечает, что книго-хранительница располагалась рядом с надвратной церковью под колокольней: «на 2-м этаже над святыми вратами – церковь во имя Святителя Николая, очень светлая и благолепная, из которой есть ход в монастырскую библиотеку, где книги расположены сохранно и в хорошем порядке. Лучшие из них суть драгоценные творения отцов Церкви»120. Авель упоминает о том, что там хранилась и переписка монастыря, например – благословляющие письма к Строителю Ефрему Тихона епископа Воронежского и Елецкого и др.121 По его словам, «библиотека обители Саровской начала составляться еще при первоначальном Строителе иеросхимонахе Иоанне, который, равно как и преемник его Ефрем, особенно содействовал составлению ее, и потом в различное время она постепенно умножалась и улучшалась, частию покупкою, частию вкладом и частными после умерших иноков библиотеками. И ныне как по количеству, так и по качеству содержащихся в ней книг, может почесться очень нескудною, даже богатою. Она состоит большей частию из книг исторических и в особенности нравственно-поучительных и сочинений богословских, составляющих душевное сокровище и наслаждение. Из рукописных же достойны замечания: Прения Афанасия Великого с Арием; Беседы Василия Великого о сотворении мира, Хронограф царских родов, Прение Григория Омиритского с жидовином Ерваном, проповеди Димитрия Ростовского, книга под заглавием “Златый бисер”, другая – “Како душа с телом беседует”, толкования Иоанна Златоуста на Деяния и на все апостольские послания, Киновион, или изображение Евангельского иноческого общего жития, от святых отцев вкратце собранное, сказание Нила Столбенского о чудесах Пресвятой Богородицы Владимирской; рукопись первоначальника Иоанна, откуда заимствовано сведение об устроении сей пустыни, также – Строителя Ефрема, после которого очень немало осталось письменных памятников и др.»122.

Среди текстов, читаемых в монастырской библиотеке, имеются памятники музыкально-эстетической мысли христианства, повествующие о великих гимнографах раннего христианства – сложивших «множество божественных молитв».

Тема похвалы творчеству византийских гимнографов представлена также в рукописи 3/4 XVIII века, содержащей список 16-й главы о гимнографах «Сказание от священных писаний о церковном пении, откуду начало имать» из «Книги о вере», напечатанной в Москве в 1648 году. Здесь упоминаются «Из книги веры старопечатныя о пении церковнем» – Ефремъ Сирин, сложивший песнопения против еретиков, Роман, получивший от Пресвятой Богородицы въ сновидении свиток кондака, Афиноген, сотворивший песнопения «Свете тихий» и песнь Богородице «Достойно есть яко воистинну», Сергий патриархъ, сочинивший Акафист Богородице, Иустинианъ, сотворивший гимн «Единородный Сыне», а также «творцы… книги триодной» Федор Студит и брат его Иосиф, великий рифмотворец Козма Маюмский, Андрей Иерусалимский, Иоанн Дамаскин, Марко мних, и «прочии»: «И оттуду наречеся книга Триодионъ, еже есть трипеснец. Занеже аще суть и каноны совершенныя в немъ, и четверопесна, обаче от множайшаго трипесньцовъ числа тропикосъ, вся книга Трипеснецъ наречеся»123. В той же рукописи говорится осоставлении песнопений Октоиха: «О Октоихе, сиречь осмогласного пения свидетельства от всекраснаго славия громогласна церкви вселенстей и сладкопеснивых устъ всепреподобнейшаго отца пастыря неусыпна словесных овецъ, наставника же заблудшим, печалным отрадна утешителя, столпа непоколебима во исповедании веры, ересием злославным потребителя Иоанна Дамаскина и святых и духовных отец Блаженнаго Феофана митрополита Никейскаго, Иосифа Песнописца, и Митрофана Патриарха Константина града»124.

Тема богодухновенного поэтического творчества предстает перед нами в интереснейших памятниках византийского красноречия125.

chast-nalichnogo-vhoda-nadeyus-takoe-dovolno-gruboe-opredelenie-ne-pokazhetsya.html
chast-naseleniya-goroda-dolzhna-na-opredelennoe-vremya-1941-1944-gg-izdatelstvo-politicheskoj-literaturi.html
chast-nashih-pedagogov-ispoveduet-prenebrezhenie-k-lom-a-s-makarenko-znala-vsya-strana-ego-vistupleniya-zvuchali.html
chast-negativnoj-energetiki-topi-v-hode-misterii-rashoduetsya-na-podderzhku-organizatorov-ispolnitelej-misterii-.html
chast-nogi-lapi-substratnaya-toponimiya-arhangelskogo-pomorya.html
chast-obichno-predlagaet-sdelat-chto-to-ochen-polozhitelnoe-i-nuzhnoe-eto-mozhet-bit-bolshe-zabotitsya-o-drugih-bit-bolee-uverennim-v-sebe-ili-chto-to-v-etom-duhe.html
  • literatura.bystrickaya.ru/scan-ocr-spellcheck-chububu-2007-stranica-6.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rusgidro-ria-novosti-18.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-o-kreditorah-na-dolyu-kotorih-prihoditsya-ne-menee-10-ot-obshej-summi-kreditorskoj-zadolzhennosti-na-30092007-g-tisrub.html
  • studies.bystrickaya.ru/krupnaya-bitovaya-tehnika.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-listov-moskva-2004-spisok-ispolnitelej.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ponyatiya-socialnoj-stabilnosti-i-napryazhennosti-praktika-ih-proyavleniya-v-rossii.html
  • control.bystrickaya.ru/elektr-zhellk-aidalara-1-osimsha-pajdalanushini-osu-shemasini.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nesankcionirovannie-ledovie-perepravi-dolzhni-bit-zakriti-internet-resurs-sibkrayru-10032011.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-yuridicheskogo-fakulteta-vseh-form-obucheniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/hrestomatiya-teksti-po-istorii-ro-ssii-sost.html
  • occupation.bystrickaya.ru/municipalnaya-internet-konferenciya-uchashihsya-moj-pomoshnik-kompyuter.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-nauriz-tojina-bazarli-sabati-masati-oushilara-nauriz-mejrami.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-12-poyasnitelnaya-zapiska-k-godovomu-otchetu-oao-raskat.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/splajn-interpolyacii-splajn-interpolyacii-12-kontrolnie-voprosi-12.html
  • university.bystrickaya.ru/forma-kalendarnij-plan-vipolneniya-rabot-postavka-reprintnogo-vosproizvedeniya-polnogo-komplekta-sobraniya-yurnali.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-dlya-chitatelya-nauchnih-statej-kak-ne-slushat-oratora-stranica-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-6-sentyabrya-2011-goda-515r-p-g-petrozavodsk-stranica-9.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/pyataya-sessiya-zheneva-26-30-aprelya-2010-g-proekt-otcheta-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bakalavrskaya-programma-kafedra-vseobshej-istorii-napravlenie-istoriya-disciplina-istoriya-kitajskoj-filosofii-status-disciplini.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tarih-sabainda-ojin-elementter-arili-oushilardi-pnge-degen-iziushiliin-arttiru.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-uspenskogo-municipalnogo-obrazovaniya-uspenskij-rajon-v-2009-2010-uchebnom-godu-stranica-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-i-osmotr-ventilyatornih-ustanovok-pravila-bezopasnosti-pri-stroitelstve-podzemnih-sooruzhenij-pb-03-428-02.html
  • spur.bystrickaya.ru/krupnejshie-kompanii-producenti-v-rf-kvartalnij-analiz-i-prognoz-proizvodstva-tovarnih-grupp.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachah-matematiki-obzor-tochek-zreniya-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-rukovoditelyam-ppe-ou-ege-soveshanie-s-rukovoditelyami-ppe-ege-sostoitsya-24-marta-v-10-00-v-161-gimnazii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moskovskaya-pravda-moskva-175-1982008-ya-v-spasateli-poshel-pust-menya-nauchat.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-priema-i-ispolneniya-bankom-zayavok-na-prodazhu-akcij-oao-bank-vtb-v-sootvetstvii-s-ofertoj-ooo-vtb-pensionnij-administrator-termini-i-opredeleniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskie-posledstviya-bezrabotici-i-puti-ih-preodoleniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-5-ulozhennaya-komissiya-1767-g-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-diplomnih-proektov-po-specialnosti-075400-kompleksnaya-zashita-obektov-informatizacii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stilistika-reklamnogo-teksta.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povishenie-effektivnosti-raboti-asinhronnogo-generatora-s-korotkozamknutim-rotorom.html
  • lecture.bystrickaya.ru/43-organizaciya-uchebnogo-processa-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-volokolamsk-2009-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referata-po-discipline-vvedenie-v-specialnost.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-9-ekonomika-germanii-v-1914-1980-gg-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2007.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.