.RU

Д. техн. н., профессор С.А. Багрецов, Д. философ. н., профессор - И. П. Волков Зам. Главного редактора



Д. техн. н., профессор С.А. Багрецов, Д. философ. н., профессор

^ К.М. Оганян , к. техн. н. М.П. Филяев.


С позиции системного подхода существует несколько аспектов рассмотрения структуры межличностных отношений в учебной группе вуза: поуровневый и многомерный анализ. Особенность поуровневого анализа состоит в выделении определенных подсистем межличностных отношений, иерархически располагающихся в “пространстве” внутригруппового взаимодействия и общения [1]. Другой аспект рассмотрения структуры внутригрупповых отношений отражает понимание ее как многомерного образования.

Позиция индивида в системе межличностных отношений зависит от ряда внутренних (индивидуально-психологических особенностей личности) и внешних факторов (характера и условий выполняемой групповой деятельности). К настоящему времени проведено большое число исследований, посвященных изучению влияния личности на групповой процесс, однако их результаты зачастую несопоставимы и слабо связаны между собой. Рассматривая взаимосвязь личностных характеристик с групповыми феноменами, исследователи, как правило, не уделяют достаточного внимания таким факторам, как характер совместной деятельности и условия, в которых она осуществляется.

Современный уровень социально-психологической разработки проблематики совместной деятельности позволяет рассматривать ее в качестве целостного феномена, в котором концентрируются и интегрируются основные социально-психологические явления (включая совместимость).

Психологическая совместимость относится к числу интегративных феноменов учебной группы как коллективного субъекта деятельности. Данный феномен был выявлен при исследовании малых групп, к которым можно отнести и учебные группы вуза, когда обнаружилось, что определенные соотношения индивидуально-психологических характеристик членов группы связаны с эффективностью совместной деятельности, психологическим климатом, межличностным общением. Позитивное влияние этих характеристик на групповые явления и стало обозначаться как психологическая совместимость.

Существуют различные теоретические и методические подходы к пониманию и определению феномена совместимости. К числу наиболее общих аспектов анализа феномена совместимости большинство авторов относят то, что совместимость - это феномен, касающийся межличностного взаимодействия и межличностных отношений, предполагает оптимальную согласованность индивидуально-психологических характеристик членов группы, включает момент удовлетворенности совместной деятельностью и общением. На наш взгляд, совместимость можно определить как оптимальное сочетание индивидуально-психологических особенностей и внутригрупповых межличностных ролей партнеров, способствующее оптимизации их общения и деятельности.

В отечественной психологии наиболее известна классификация исследований совместимости, разработанная Н. Н. Обозовым [2], описавшим три подхода к изучению феномена совместимости: структурный, функциональный и адаптивный. Структурный подход направлен на нахождение оптимального соответствия индивидуальных характеристик членов группы. Установлено, что совместимость выступает как сходство или контраст индивидуальных характеристик членов группы. Функциональный подход берет за основу внешние целеполагающие и функциональные характеристики группы. Использование данного подхода требует тщательного изучения ролевой структуры и анализа согласованности ролевого взаимодействия. При адаптивном подходе внимание исследователей акцентировано не столько на изучении самого феномена совместимости, сколько на его результатах в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений. Данная классификация более дифференцирована в основном за счет включения в нее функционального, по сути деятельностного, аспекта совместимости.

Перспективное направление в изучении совместимости индивидов в учебных группах связано с рассмотрением ее как системного образования, интегрирующего основные психологические явления (личность, малая группа, межличностные отношения, групповая деятельность). С позиции данного подхода представляется важным исследование феномена совместимости личности и учебной группы, который до настоящего времени оставался за рамками теоретического и эмпирического анализа в современной психологической науке.

Концептуальный подход к исследованию совместимости личности и учебной группы базируется на следующих методологических принципах исследования малых групп: принципе деятельности, принципе развития и принципе системности. Обращение к указанным принципам позволяет рассматривать совместимость личности и группы как многоуровневый и многомерный феномен.

В соответствии с принципом деятельности изучение совместимости личности и учебной группы должно осуществляться в единстве с содержанием совместной деятельности, условиями ее осуществления. Это означает, что в качестве объекта исследования должны выступать реальные учебные группы.

Согласно принципу развития совместимость личности и группы связана с уровнем развития группы. Коллективы с высоким уровнем развития характеризуются преобладанием интегративных процессов в сфере деловых отношений по сравнению с эмоциональными. Специфика совместной деятельности может оказывать влияние на доминирование одного из видов совместимости на разных этапах развития группы.

В соответствии с принципом системности личность и группа рассматриваются как отдельные подсистемы, находящиеся между собой в определенных связях и отношениях. С этих позиций личность в группе должна анализироваться в субъектно-объектном плане, т.е. и как субъект, и как объект внутригрупповых межличностных отношений. Отношение личности как субъекта внутригрупповых отношений проявляется в ее интенциях и экспектациях относительно группы. Отношение группы к личности как к объекту внутригрупповых отношений выражается в групповых интенциях и экспектациях. Под совместимостью личности и учебной группы понимается гармоничное сочетание личностных и групповых интенций и экспектаций, выражающееся в оптимальной согласованности внутригрупповых межличностных ролей. Эмпирическим референтом совместимости выступает уровень и степень конгруэнтности внутригрупповых ролевых позиций личности.

Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и учебной группы определены на основе эмпирического исследования. Программа исследования включает оценку уровня совместимости личности и группы, диагностику индивидуально-психологических особенностей личности. Результаты исследования свидетельствуют о том, что положительное отношение к учебной группе и ожидания положительного отношения к себе со стороны группы характерны для личностей, имеющих высокий уровень экстравертированности, организованности, способных планировать собственную деятельность, сотрудничающих в конфликтной ситуации, отличающихся невысоким невербальным интеллектом. На положительное отношение со стороны учебной группы в большей степени могут рассчитывать личности, характеризующиеся высоким вербальным интеллектом, потребностью в общении и близких дружеских взаимоотношениях (при выраженной самодостаточности), организованностью, способностью планировать собственную деятельность в сочетании с ориентацией на собственные этические стандарты при оценке ситуации.

На интегральный показатель совместимости личности и группы в учебных коллективах влияют потребность в широком круге общения и стремление общаться с большим количеством людей, соперничество в конфликте, рассудительность и логичность. Степень влияния рассматриваемых факторов следующая: наиболее влияют межличностные ориентации индивида (38,9%) и его темпераментальные характеристики (35,5%), в меньшей степени - способ поведения в конфликте (12,3%) и интеллектуальные качества (13,3%) .

Вопросы обеспечения совместимости обучаемых в учебных группах должны решаться на этапе их комплектования. Учитывая преимущественно индивидуальный характер деятельности обучаемых целесообразно для комплектования учебных групп вуза использование координатно-социограммного метода.

Задача комплектования учебных групп формулируется следующим образом: на основе данных взаимных предпочтений кандидатов необходимо скомплектовать такие однородные по численности учебные группы, в каждой из которых будет как можно больше взаимоприемлемых пар, как можно меньше конфликтных, при этом перечисленные выше групповые социометрические индексы должны быть примерно одинаковы для всех учебных групп.

Очевидно, что решение задачи в такой постановке связано с определением оптимальной стратегии поиска. Для этого целесообразно взять такой алгоритм поиска экстремума, который на каждом шаге приносит максимальное приращение целевой функции. Суть алгоритма поиска заключается в построении на каждом шаге матрицы отношений кандидатов G1, выявлении группы лидеров, формировании прямоугольной матрицы G2 размером n x (N-n), где N – число кандидатов, n – число формируемых учебных групп. После формирования матрицы G2 осуществляется подбор кандидатов, обеспечивающих максимум целевой функции и построение матрицы G3, отражающей множество кандидатов, включенных в комплектуемые группы на очередном шаге. Далее описанная процедура повторяется до N/n шага включительно.

Рассмотрим основные этапы реализации метода комплектования на примере комплектования 4 учебных групп из 16 кандидатов (малая численность кандидатов и учебных групп принята для облегчения понимания сути рассматриваемого метода).

Этап 1. Строится матрица отношений кандидатов G1 на основе применения методов репертуарных решеток, оценочной биполяризации или социометрических методов [3]. После определения 4-х лидеров из элементов С*ij указанной матрицы формируют матрицу G2 (таблица 1) размером 4x12, так как столбцы, принадлежащие 4-м лидерам из дальнейшего рассмотрения исключаются – лидеры в одну группу попасть не могут.

Этап 2. Для каждой строки матрицы G2 (для каждого лидера) выбирают только один элемент так, чтобы: сумма выбранных элементов была максимальной; из одного столбца должен быть отобран только один элемент, так как один человек не может быть в двух группах. Эта процедура позволит определить 4 наилучших пары с точки зрения социометрической когерентности и одновременно достичь максимума целевой функции на первом шаге.

^ Таблица 1

Матрица формирования диад G2

-------------------------------------------------------

¦ N ¦ 2 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦10 ¦11 ¦12 ¦14 ¦15 ¦16 ¦

+-----+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 4 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 0 ¦-1 ¦

¦ 3 ¦ 1 ¦-1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 3 ¦ 1 ¦ 3 ¦ 3 ¦

¦ 4 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 3 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦

¦ 13 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦

-------------------------------------------------------

 Для этого определяют максимальные элементы в каждой строке. Это будут элементы:

в первой строке - 11-й;

во второй строке - 8,9,12,15,16;

в третьей строке - 8,9;

в четвертой строке – 9-ый.

Определяются пары обучаемых, при которых С*ij принимают максимальное значение. В данном случае это пары

(1, 11) - С*ij = 4 (3, 16) - С*ij = 3

(4, 8) - С*ij = 4 (13, 9) - С*ij = 3

Выбор пар (1, 11) и (13, 9) ясен, поскольку в первой строке содержится только один максимальный элемент С*1,11 , а в четвертой - С*13,9 .

Тогда в третьей строке после вычеркивания 9-го столбца (один обучаемый не может быть в 2-х учебных группах) остается только один максимальный элемент С*4,8 .

Выбор пары для лидера под номером 3 (вторая строка матрицы G2 проводят по правилу минимума суммы оставшихся элементов выбранного столбца. Это правило говорит о том, что взаимная психологическая связь кандидата под номером j с лидером под номером 3, с которым он образует пару, максимальная, а с лидерами 1, 4, 13 минимальна.

Для данного случая по матрице G2 определяются суммы элементов 12, 15, 16 столбцов, исключая элементы на пересечении этих столбцов со второй строкой.

Поскольку сумма оставшихся элементов столбца j=16 для i=3 минимальна, то образуется пара (3,16), у которой С*3,16 = 3.

Этап 3. Из матрицы G2 исключают столбцы 8, 9, 11, 16, образовавшие пары с лидерами. Вычисляют взаимную психологическую связь выбранных пар (1,11), (3,16), (4,8), (13,9) с оставшимися кандидатами под номерами 2,5,6,7,10,12,14,15   и формируют матрицу, содержащую (N-2,n) столбцов и n строк. При этом используют элементы матрицы G1 .

Так, взаимная психологическая связь пары (1,11) с кандидатом под j=2 будет равна 7.

Аналогично проводится расчет для всех пар и для всех оставшихся j. В результате матрица G3, будет иметь вид (табл.2):

^ Таблица 2

Матрица формирования триад G3

---------------------------------------

¦ N ¦ 2 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦10 ¦12 ¦14 ¦15 ¦

+-----+---+---+---+---+---+---+---+---+

¦ 1,11¦ 7 ¦ 2 ¦ 4 ¦ 7 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 8 ¦ 5 ¦

¦ 3,16¦ 5 ¦ 0 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 5 ¦ 5 ¦

¦ 4,8 ¦ 7 ¦ 6 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 6 ¦ 6 ¦

¦ 13,9¦ 5 ¦ 7 ¦ 4 ¦ 7 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 7 ¦

---------------------------------------

Этап 4. Исходя из требований максимизации индексов социометрической когерентности определяются следующие тройки (1, 11, 14), (3, 16, 12), (4, 8, 10) и (13, 9, 5). Процедура формирования троек в этом случае следующая:

определяются позиции максимальных и близких к ним элементов в каждой строке;

строкам, имеющим единственный максимальный элемент, меньший по сравнению с максимальными элементами других строк, отдается предпочтение, т.е. образуются тройки (1, 11, 14), (3, 16, 12);

две других тройки образуются с учетом правила минимальной суммы оставшихся элементов выбранного столбца, т.е. образуются тройки (4, 8, 10), (13, 9, 5).

Этап 5. Используя данный методический подход, осуществляется переход к матрице четверок и формируются следующие учебные группы: (1, 11, 14, 2); (3, 16, 12, 15); (4, 8, 10, 6) и (13, 9, 5, 7).

Затем вычисляются значения групповых (для учебных групп) индексов социометрической когерентности I ср и социометрической сплоченности Н.

Значения I ср = -1 и Н =-1 обозначают, что все члены группы дали друг другу наименьшие отрицательные оценки (в нашем случае - 2) и учебная группа скомплектована только из конфликтных пар. Значения I ср = +1 и Н = +1 обозначают, что все члены группы дали друг другу наивысшие положительные оценки и учебная группа скомплектована только из взаимоприемлемых пар. Чем меньше разброс значений I ср и H , тем более однородны группы по отношению друг к другу. Чем меньше значения I ср и H  какой-либо учебной группы по отношению к другим, тем больше должно быть уделено внимания обучаемым в этой группе с точки зрения формирования их межличностных отношений.

Техника подобных измерений позволяет оперативно определить степень выраженности симпатии и антипатии в отношениях между обучаемыми на основе вычисления групповых индексов социометрической когерентности и сплоченности.

Индивидуальное положение каждого обучаемого в структуре учебной группы можно определить с помощью координатных социограмм, которые позволяют наглядно представить структуру отношений в группе, выделить микрогруппу "популярных", "непопулярных", "отвергаемых" индивидов, определить среди них официальных и неофициальных лидеров, оценить соответствие формальной и неформальной подструктур общения.

Координатные социограммы позволяют выявлять динамику межличностных отношений обучаемых в группах и осуществлять их коррекцию в любой период совместного обучения и деятельности, что дает возможность целенаправленного управления взаимоотношениями индивидов в комплектуемых группах.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Багрецов С.А., Львов В.М., Наумов В.В., Оганян К.М. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп /Под ред .С.А.Багрецова - СПб.: Изд-во "Лань", 1999 г. 640 с.

2. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев, 1990.

3. Багрецов С.А. Проблемы диагностики лидерства в учебных группах вуза / 2-я межвузовская научно-методическая конференция училища. - СПб.: ПВУРЭ ПВО, 1992. - С.41-42.

*Военно-космическая академия Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет


^ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Международное сотрудничество Балтийской педагогической академии расширилось благодаря вступлению в ряды академии главы школы психологии австралийского Университета Южного креста, (Southern Cross University, Coffs Harbour, AUSTRALIA) профессора Питера Уилсона. В этот юбилейный год профессор посетил отделение личностного развития и практической психологии и предполагает продолжить совместную работу осенью 2003 г.

Мы рады представить читателям нашего журнала одну из многочисленных работ профессора Питера Уилсона.


^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ЗВОНА В УШАХ»

(Psychological Aspects and Treatment of Tinnitus)


Доктор психологических наук, профессор П. Уилсон


«Звон в ушах» (Tinnitus) - это медицинская проблема при которой люди слышат шум или жужжание в ушах. Цель данной работы – описать основные черты «Звона в ушах», исследовать психологические факторы, приводящие к этому, и показать какие психологические воздействия использовались, чтобы помочь людям лучше справляться с этой болезнью как с хроническим недостатком. «Звон в ушах» часто сопровождается и другими проблемами слуха, такими как частичная потеря слуха, но также может случаться, когда нет никаких очевидных повреждений слуха. Звук может быть в одном или обоих ушах. И может состоять из одного тона или нескольких тонов. Основная причина «Звона в ушах» находится в улитке уха, где могут быть повреждены «волосяные клеточки». Громкий шум, лечение или лекарства и другие процессы могут причинить вред, который приведет человека к ощущению постоянных шумов. Риск получить «Звон в ушах» также зависит от многих факторов окружающей среды, но самый обычный – это постоянная подверженность громкому шуму. «Звону в ушах» обычно подвержены музыканты, рабочие на шумных заводах, летчики и другие люди авиационной промышленности, или военный персонал. В основном, нет эффективного лечения «Звона в ушах», хотя очень маленький процент людей может избавиться от него с помощью хирургического вмешательства. Некоторые акустические лечения, включающие слуховую помощь, могут уменьшить случаи «Звона в ушах».

Люди, которые страдают от «Звона в ушах» могут ощущать многие психологические эффекты, такие как депрессия, нервные проблемы и проблемы сна. Часто люди испытывают проблемы с концентрацией, вовлекаясь в социальную и другие виды деятельности. Они также могут прекратить работать из-за «Звона в ушах». Некоторые люди избегают шумных ситуаций, а некоторые избегают тихих ситуаций. У некоторых людей появляются суицидные мысли, и может возникнуть попытка суицида, чтобы оградить себя от звона. Думают, что Винцент Ван Гог отрезал свое ухо, чтобы удалить звон. Бетховен развил звон и описывал эту проблему в письмах к своим друзьям. Чешский композитор Сметана описал звук шума в ушах на скрипке в своем первом струнном концерте.

Приблизительно 17% людей развивают звон, и около 10 – 15 % из этих людей чувствуют значение психологических проблем, как результат звона. Хотя звон довольно постоянен по высоте тона, люди часто говорят, что их звон меняется в громкости. Некоторые факторы, которые могут воздействовать на ощущение громкости, включают стресс, диету (особенно алкоголь и кофе), положение (поза), изменение давления (например, во время авиаперелетов) и посторонний шум. Громкий посторонний шум может полностью маскироваться под «Звон в ушах», но многие люди говорят, что «Звон в ушах» становится громче, когда уровень постороннего шума возвращается к норме. С другой стороны, очень тихие ситуации могу привести человека к осознанию «Звона в ушах». Люди со «Звоном в ушах» обычно имеют трудности со сном. Потому что они очень отчетливо слышат звуки выше самого низкого уровня заднего шума.

Психологическое исследование привело к распознаванию специфических проблем, которые испытывают люди со «Звоном в ушах». Это исследование помогло прояснить существование проблем, таких как депрессия и беспокойство и показало, что эти проблемы, возможно, следствие «Звона в ушах», а не его причина. Возможно, что беспокойство, более привычно, когда люди впервые испытывают «Звон в ушах», а депрессия более привычна, когда человек страдает от этой проблемы долгое время. Беспокойство, возможно, это результат страхов от узнавания звуков, люди волнуются, что причина может быть очень серьезной (например, опухоль мозга), или, что их слух ухудшиться со временем и «Звон в ушах» стане громче и громче. Большинству людей, которые обращаются за медицинской помощью говорят, что проблема, главным образом, неизлечима. И что они должны учиться жить с этой проблемой. Эта информация часто приводит к чувству отчаяния и безнадежности. Человек понимает, что мало можно сделать, чтобы уменьшить «Звон в ушах», и потом человек может начать страдать, чувствовать депрессию. В добавлению к самому звуку от «Звона в ушах», человек развивает утомление от «Звона в ушах». Это утомление является предметом психологической терапии.

Не все люди испытывают утомление от «Звона в ушах». На самом деле, многие люди очень хорошо справляются с этой проблемой. Важная цель психологического исследования – объяснить различные реакции на «Звон в ушах». Самый очевидный фактор, который может быть достигнут между утомляемыми и неутомляемыми людьми – это громкость. Правда, что утомляемые от «Звона в ушах» в ушах пациенты, сообщают, что их «Звон в ушах» громче. Это так, утомляемые люди ощущают, что их «Звон в ушах» должен быть громче. Измерение громкости проводимы акустически доказали, что существует очень маленькая разница между утомляемыми и неутомляемыми людьми со «Звоном в ушах». Высота тона также не является хорошим различителем между утомляемыми и неутомляемыми людьми. Исследования по другим хроническим медицинским проблемам показало похожие результаты: серьезность проблемы (измеренная «объективно») не имеет отношения к утомляемости, благополучию или влиянию проблемы на жизнь человека. Не удивительно, что утомляемые люди говорят о том, что их «Звон в ушах» громче. Самое вероятное объяснение этому наблюдению состоит в том, что утомление само по себе приводит людей к ощущению того, что шум становится громче. Этот вопрос продолжает быть центром исследования.

Индивидуальные различия серьезности утомляемости, которые ассоциируются со «Звоном в ушах» могу быть результатом психологических факторов. Главная теория, объясняющая этот феномен – это когнитивная теория. Эта теория была впервые предложена Бэкком., чтобы объяснить причины эмоциональных состояний, таких как депрессия и беспокойство. Бэкк предположил, что эмоциональное состояние – это результат направления, в котором люди ощущают событие окружающей среды больше, чем само это событие. Человек, который впадает в депрессию, следующую за неудачей при получении работы, которая может автоматически привести к таким мыслям, как: « я полный неудачник» , «я никогда и нигде не найду работу», «моя жизнь – это ужас». Человек, который не впадает в депрессию, может думать: «это всего лишь одна работа, будут другие», «я могу попытаться еще» и «я не должен сдаваться в поисках работы». В похожей ситуации человек со «Звоном в ушах» может думать «моя жизнь не стоит того, чтобы жить с этим шумом», «шум сведет меня с ума», «чем я заслужил этот шум». Возможно, у некоторых людей есть тенденция думать очень негативно о «Звоне в ушах», потому что они полагают, что «Звон в ушах» - это знак физического недостатка или что-то другое, что очень важно с их точки зрения.

Используются различные способы психологической терапии, чтобы помочь людям со «Звоном в ушах», включающие в себя, гипноз, биологическую обратную связь и релаксацию. Когнитивная поведенческая терапия – это лечение, которое, главным образом, поддерживается данным исследованием. Около 20 опубликованных исследований показали эффекты когнитивной поведенческой терапии в разных видах исследовательских проектов в Швеции, Великобритании и Австралии. Разработаны психологические критерии оценки некоторых психологических аспектов «Звона в ушах» и эти критерии использовались, чтобы оценить эффекты когнитивной поведенческой теории. В данных исследованиях, люди со «Звоном в ушах» были произвольно разбиты на группы с разными видами лечения, и сравнивались с контрольной группой (например, ожидание в списках кандидатов). Когнитивная поведенческая терапия создана для того, чтобы

  1. Выявить представления о «Звоне в ушах» в различных ситуациях.

  2. Помочь людям думать более позитивно и реалистично об их «Звоне в ушах».

  3. Использовать эти когнитивные методы в повседневной жизни.

В некоторых исследованиях эти методы дополняются релаксацией для того, чтобы уменьшить эффекты стресса (как результат от «Звона в ушах» и от других повседневных событий). В других исследованиях людей также учили контролировать свое внимание, используя «образ процедур».

Результаты этих исследований показали, что

1. Когнитивная поведенческая терапия приводит к существенным улучшениям в психологическом благополучии.

2. Положительные эффекты обнаружены от лечения, которое состоит из нескольких компонентов, таких как, когнитивная терапия, релаксация и контроль внимания.

Некоторые исследования показывают, что эти краткосрочные улучшения не всегда сохраняются на более продолжительный срок. Одно из последних австралийских исследований было проведено, чтобы изучить эту проблему и показало хорошие сохранные результаты у большинства людей на период больше, чем 18 месяцев, следующих за исчерпывающим лечением программы. Это лечение также включало специальные учебники и аудио кассеты. Дальнейшее исследование необходимо для того, чтобы определить прогнозы результатов лечения и как помочь тем людям (25 - 30 %), которые не показывают длительных результатов после полного курса психологического лечения. Дальнейшее исследование также необходимо для того, чтобы развивать образовательные и профилактические программы для людей с риском развития «Звона в ушах», таких как молодые музыканты и другие люди, работающие в шумной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Beck, A.T., Rush, A.J., Shaw, B.F., Emery, G. Cognitive therapy of depression. New York: Guilford, 1979.

2. Lindberg, P., Scott, B., Melin, L., Lyttkens, L. (1989). The psychological treatment of tinnitus: an experimental evaluation. Behaviour Research and Therapy, 27, 593-603.

3. Jakes, S.C., Hallam, R.S., McKenna, L., Hinchcliffe, R. (1992). Group cognitive therapy for medical patients: An application to tinnitus. Cognitive Therapy and Research, 16, 83-94.

4. Henry, J. L., & Wilson, P. H. (2002). Tinnitus: A Self-management Guide for the Ringing in Your Ears. Boston: Allyn & Bacon.

5. Wilson, P. H., Henry, J. L., & Nicholas, M. K. (1993). Cognitive methods in the management of chronic pain and tinnitus. Australian Psychologist., 28, 172-180.

6. Henry, J. L., & Wilson, P. H. (1996). The psychological management of tinnitus: A group treatment outcome study comparing the efficacy of a combined cognitive educational programme with education only and a waiting list control. International Tinnitus Journal, 2, 1-12.

7. Henry, J. L. & Wilson, P. H. (2001). Psychological Management of Chronic Tinnitus: A Cognitive-Behavioral Approach. Boston: Allyn & Bacon.

*Southern Cross University, Australia

1 Опрос данных респондентов проводился в течение трех дней из-за особенностей расписания.

2 Техническую поддержку оказывает компьютерная программа «Контент-анализ», составленная А.Н. Чураковым. Использована версия 1.6.

3 Аналогичные выводы получил в своих исследования Дж. Колеман. Он выявил, что разные области достигают пика проблематичности в разном возрасте.




den-obeshal-bit-yasnim-i-teplim-bolshoe-krasnoe-solnce-nehotya-vilezalo-iz-za-sonnih-gor-razgonyaya-ostatki-temnoti-pritaivshejsya-v-kustah-i-kronah-derevev-zv-stranica-16.html
den-obeshal-bit-yasnim-i-teplim-bolshoe-krasnoe-solnce-nehotya-vilezalo-iz-za-sonnih-gor-razgonyaya-ostatki-temnoti-pritaivshejsya-v-kustah-i-kronah-derevev-zv-stranica-8.html
den-otkritiya-uchrezhdeniya-obrazovaniya-belorusskij-gosudarstvennij-universitet-informatiki-i-radioelektroniki.html
den-pervij-konkurs-zagadok-voprosi-konkursa-1-klass.html
den-pobedi-kak-on-bil-ot-nas-dalek-scenarii-konkursnaya-programma-k-23-fevralya-30-scenarij-krossvord-i-zagadki-k-23-fevralya-32.html
den-priezda-22-dekabrya-2011-goda-den-otezda-25-dekabrya-2011-goda-mesto-provedeniya-g-moskva-ul-strominka-d-4-olimpijskij-centr-im-bratev-znamenskih-iii-organizatori-meropriyatiya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-29-neverbalnie-sredstva-upravlencheskogo-obsheniya-mozhet-bit-ispolzovana-kak-prakticheskoe-posobie-dlya-rukovoditelej.html
  • student.bystrickaya.ru/24-06-2011g-g-a-pekshev-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-psihologicheskoj-rabote-v-vooruzhennih-silah-rossijskoj-federacii.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-plan-raboti-mou-krasnogorodenskaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-na-20102011-uchebnij-god-perechen-planov-raboti-shkoli-stranica-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ris40-trubka-toka-5-neinercialnie-sistemi-otscheta.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/14-metodi-pedagogicheskogo-issledovaniya-doshkolnaya-pedagogika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/maks-veber-kak-sozdatel-koncepcii-racionalnoj-byurokratii-chast-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dolores-strojnaya-chernovolosaya-zvezda-chikagskogo-nochnogo-kluba-purpurnie-shlyapi-zamerla-v-samom-centre-tancevalnoj-ploshadki-i-pod-edva-slishnij-akkompanement.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/realizaciya-zadach-godovogo-plana-v-oktyabre-2009-goda-godovoj-plan-vospitatelno-obrazovatelnoj-raboti-municipalnogo.html
  • university.bystrickaya.ru/fk-tom-nachal-pogashat-dolgi-po-zarplate-i-nadeetsya-ukrepit-sostav-30-06-2010-20-02-201-2-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lektorskij-vladislav-aleksandrovich-epistemologiya-klassicheskaya-i-neklassicheskaya-m.html
  • report.bystrickaya.ru/kazhdij-ponedelnik-1100-obespechenie-zhilem-molodih-semej.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biznes-i-okruzhayushaya-sreda-chast-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vspomogatelnoe-oborudovanie-elektrostancij-25-stranica-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadanie-1-zadacha-11-programma-kontrolnoe-zadanie.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-predmetno-obrazovatelnoj-kompetentnosti-uchitelya-nachalnih-klassov-v-vuze-na-primere-obucheniya-matematike-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/blazhen-muzh-kotorij-ne-hodit-na-sovet-nechestivih-ocherki-cerkovnoj-smuti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-matematicheskie-igri-i-golovolomki.html
  • university.bystrickaya.ru/evakuaciya-naseleniya-finskoj-karelii.html
  • institut.bystrickaya.ru/standart-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-po-informatike-i-ikt-federalnij-komponent-gosudarstvennogo-standarta.html
  • lesson.bystrickaya.ru/problema-organizacii-optovih-predpriyatij-v-sovremennih-rinochnih-usloviyah.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krossvord-semya-uchitel-istorii-kulturi-altaya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-minskogo-zavoda-kol-snih-tyagachej.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-fakultet-organicheskoj-himii-i-tehnologii-kafedra-htpm-i-pm-po-himii-i-fizike-vms-dlya-specialnosti-250600.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iskusstvo-byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-3-kvartal-2008-g.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-organizacii-soprovozhdeniya-transportnih-sredstv-patrulnimi-avtomobilyami-gosavtoinspekcii-prikaz-mvd-rf-ot-31-08-2007-767.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-ajbatir-sejta-azastan-taulari.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kirgizstane-segodnya-formiruetsya-novaya-ekonomicheskaya-model-osnovannaya-na-maksimalnom-i-effektivnom-ispolzovanii-prezhde-vsego-imeyushihsya-resursov-i-teh-voz.html
  • spur.bystrickaya.ru/mamandanu-praktikumi-pn-bojinsha.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iv-svedeniya-o-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-emitenta-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referativnie-bazi-dannih-po-teme-lazernie-tehnologii-v-medicine-i-tehnike.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kodeks-hamurapi-ramayana-mahabharata.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-2-nasledstvo-poluchennoe-malchikom-iz-gori-dose-bez-retushi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-bileti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-upravlenie-personalom-dlya-napravleniya-menedzhment-080500.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soglasno-abz-3-p-3-st-80-nk-rf-svedeniya-o-srednespisochnoj-chislennosti-rabotnikov-za-predshestvuyushij-kalendarnij-god-predstavlyayutsya-nalogoplatelshikami-v-nalo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.