.RU

Доклад министра образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливанова на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу «О результатах мониторинга системы образования»



ДОКЛАД

Министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанова на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу
«О результатах мониторинга системы образования»

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые коллеги!

В 2014 году Минобрнауки России впервые провело Мониторинг системы образования. Мониторинг реализуется в соответствии с п. 3 статьи 97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Правила осуществления Мониторинга утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года. В соответствии с этим постановлением 25 декабря 2014 года в Правительство Российской Федерации был представлен отчет о результатах Мониторинга. До этого аналогичные отчеты о развитии системы образования по итогам 2013 года подготовили и разместили на своих сайтах органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и органы местного самоуправления.

Мониторинг системы образования в соответствии с Постановлением осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, проведения системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.

Методическая база Мониторинга – система показателей, характеризующих для каждого уровня образования такие особенности системы, как доступность образования, характеристики сети образовательных организаций, условия реализации соответствующих образовательных программ (вкл. кадровый состав, материальную базу, финансовое обеспечение), условия для обучения инвалидов и лиц с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), характеристики образовательных результатов. В настоящий момент Мониторинг включает 158 показателей, сведения о которых собираются в рамках федерального статистического наблюдения и 14 показателей по результатам социологических обследований. Из них около 30% - характеристики систем дошкольного и общего образования, 16% - дополнительного образования детей, 40% - профессионального образования, включая высшее. Еще 14% показателей характеризую научную деятельность в сфере образования, оценки работодателями качества профессионального образования, сведения об интеграции Российского образовательного пространство в международное образовательное пространство.

При формировании методической базы Мониторинга Министерство исходило из следующих принципов:

доступность результатов (сведения Мониторинга должны обязательно представляться на сайтах образовательных организаций);

минимизация административной нагрузки в связи со сбором и обработкой информации (ядром Мониторинга являются сведения государственной статистики, а также существующих отраслевых мониторингов);

возможность поэтапного совершенствования Мониторинга.

Последний принцип требует отдельных комментариев. Система образования изменяется – и в результате нашей работы по поручениям Президента России и Правительства России, и под воздействием объективных факторов – изменений доступности информации, появлений новых методов обучения и так далее. Поэтому должен эволюционировать и мониторинг. Например, сегодня более половины детей-инвалидов и детей с особыми возможностями здоровья участвуют в программах инклюзии – обучаются совместно с другими детьми. Этот блок мониторинга необходимо расширять, чтобы видеть, как развиваются соответствующие программы, имея ввиду, что именно они признаются наиболее эффективными.

Хотел бы отметить, что при формировании Мониторинга акцент на использование статистики делается не случайно. Федеральное статистическое наблюдение – система созданная и скрупулезно до деталей отработанная профессионалами. При подготовке и проведении мониторинга Министерство должно использовать соответствующие высокие стандарты работы с данными. В этой связи, понимая и учитывая мнения экспертов, с которыми мы работаем, по расширению в рамках Мониторинга социологических показателей, будем использовать только взвешенные и конкретные предложения, прошедшие, в том числе экспертизу Росстата, значительный блок работ которого опирается и использует методологию проведения опросов.

Уважаемые коллеги, все материалы и результаты Мониторинга представлены на нашем сайте. Также на нашем сайте сформирована специальная страница, на которой размещены ссылки на региональные отчеты о результатах мониторинга системы образования. Считаю, что основное и ключевое значение Мониторинга состоит в том, что все соответствующие данные, а также результаты их анализа, представлены в открытом доступе. Задача этих материалов – показать, как обстоят дела с системой образования – доступностью соответствующих программ для населения в том числе для отдельных категорий граждан – инвалидов и лиц с особыми возможностями здоровья, с кадровым обеспечением образовательных организаций, их материальной базой.

Сейчас хотел бы остановиться на некоторых основных его результатах, которые важны для нашей работы в текущем году.

В части дошкольного образования мы видим значимый прирост численности детей в детских садах. По нашим оценкам к 2016 году их будет чуть более 7 млн. человек. По итогам 2013 года показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составил почти 93%, т.е. не обеспечено местами было 7% детей. Министерство уже отчитывалось, что за 2013 год было введено чуть более 400 тыс. мест в детских садах и при их введении массовых сокращений мест для детей раннего возраста (т.е. до 3 лет) не происходило.

Вместе с тем, мы видим, что в детских садах достаточно медленно идет процесс привлечения новых воспитателей на вновь созданные места – с начала 2013 года по начало 2014 года их численность изменилась в пределах 1 процента. Это означает, что значимо увеличивается нагрузка на педагогов. Многие наши коллеги из экспертной среды обращают внимание, что значительный рост нагрузки может приводить к существенному падению качества дошкольного образования. В дорожных картах мы выбрали взвешенные темпы структурных изменений – среднегодовое повышение нагрузки на педагогов дошкольного образования должно составлять около 2,5-3%. По факту мы видим, что эти темпы оказались в 2 раза выше запланированных. Регионам нужно обратить самое пристальное внимание на рост нагрузки, предусмотреть меры по выравниванию соответствующих показателей.

Также хотел бы отметить, что в текущем 2015 году для выполнения президентского поручения об обеспечении 100% доступности дошкольного образования нам потребуется использовать все доступные ресурсы. Мониторинг системы образования показал, что в ряде регионов сформированы и функционируют успешные модели поддержки развития частного образования – в Самарской области (в частных детских садах обучается 11,4% дошкольников), Ямало-Ненецком автономном округе (в частных детских садах обучается 8,3% дошкольников) и ряде других регионов. Будем помогать регионам распространять эти успешные практики – говорили об этом с заместителями руководителей регионов на совещании, которое проходило в конце 2014 года, под руководством Ольги Юрьевны Голодец.

Если говорить о развитии общего образования, то эта система затрагивает каждого россиянина. С формальной точки зрения численность школьников по отношению к численности детей в соответствующих возрастах составила в 2013 году 87,8%. Это связано с тем, что после 9 класса всего чуть более 55% школьников выбирают траекторию «старшая школа-вуз». При этом за последние десятилетие доля тех, кто идет получать профессиональное образование увеличилась почти на 10 процентных пунктов – с 34 до 44 процентных пунктов. Это очень важная тенденция с учетом того, что работодатели говорят сегодня о дефиците квалифицированных исполнителей.

Мониторинг показал, что в ряде регионов в 2013 году проводилась активная работа по реструктуризации сети образовательных организаций – в 9 субъектов Российской Федерации число школ сократилось на 5 и более процентов. Вместе с тем, напомню, что в большинстве регионов резервы оптимизации сети были выбраны в 2007-2011 годах – в это время число школ сократилось на 25%.

Много внимания в 2013 году было уделено вопросам повышения заработной платы. В прессе появлялись заявления о том, что этот рост обеспечен возросшей нагрузкой на школьных педагогов. Мониторинг опирается на данные Росстата, и мы видим, что численность школьных педагогов практически не изменилась. Это означает, что нужно проанализировать более детально локальные (региональные и на уровне отдельных организаций) акты, регламентирующие работу педагогов.

Предполагаю, что жалобы на возрастающую нагрузку связаны с тем, что многие педагоги испытывают сложности с использованием новых технологий. У нас более половины учительского корпуса работают в школе более 20 лет, и, что важно, хорошо учат наших детей. Это означает, что новые внедряемые технологии в формате электронных дневников и иных инструментов, должны быть доступны для каждого педагога, а не только для технически «подкованной» молодежи.

В сфере дополнительного образования детей наблюдается несколько важных трендов. Участие детей и молодежи в программах дополнительного образования осуществляется в разных формах. В советское время была сформирована система специализированных организаций дополнительного образования, в которых реализовывались программы технической, спортивной, творческой и иной направленности. Занятия по дополнительным программам (кружковая работа) традиционно проводились также на базе общеобразовательных организаций системы образования. В последние годы быстро развивается система образовательных программ для детей младших возрастов на базе дошкольных образовательных организаций. В целом охват детей в возрасте от 5 до 18 лет всеми формами дополнительного образования с учетом устранения двойного счета в рамках федерального статистического наблюдения с составляет около 65%.

Если говорить об охвате школьников дополнительными программами (т.е. из рассмотрения исключаем детей, посещающих детские сады), то соответствующий показатель составляет 70,9%, из которых 46,2% посещают дополнительные занятия непосредственно в школе. Для сравнения, в РСФСР в начале 1970-х годов значения этих показателей составили около 73,0% и 46,2% соответственно – т.е. нам в целом удалось восстановить статус кво в дополнительном образовании детей.

В последнее время удалось добиться значительного увеличения участия школьников кружковой работе. Этому способствовал переход на новый образовательный стандарт, в котором предусмотрена внеурочная компонента общего образования. Доля посещающих различные кружки и секции в школе за 2 года увеличилась более, чем на 7%. При этом удельный вес детей, посещающих дополнительные занятия за отдельную плату увеличился в целом по Российской Федерации крайне незначительно – всего на 1 процент. Задача будущего года – в рамках выполнения поручений Президента России во исполнение послания Федеральному Собранию обеспечить гибкие и эффективные механизмы развития дополнительного образования детей.

Система профессионального образования развивается сегодня в довольно необычных условиях. С одной стороны, в последние годы наблюдалось значительное сокращение численности студентов соответствующих образовательных программ – с 2005 по 2013 годы – на 1,4 млн. человек. При этом охват молодежи соответствующими программами составляет около 40%.

С другой стороны, и я говорил об этом, когда рассказывал о трендах в школе, все большая доля молодежи выбирает именно такие программы. Это означает, что ключевое значение играет сохранение эффективного ядра сети организаций профессионального образования и создание условий для его усиления. Экономическую устойчивость системе придаст развитие на базе соответствующих организаций программ дополнительного профессионального образования. Именно эти ресурсы целесообразно использовать регионам в работе по повышению охвата взрослого населения в возрасте от 25 до 65 лет программами повышения квалификации и профессиональной подготовки.

Организации среднего профессионального образования – это важный ресурс для вовлечения инвалидов в экономическую деятельность, дать им возможность стать полноценными участниками рынка труда. Сегодня почти в трети образовательных организаций созданы условия для обучения инвалидов, но среди обучающихся на соответствующих программах инвалидов только 3,5%. Будем предпринимать усилия для преодоления сложившейся неэффективной ситуации.

Высшее образование – система, в которой обеспечивается подготовка кадров высшей квалификации. В последние годы много говорится об избытке специалистов с высшим образованием. Действительно, в соответствии с Законом об образовании бюджетными местами «обеспечена» почти половина выпускников 11-х классов школы, а еще почти 40% поступает в вузы на места с полным возмещением затрат на обучение. Вместе с тем, если учесть, что более 40% 9-классников получает среднее (полное) образование, то окажется, что охват молодежи высшим образованием составляет всего около 41%.

Сокращения численности молодежи в возрасте 17-30 лет и снижение нагрузки на сеть вузов позволяет проводить оптимизацию сети. Мониторинг эффективности вузов делает эту работу обоснованной – с его помощью мы решаем проблему низкого качества образования, которое предоставляют некоторые вузы и филиалы. В 2013 году были приняты решения о реорганизации 23 образовательных учреждений и 116 филиалов.

Проведение оптимизационных мероприятий проводится с учетом реальных результатов работы вузов. Как в предыдущие годы основой нашей системы является сеть ведущих университетов (МГУ, СПбГУ, федеральные и национальные исследовательские университеты) – в 2013 году обучалось 14,2% (более 750 тыс.) студентов. Для 8 субъектов Российской Федерации соответствующие университеты являются системообразующими (Архангельск, Томск, Пермь, Белгород, Владивосток) – в них обучается более 40% студентов соответствующих регионов. Принципиально, что ведущие университеты являются центрами интеграции науки и образования. В условиях сложной экономической ситуации вижу задачу Министерства в том, чтобы обеспечить за счет внутренней оптимизации достаточные ресурсы для развития этих вузов.


dzhon-milton-poteryannij-raj-kn-2-i-chast-pervaya-oksford-glava-1.html
dzhon-rodzher-piter-makvilyams-stranica-3.html
dzhon-ronald-ruel-tolkien-stranica-2.html
dzhon-ronald-ruel-tolkien-stranica-8.html
dzhon-styuart-mill-uorren-u-f-najdennij-raj-na-severnom-polyuseu-f-uorren-per-s-angl-n-gusevoj.html
dzhon-uolsh-iz-dorseta-antologiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trudoemkost-modulej-i-vidov-uchebnoj-raboti-v-otnositelnih-edinicah-po-discipline-fizicheskaya-kultura.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kratkij-slovar-parallelizmov-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/re-est-kakaya-nibud-hitrost-chtobi-posortirovat-lookup-pole-kak-uznat-iz-programmi-otkuda-ona-zapushena-8.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-m-stranica-25.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obzor-armij-na-pole-bitvi-kurukshetra-stranica-46.html
  • exam.bystrickaya.ru/varianti-strategicheskogo-povedeniya-eksporterov.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-vliyaniya-fizkulturnogo-obrazovaniya-roditelej-na-formirovanie-fizkulturnogo-obrazovaniya-mladshego-shkolnika.html
  • books.bystrickaya.ru/cherep-mutanta-stranica-2.html
  • university.bystrickaya.ru/frejya-asvinn-misterii-i-magiya-severa-runi-i-zhenskaya-sila-stranica-17.html
  • thesis.bystrickaya.ru/priobretenie-professionalnih-navikov-raboti-s-proektnoj-dokumentaciej.html
  • spur.bystrickaya.ru/meropriyatiya-posvyashennie-65-letiyu-pobedi-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-16-667-3-maya-2010-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monitoring-soobshenij-smi-ob-obshestvennoj-palate-rf-za-noyabr2011-goda-stranica-15.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmet-i-metod-ekonomicheskoj-nauki.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-iznosostojkosti-materialov-osnashenie-i-metodika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-itogah-deyatelnosti-upravleniya-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-prirodopolzovaniya-rosprirodnadzora-po-chuvashskoj-respublike-v-2008-godu-i-osnovnih-prioritetah-i-zadachah-na-2009-god.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-imeet-svoej-celyu-predstavlenie-zainteresovannoj-obshestvennosti-rezultatov-deyatelnosti-shkoli-osnovnih-napravlenij-i-perspektiv-ee-razvitiya-stranica-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-fizicheskih-faktorov-na-mikroorganizmi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obespechenie-obrazovatelnogo-processa-uchebnoj-i-uchebno-metodicheskoj-literaturoj-po-zayavlennim-k-licenzirovaniyu-obrazovatelnim-programmam-stranica-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otoplenie-i-ventilyaciya-zhilogo-doma.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-kulturologiya-dlya-specialnosti-fakultet-dikt.html
  • studies.bystrickaya.ru/dlya-izbravshego-put-voina-borba-eto-zhizn-a-zhizn-eto-borba-i-rukovodstvo-dlya-poiska-garmonii-vnutri-sebya-ibo-sama-garmoniya-eto-sut-zhizni-a-poisk-eyo-stranica-13.html
  • shkola.bystrickaya.ru/termidorianskij-perevorot-2.html
  • diploma.bystrickaya.ru/za-pervij-kvartal-2009-goda-v-v-pavlov-kontaktnoe-lico.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-praktika-stimulirovaniya-resursosnabzhayushih-organizacij-k-resursosberezheniyu-u-potrebitelej.html
  • university.bystrickaya.ru/gorodskaya-predmetnaya-nedelya-obuchenie-vdohnovenie-tvorchestvo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-centralnoj-stranica-11.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/orudijnaya-deyatelnost-v-istorii-stanovleniya-i-razvitiya-anglijskogo-yazika.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zdravstvujte-kollegi-raziskivayu-barsuka-sergeya-vipusknika-moskovskogo-voku-1985-goda-mozhet-bit-kto-nibud-iz-vas-s-nim-sluzhil-libo-sluzhit-v-nastoyashee-vremya-stranica-2.html
  • student.bystrickaya.ru/1-parcifal-parzival-volfram-fon-eshenbah-anzhujskij-korol-pogibaet-na-pole-bitvi-po-drevnemu-obichayu-tron-perehodit-k-starshemu-sinu-no-tot-milostivo-pred.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soobshenie-o-posledstviyah-neschastnogo-sluchaya-s-postradavshim-koncepciya-modernizacii-rossijskogo-obrazovaniya-na.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-3-krome-bezuslovnih-kassacionnih-osnovanij-t-e-teh-processualnih-narushenij-kotorie-vsegda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-2-metodologicheskie-osnovi-logopedii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-osnovam-logopedii-razrabotan-dlya-studentov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-pismo-o-provedenii-gosudarstvennogo-vipusknogo-ekzamena-po-russkomu-yaziku-i-matematike-v-2009-2010-uchebnom-godu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroki-matematiki-v-6-klasse-po-teme-okruzhnost-krug.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-tretya-perevod-s-anglijskogo-p-molchanova-e-tarasovoj-obshaya-redakciya-v-grusheckogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.