.RU

ДЕПОТЕНЦИАЦИЯ - В. Зеленский


_Д_
ДЕПОТЕНЦИАЦИЯ (Depotentiation; Depotenziation) — про­цесс извлечения энергии из бессознательного содержания путем ассимиляции (усвоения) его смысла.

ДЕПРЕССИЯ (Depression; Depression) — психологическое состояние, характеризуемое недостатком энергии (См. также финальный, либидо и регрессия).

Для Юнга депрессия не представлялась патологической кате­горией в обязательном порядке. Очень часто он рассматривал деп­рессию как сдерживание психической энергии, перехватывание ее и отвод в сторону. Энергия, что называется, оказывается в ловушке из-за невротических или психотических проблем, которые она же и разрешает в случае своего высвобождения.

Энергия, выходящая из подчинения сознанию, не исчезает бесследно. Она направляется вспять (регрессирует) и возбуждает бессознательные содержания (фантазии, воспоминания, желания и т. д.), которые ради психического здоровья необходимо вывести на свет и хорошенько разглядеть.

«Депрессию поэтому следует рассматривать как бессознатель­ную компенсацию, содержание которой должно быть осоз­нано, если мы хотим извлечь из нее максимальную пользу. Этого можно достичь только сознательно регрессируя вместе с депрес­сивной тенденцией и интегрируя те воспоминания, которые акти­вируются в сознательном разуме, который как раз оказывается тем, на что депрессия и нацеливается в первую очередь» (CW 5, par. 625; СТ. пар. 625).

ДИССОЦИАЦИЯ (Dissociation; Dissoziation) — фрагментирование личности на составляющие ее части или комплексы — своего рода «разъединение с собой». Диссоциация несет в себе раз­рушение человеческого потенциала к воплощению в себе целостности и характеризует невроз.

ДИТЯ (Child; Kind) — психологически образ одновременно и невозместимого прошлого, и предвосхищения будущего развития (см. также инцест).

«Дитя» — это и начало, и конец, первичное и конечное суще­ство, до-сознательная и пост-сознательная сущность человека. Его до-сознательная сущность — это бессознательное состояние само­го раннего детства, пост-сознательная — предвосхищение по ана­логии жизни после смерти. В этой идее выражена всеобъемлющая природа психической целостности» (CW 9i, par. 299).

Составляющими архетипа дитя могут быть чувства отчужде­ния или одиночества, заброшенности. Следствия этого могут быть двоякого рода: синдром «бедный я», характеризующий регрессивное стремление к зависимости, и парадоксальным образом присут­ствующее отчаянное желание освободиться от прошлого — поло­жительная сторона архетипа Божественного Дитя.

««Дитя» означает нечто, раскрывающееся в сторону независи­мости. Оно не может действовать, не отделяясь от своих начал: по­этому оставление есть необходимое условие «сознания», а не прос­то сопутствующий симптом» (там же, пар. 287).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (Differentiation; Differenzierung) — отделение частей от целого, необходимое для сознательного досту­па к психологическим функциям.

«Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не может выступать самостоя­тельно — она пребывает в архаическом состоянии, она недиффе­ренцирована, т. е. не выделена из целого как особая часть и не имеет, как таковая, самостоятельного существования.

Недифференцированное мышление не может мыслить отдельно от других функций, т. е. к нему всегда примешиваются ощущение или чувство, или интуиция — точно так же недиффе­ренцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями, как например, в сексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе. Недифференцированная функция, по общему правилу, характеризуется еще и тем, что ей присуще свойство амбивалент­ности и амбитендентности (раздвоения чувств и двойственной на­правленности), т. е. когда каждая ситуация явно несет с собой свое отрицание, откуда и возникают специфические задержки при поль­зовании недифференцированной функцией. Недифференцирован­ная функция имеет слитный характер и в своих отдельных частях; так, например, недифференцированная способность ощущения страдает от смешения отдельных сфер ощущения («цветной слух»); недифференцированное чувство — от смешения любви и ненависти. Поскольку какая-нибудь функция является совершенно или почти неосознанной, постольку она и не дифференцирована, но слита как в своих отдельных частях, так и с другими функция­ми. Дифференциация состоит в обособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных ее частей друг от друга. Без дифференциации невозможно направление, потому что направление функции или соответственно ее направленность поко­ятся на обособлении ее и на исключении всего не сопринадлежа-щего. Слияние с иррелсвантным делает направленность невозмож­ной — только дифференцированная функция оказывается способ­ной к определенному направлению» (ПТ, пар. 695).

Дифференциация одновременно является и естественным процессом психического роста, и сознательным психологическим мероприятием — она необходима для процесса индивидуации. Человек, зависящий от своих проекций, сохраняет слабое предста­вление о том, кто и что он есть.

ДУХ (Spirit; Geist) — архетип и функциональный комплекс; часто персонифицируется и переживается как вдохновение, ожив­ление или невидимое «присутствие».

«Дух, как и Бог, обозначает объект психического переживания и опыта, который не может быть доказан существующим во внеш­нем мире и не может быть понят рационально. Таково значение слова «дух» в его наилучшем смысле» (CW 8, раг.626).

«Архетип духа в образе человека, карлика или животного все­гда возникает в ситуации, когда необходимо понимание, самоана­лиз, хороший совет, планирование и т. д., но человеку не хватает для этого своих ресурсов. И тогда архетип компенсирует это состо­яние духовного дефицита неким содержанием, призванным запол­нить пустоту» (CW 9i, par. 398).

Следует различать дух как психологическое понятие и тради­ционное представление о нем в религиозном контексте.

«С психологической точки зрения явление духа, как и любого автономного комплекса, осуществляется в виде стремления бессоз­нательного превзойти или, по крайней мере, сравняться со стрем­лениями эго. И если мы хотим быть справедливыми к сути, имену­емой нами духом, то здесь следует, скорее, говорить о «высшем» сознании, нежели о бессознательном» (CW 8, par. 643).

« популярная современная идея духовного зла согласу­ется с христианским взглядом, рассматривающим духовное зло с точки зрения общего блага (summum bonum) как самого Бога. Фактически это также и идея злого духа. Но в современном пони­мании невозможно придерживаться последнего, поскольку дух не обязательно зол; скорее, его следует называть безразличным к мо­рали, нейтральным или безучастным к ней» (CW 9i, par. 394).

ДУША (Soul, Seele) — определенный, обособленный функ­циональный комплекс, который лучше всего было бы охарактери­зовать как «личность» (ПТ, пар. 696).

Юнг устанавливает логическое различие между душой и пси­хическим, понимая под последним «целокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных» (там же). Юнг чаще использовал термин психика, нежели душа. Но встреча­ются и случаи специфического употребления Юнгом термина «душа», как то: 1) вместо понятия «психика», особенно когда в последней хотят подчеркнуть глубинное движение, акцен­тировать множественность, разнообразие и непроницаемость пси­хики по сравнению с любой другой структурой, порядком или смысловой единицей, различимой во внутреннем мире человека; 2) вместо слова «дух», когда нужно обозначить нематериальное в людях: их суть, сердцевину, центр личности (КСАП, с. 55).

^ ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ, психическое расстройство (Mental illness; Geistkrankheit) — заболевание, характеризующееся преиму­щественно расстройством психики.

«Под душевными болезнями я разумею все те, которые за пос­ледние десятилетия соединяются под неясной, подающей повод ко многим недоразумениям, рубрикой dementia praecox (шизофре­нии); другими словами, все те галлюцинаторные, кататонические и параноидные состояния, которые не суть частичные явления известных органических процессов разрушения, подобно прогрес­сивному параличу, dementia senilis, эпилепсии и хронической или острой интоксикации или же маниакально-депрессивному сумас­шествию» (ИТАП, т.З, с. 336).

Юнг вслед за своим учителем Пьером Жане наряду с Фрейдом был одним из первых, кто в качестве основы возникновения невро­за полагал психогенные источники. Вплоть до Первой мировой вой­ны среди врачей и психиатров преобладало представление, что нев­роз и все прочие так называемые душевные болезни вызываются за­болеваниями мозга. Юнг придерживался твердого мнения о психи­ческом происхождении шизофрении (dementia praecox) и, проанали­зировав сопровождавшие ее обманы чувств и галлюцинаций, уста­новил, что они были по сути психическими продуктами (подробнее см. CW 3, par. 553—584; русский пер. «О психогенезисе в dementia praecox» в: К. Г. Юнг. Работы по психиатрии. СПб. 2000. Далее РП).

В сегодняшней нозологической номенклатуре психических заболеваний человека выделяются три основных вида психических расстройств: 1) психозы различной этиологии (шизофрения, аффективные психозы, параноидные состояния и др.); 2) неврозы, расстройства личности и другие непсихотические нарушения (психопатии, особые невротические симптомы, наркомании и др.); 3) задержки психического развития (умственная отсталость, специ­фические ретардации и др.).

^ ДУШЕВНЫЙ ОБРАЗ (Soul-image; Geistbild) — специфичес­кая разновидность психического образа, формирующаяся в бессо­знательном; в сновидениях или других продуктах бессознательной психики душевный образ представлен, как правило, личностью противоположного пола.

«Для мужчины в качестве реального носителя душевного образа больше всего подходит женщина вследствие женственной природы его души, для женщины же — больше всего подходит мужчина. Всюду, где есть безусловное, так сказать, магически дей­ствующее отношение между полами, дело идет о проекции душев­ного образа. Так как такие отношения встречаются часто, то, долж­но быть, и душа часто бывает бессознательна, т. е. многие люди, должно быть, не сознают того, как они относятся к своим внутрен­ним психическим процессам (ПТ, пар. 708).

Если душевный образ проецируется, то наступает безуслов­ная, аффективная привязанность к объекту. Если же он не проеци­руется, то создается сравнительно неприспособленное состояние, которое Фрейд отчасти описал под названием нарциссизма. Проек­ция душевного образа освобождает от занятия внутренними про­цессами до тех пор, пока поведение объекта согласуется с душев­ным образом. Благодаря этому субъект получает возможность изживать и развивать свою персону. Вряд ли, конечно, объект сумеет длительно отвечать запросам душевного образа, хотя есть женщины, которые, отрешаясь от собственной жизни, в течение очень долгого времени умудряются оставаться для своих мужей олицетворением душевного образа. В этом им помогает биологический женский инстинкт. То же самое может бессозна­тельно делать для своей жены и мужчина, но только это может повести его к таким поступкам, которые, в конце концов, превысят его способности как в хорошую, так и в дурную сторону. В этом ему тоже помогает биологический мужской инстинкт. Если душев­ный образ не проецируется, то со временем возникает прямо-таки болезненная дифференциация в отношении к бессознательному. Субъект все более и более наводняется бессознательными содержаниями, которые он, за недостатком отношения к объекту, не может ни использовать, ни претворить как-нибудь иначе. Само собой понятно, что такие содержания в высшей степени вредят отношению к объекту. Конечно, эти две установки являются лишь самыми крайними случаями, между которыми лежат нормальные установки. Как известно, нормальный человек отнюдь не отличает­ся особенной ясностью, чистотой или глубиной своих психологи­ческих явлений, а скорее, их общей приглушенностью и стерто­стью. У людей с добродушной и неагрессивной внешней установ­кой душевный образ обычно носит злостный характер Для идеалистических женщин носителем душевного образа часто бывает опустившийся мужчина, откуда и возникает столь частая в таких случаях «фантазия о спасении человека»; то же самое встречается и у мужчин, окружающих проститутку светлым орео­лом спасаемой души» (ПТ, пар. 709—710).

ekologo-biologicheskij-fakultet-programma-5-9-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-petrozavodsk-izdatelstvo-petrgu-2007.html
ekologo-biologicheskij-praktikum-uchebnaya-programma-dlya-uchashihsya-5-8-klassov-uchrezhdenij-osnovnogo-obshego-srednego-polnogo-obshego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
ekologo-ekonomicheskaya-ocenka-ispolzovaniya-i-ohrani-vodnih-resursov.html
ekologo-ekonomicheskoe-vzaimodejstvie-hozyajstvuyushih-subektov-v-usloviyah-ekologicheski-orientirovannogo-ekonomicheskogo-rosta.html
ekologo-fiziologicheskie-osobennosti-reakcij-organizma-cheloveka-pri-adaptacii-k-faktoram-morskoj-sredi-03-00-13-fiziologiya.html
ekologo-geograficheskoe-kartografirovanie-na-osnove-aerokosmicheskoj-informacii-metodicheskoe-posobie-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-ocenki-privilegirovannih-akcij.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zhizn-i-deyatelnost-aa-bogdanova.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-russkij-yazik-5-9kl-avtori-sostaviteli-ladizhenskayat-a-baranov-m-t-i-dr-moskva-prosveshenie-2009-god-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshee-kolichestvo-ballov-rejtingovaya-nakopitelnaya-sistema-ocenki-kollektivnaya-monografiya-pr-zagasheva-i-o.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-14alie-rozi-lebedev-ilya-aleksandrovich.html
  • report.bystrickaya.ru/kellerman-p-f-k-34-psihodrama-krupnim-planom-analiz-terapevticheskih-mehanizmov-per-s-angl-i-a-lavrentevoj-stranica-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-prepodavatelya-i-studenta-v-processe-distancionnogo-obucheniya-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/meteoriti-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-dannaya-diplomnaya-rabota-posvyashena-voprosam-strahovaniya-vo-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchnoj-shkoli.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-dizajn-html-petrov-aleksandr-mihajlovich-programmirovanie-stranica-11.html
  • urok.bystrickaya.ru/povishenie-uchebnoj-aktivnosti-studentov-sredstvami-informacionnih-i-kommunikacionnih-tehnologij-na-primere-izucheniya-inostrannogo-yazika.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-ministra-finansov-rt.html
  • education.bystrickaya.ru/28-zaklyuchenie-programma-uluchsheniya-i-razvitiya-gosudarstvennoj-statistiki-kirgizskoj-respubliki-mnogoletnyaya-programma.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nizhesleduyushee-poyasnenie-eto-popitka-ukazat-v-tu-storonu-otkuda-kogda-nibud-smozhet-bit-postavlen-vopros-o-sushnosti-nigilizma-poyasnenie-eto-vedet-svoe-proi-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovnie-cherti-grazhdanskogo-prava-kurs-lekcij-istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii-odobren-uchenim-sovetom-nou.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vii-mezhdunarodnaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-planetohodi-kosmicheskaya-robototehnika-i-nazemnie-roveri.html
  • shkola.bystrickaya.ru/samba-chast-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/seminar-obzor-faktorov-dlya-bistrogo-razvitiya-pf-voprosi-dlya-obsuzhdeniya-volni-proektnogo-finansirovaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-stranica-3.html
  • books.bystrickaya.ru/diagramma-na-ris6-otrazhaet-izmenenie-ustanovok-proisshedshee-k-momentu-okonchaniya-cikla-po-otnosheniyu-k-potrebnostyam-v-samosovershenstvovanii-samoobucheniyu-sovershenstvovanii-processa-truda.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-vospitatelnoj-sistemi-programma-municipalnogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya.html
  • klass.bystrickaya.ru/aspekti-samomenedzhmenta-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-professionalnie-naviki-menedzhera-ufa-2011.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scenarij-igri-konkursa-detektiv-shou.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-b-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-210400-radiotehnika.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posvyashaetsya-virdzhinii-altman-i-domeniku-kleri-stranica-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lekcionnij-kompleks-tema-osnovi-informatizacii-obshego-srednego-obrazovaniya-cel-lekcii-poznakomit-s-osnovami-informatizacii-srednego-obrazovaniya-stranica-3.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/podzemnij-yadernij-vzriv.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/matematicheskoe-modelirovanie-v-sejsmorazvedke-chast-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-misli-a-zajcev-zam-zav-psihologicheskoj-redakciej-n-migalovskaya-vedushij-redaktor-a-borin-hudozhnik.html
  • studies.bystrickaya.ru/alimenti.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplom-zhmisi-krspe-ek-blm-oritindi-zhne-debietter-tzmnen-tradi-krspede-diplom-zhmisini-tairibini-aktualdilii-dleldenp-barli-ilimi-apparattari-anitalan.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2universitet-chiang-maya-tretij-pol-ili-katoi-tailanda.html
  • tests.bystrickaya.ru/kodeks-korporativnogo-upravleniya-mesto-provedeniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-itogi-profilnoj-smeni-aktivov-detskogo-samoupravleniya-sodruzhestvo-avtorskie-scenarii-profilnoj-smeni.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.