.RU

Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика (презентация)

Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика (презентация)

Опубликовано: 25/08/2012 автором Анна Вечёркина



Содержание презентации:

Скачать презентацию ⇓ Скачано раз: 1444

Речь к презентации:

Слайд 2

Во все времена общество осуждало поведение людей, отклоняющееся от общепринятых норм – это прослеживается в философии, религии, искусстве, литературе и многих других видах человеческой деятельности. Думаю, всем знакомо стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»:

Крошка сын к отцу пришёл,

и спросила кроха:

– Что такое хорошо и что такое плохо?

Давайте же и мы попробуем в этом разобраться.

Слайд 3

При сборке и подготовке материала к своей презентации, у меня, как у студентки, только начинающей знакомиться с вопросом, связанным с отклоняющимся поведением, неизбежно возник ряд трудностей. Я пролистывала многочисленные пособия, просматривала изловленные в сети Интернет рефераты, и очень скоро сформировала обо всём этом впечатление разрозненности и поверхности изложенного. Мне стало казаться, будто найденные тексты либо безосновательно посягают на всеобщность, либо, напротив, излишне уходят в частности, а то и чередуют одно со вторым. Этот список претензий не исчерпывается, и более того, я заметила в этих текстах попытку авторов рассмотреть и объяснить всё так, как им видится с их точки зрения – каждому со своего поста. Этот пост может располагаться на территории самых разных наук, а, как известно, одна и та же действительность с разных позиций видна по-разному.

Слайд 4

Как замечает Я.М. Гилинский:

«Уже написаны тысячи томов, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое».

А всё потому, что девиантное поведение – это область междисциплинарных исследований, а не предмет какой-то особой науки.

Слайд 5

Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Хотя уже в стадии становления находится новая научная дисциплина – психология девиантного поведения или девиантология.

Слайд 6

Рассмотрим некоторые подходы к определению понятия «Девиантное поведение»:

Педагогический подход

Под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход

Девиантное поведение – отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход

Девиантное поведение – отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе.

Слайд 7

Следовательно, общем виде, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани).

Слайд 8

В исследованиях девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения:

Биологическое объяснение причины девиантного поведения

Во-первых, это физические факторы. Некоторые исследователи склонны считать, что физические данные человека могут вызывать склонность к девиантному поведению. В. Шелдон и Ч. Ломброзо в своих исследованиях доказывали, что людям с некой физической структурой свойственно поведение, отклоненное от социальной нормы. Современные физиономисты поддерживают теорию физических факторов. В своих исследованиях они доказываю, что по чертам лица человека можно определить его склонность к агрессии, вседозволенности и аморальности. Впрочем, на практике часто данная теория не находит подтверждения. Например, когда преступниками становятся люди, которые имеют черты лица, говорящие о порядочности и гармоничности личности. Или, наоборот, люди, у которых физиономисты диагностируют склонность к девиантному поведению, никогда не нарушают социальных норм поведения.

Слайд 9

Психологическое объяснение причины девиантного поведения

Факторы внутренних конфликтов. Основателем теории конфликтов является легендарных психолог Зигмунд Фрейд. Он считал, что внутренний конфликт между Я, бессознательным Я и сверх-Я приводят к потери личностью понятий о норме поведения и реакции на события окружающего мира. Этот процесс происходит на подсознательном уровне, но отображается внешне. Девиантное поведение может быть одним из проявлений дисбаланса ит, эго и суперэго.

Слайд 10

Социологическое объяснение причины девиантного поведения

Социальные факторы. Эта теория гласит о том, что человек имеет девиантное поведение, если его адаптация к среде, в которую он попадает, происходит неудачно. Разочарования разрушают некую грань личности, на месте которой возникает склонность к нестандартному поведению, вредящему окружающим. Простейшим примером является детский коллектив, скажем, школьный класс. Если в школу приходит новенький ученик и не может в первые дни общения установить с одноклассниками нормальные отношения, дети его отвергают. Часто в отместку им и для поднятия собственной самооценки новенький становится непослушным и проблемным учеником. Такого рода девиантное поведение – реакция на несостоявшуюся адаптацию к новой среде. Еще одной социальной причиной девиантного поведения является аномия. Аномией называется отсутствие единой линии поведения у личности. Человек просто не знает, какое поведение в данном обществе и ситуации принято и по этому ведет себя нестандартно, удивляя, а порой и шокируя, окружающих.

Слайд 11

Социально-личностный подход в объяснении девиантного поведения

Сторонниками данного подхода являются С.А.Белокобыльская, В.П.Емельянов, Я.Л.Коломский, А.А.Реан, С.А.Тарарухин и др.

Слайд 12-13

В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления.

Конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

  1. стремление получить сильные впечатления;

  2. заболевания ребенка;

  3. повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;

  4. неблагополучная ситуация в семье;

  5. стремление к самостоятельности и независимости;

  6. недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;

  7. отставание в учебе;

  8. пренебрежение со стороны сверстников;

  9. непонимание взрослыми трудностей детей;

  10. недостаточная уверенность ребенка в себе;

  11. отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

  12. стрессовые жизненные ситуации;

  13. напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);

  14. примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;

  15. чрезмерная занятость родителей;

  16. конфликты с родителями;

  17. обилие запретов со стороны родителей (педагогов);

  18. постоянные нарекания, брань в семье;

  19. слабость интеллектуальной сферы ребенка;

  20. повышенная коммуникативность детей;

  21. низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;

  22. одиночество, непонимание другими;

  23. излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);

  24. неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;

  25. генетическая предрасположенность;

  26. неравномерность психофизического и полового созревания;

  27. отсутствие навыков социального поведения;

  28. снижение культуры, интеллектуального уровня;

  29. масса свободного времени;

  30. скука, «просто так»;

  31. желание обратить на себя внимание;

  32. неполные семьи;

  33. экономическая нестабильность;

  34. влияние улицы.

Слайд 14

Среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:

Слайд 34

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.

Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственность за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.

Психологическая помощь имеет два ведущих направления – это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Рассмотрим каждый вид более подробно.

Слайд 50

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медко-санитарном, педагогическом, социальнозпсихологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе особенно важно в работе с активно формирующейся личностью – с подростком.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику:

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков.

Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например, подростками, имеющих выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактикаТретичная профилактика решает специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Слайд 50

Проблема девиантного поведения это обширная тема, и поместить всю информацию в пятиминутную презентацию также невозможно, как поместить всё содержимое чемодана в дамскую сумочку.

beskrajni-prostori-neba-nad-mirom-mislyu-chelovecheskoj-ne-obyat-ih-no-rasskazivayut-chto-prestol-gospoden-vozdvignut-pryamo-nad-ispaniej-stranica-22.html
beskrajni-prostori-neba-nad-mirom-mislyu-chelovecheskoj-ne-obyat-ih-no-rasskazivayut-chto-prestol-gospoden-vozdvignut-pryamo-nad-ispaniej-stranica-3.html
beslan-prinyali-v-raschet-kommersant-allenova-olga-maksimov-fedor-22092006-177-str-1.html
bespalov-yu-opredelenie-mesta-zhitelstva-rebenka-rossijskaya-yusticiya-2002-2-statya-razmeshena-v-sps-konsultantplyus.html
bespilotnij-transport-zh-d-transport-primenyaemie-tehnologii.html
besplatnie-resursi-interneta-slovari-metodicheskie-materiali-dlya-uchitelej-nachalnoj-shkoli-18-metodicheskie-materiali.html
  • urok.bystrickaya.ru/problemi-organizacii-urovnevogo-obrazovatelnogo-processa-v-visshej-shkole-moskva-2010-stranica-15.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosstroya-ukraini-n23-ot-30-yanvarya-1998g-vvedeno-v-dejstvie-na-territorii-ukraini-s-1-aprelya-1998goda-izdanie-oficialnoe-moskva-1996-stranica-8.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modelirovanie-biznes-processov-specifikaciya-trebovanij-na-osnove-strukturnogo-podhoda-14-modelirovanie-biznes-processov-specifikaciya-trebovanij-na-osnove-obektno-orientirovannogo-podhoda-metodika-rup-15.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebniki-i-uchebnie-posobiya-annotirovannij-ukazatel-rabot.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-mezhregionalnom-istoriko-patrioticheskom-konkurse-posvyashennom-65-j-godovshine-pobedi-v-velikoj-otechestvennoj-vojne.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschyot-kollektornogo-dvigatelya-postoyannogo-toka-maloj-moshnosti.html
  • studies.bystrickaya.ru/koncepciya-socialnoj-inzhenerii-akgasteva.html
  • grade.bystrickaya.ru/norma-2006-izdaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-po-discipline-predprinimatelskaya-deyatelnost-tema-sushnost-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtonomov-dva-kanona.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnika-vosproizvedeniya-odnoj-noti-samouchitel-po-gubnoj-garmoshke.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nachnem-novij-cerkovnij-god-s-togo-chto-vspomnim-devid-s-belasik-5.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-sostav-i-struktura-fonda-oplati-truda-konspekt-lekcij-po-kursu-ekonomika-predpriyatiya-soderzhanie-tema-predpriyatie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mogut-li-oni-videt-potustoronnij-mir-sushestvuyut-li-zhivotnie-telepati-zhivotnie-ekstrasensi-zhivotnie-sposobnie-predvidet-budushee-na-eti-i-mnogie-drugie-voprosi-otvechaet-pasha-kniga-stranica-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-dekorativno-prikladnogo-tvorchestva-i-izobrazitelnogo-iskusstva-dalee-konkurs-posvyashen-1150-letiyu-rossijskogo-gosudarstva-uchreditel-konkursa-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prepodavanie-v-visshej-shkole-refleksiya-i-samoopredelenie-prepodavatelej-vuza-v-situacii-innovacii-kak-uslovie-uspeshnosti-vnedreniya-proekta-obnovleniya-pedagogicheskogo-obrazovaniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-gidrodinamika-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-tehnologicheskih-specialnostej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obzor-religioznoj-i-kulturnoj-sredi-iudaizma-konspekt-po-predmetu-novij-zavet.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultati-olimpiadi-rukovodstvo-olimpiadoj-9.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rinok-cennih-bumag-chast-14.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie--obshie-svedeniya-uvedomlenie-o-provedenii-otkritogo-zaprosa-predlozhenij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/21-organizacionno-pravovaya-harakteristika-diplomnaya-rabota.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschyot-odnostupenchatogo-cilindricheskogo-reduktora.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogika-audiovizualnogo-tvorchestva-v-socialno-kulturnoj-sfere-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stranici-pomoshi-8-nachalo-raboti-v-sisteme-amadeus.html
  • credit.bystrickaya.ru/pobezhdaet-druzhba-a-nu-ka-devochki-konkursnaya-programma-89-vkafe-arlekin-karnavalnoe-shou-k-8-marta-dlya-detej-starshego.html
  • desk.bystrickaya.ru/peredovaya-zhenmin-zhibao-narodnaya-armiya-nepobedima-stranica-23.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sp-minskij-mebelnij-centr-ooo-harakteristika-predpriyatiya-i-proizvodstvennogo-processa.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iiiadministrativnie-proceduri-administrativnij-reglament.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultatov-raboti-vnedreniya-programmi-informatizacii-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-12-go-konkursa-po-resheniyu-tvorcheskih-zadach-dlya-doshkolnikov-shkolnikov-studentov-i-prepodavatelej-.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-raboti-vivodi-i-rekomendacii-dissertacii-nauchnij-konsultant.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-rossii-i-mira-s-drevnejshih-vremen-do-nashih-dnej.html
  • writing.bystrickaya.ru/dogovor-perevozki-passazhirov-i-gruzov-zheleznodorozhnim-transportom.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-vkursa-ochno-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.