.RU

Доклад о деятельности уполномоченного по правам ребенка в городе москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году


ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

от 21 апреля 2004 г. № 104

О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году


Рассмотрев представленный в Московскую городскую Думу в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 “Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве” доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году,


Московская городская Дума постановляет:


1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году (приложение).

2. Опубликовать доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году в газете “Тверская, 13”.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.

^ П.п. Председатель Московской
городской Думы В.М.Платонов

Приложение

к постановлению Московской городской Думы

от 21 апреля 2004 года № 104


^ ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2003 ГОДУ


Введение

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 “Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве” и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.

Доклад составлен на основе изучения и обобщенного анализа поступивших к Уполномоченному по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) жалоб и обращений граждан, сведений, полученных в результате посещений Уполномоченным и сотрудниками его аппарата домов ребенка, детских домов и школ-интернатов, приютов, Центра временной изоляции несовершеннолетних ГУВД города Москвы, других учреждений и организаций.

При подготовке доклада использовалась информация, предоставленная государственными органами, научными учреждениями, общественными правозащитными организациями.

Доклад не претендует на исчерпывающий анализ положения по соблюдению и защите прав и законных интересов ребенка в городе Москве. В нем обозначены основные проблемы и тенденции в данной сфере, проявившиеся в 2003 году, представлена информация о деятельности Уполномоченного и сотрудников его аппарата.

В докладе содержатся оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав, свобод и законных интересов детей в городе Москве, названы государственные органы, организации и должностные лица, которые допустили нарушения прав несовершеннолетних, своими действиями или бездействием не способствовали их восстановлению и защите.

В 2003 году к Уполномоченному поступило 794 обращения и жалобы (в 2002 году - 412), из них: 337 (42,4%) - на личном приеме к Уполномоченному, 115 (14,5%) - на приеме к сотрудникам аппарата, 342 (43,1%) - письменных. Уполномоченным проведено 42 личных еженедельных приема населения. Сотрудники аппарата Уполномоченного оказали более 670 консультаций по телефону.

Более 60 раз Уполномоченный вмешивался в ситуации нарушения прав детей по собственной инициативе.

Характер обращений и состав заявителей в 2003 году мало чем отличался от 2002 года.

^ Состав заявителей:

59 % - родители,

18 % - иные родственники несовершеннолетних,

8 % - опекуны и попечители,

3 % - представители общественных организаций,

2 % - выпускники детских домов и школ-интернатов,

2 % - несовершеннолетние,

1 % - специалисты по охране прав детей органов опеки и попечительства,

2 % сотрудники детских учреждений,

5 % - иные лица.

^ Причины обращения к Уполномоченному:

49 % - жалобы на нарушения жилищных прав (отказы в улучшении жилищных условий; сделки с жильем; выселения при сносе домов; непризнание за детьми права на жилое помещение; нарушение порядка ордерования общежитий; защита жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

14 % - жалобы на нарушения прав ребенка на проживание с родителями, их воспитание и заботу (споры об определении места жительства ребенка, нарушение права отдельно проживающего родителя на общение с ребенком; незаконное удержание детей третьими лицами);

19 % - жалобы на нарушения имущественных прав ребенка (на получение алиментов, пенсии по случаю потери кормильца, выплаты денежных средств для детей, находящихся под опекой (попечительством); вопросы наследства);

12 % - жалобы на нарушение права на жизнь, безопасность, неприкосновенность личности, уважение человеческого достоинства детей, охрану здоровья (насилие по отношению к детям в семьях и в образовательных учреждениях всех видов; содержание и воспитание детей в социально неблагополучных или экологически неблагоприятных условиях);

16 % - жалобы на злоупотребление родителями родительскими правами (незаконное ухудшение качества жизни детей; жестокое обращение, в том числе и психическое насилие; совершение умышленного преступления в отношении другого родителя);

20 % - иные жалобы (нарушение прав потерпевших; тяжелое материальное положение семей; отказы в паспортизации и т.д.).

Фактически каждое четвертое обращение затрагивало нарушения нескольких различных прав несовершеннолетних.

По-прежнему Уполномоченного очень беспокоит большое количество обращений (более 17 %) о нарушении прав детей-инвалидов и тяжело больных детей.

Анализ обращений к Уполномоченному свидетельствует, что в 2003 году среди государственных органов и учреждений, нарушающих права и законные интересы детей или не оказывающих необходимого содействия в защите и восстановлении этих прав, по-прежнему “лидируют” органы исполнительной власти и подотчетные им учреждения - 52 % случаев (в 2002 г. - 39,2 %), органы опеки и попечительства - 19 %, суды - 15 %, прокуратура - 6 %, иные органы и учреждения - 8 %.

^ Уполномоченному и сотрудникам его аппарата удалось добиться конкретных положительных результатов по 23 % обращений, принятых к рассмотрению.

По состоянию на 1 января 2004 года на контроле Уполномоченного осталось более 25 % обращений и жалоб, поступивших в 2003 году.

Прошедший год работы Уполномоченного показал, что защита прав, свобод и законных интересов ребенка в городе Москве все еще не стала реальностью, не выполняются провозглашенные и гарантированные Конституцией РФ, федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы меры государственной поддержки детства.

Во многом это объясняется бюрократическим подходом к вопросам защиты прав ребенка, формальному отношению к их решению со стороны многочисленных государственных органов и учреждений, их должностных лиц, ответственных за данный участок деятельности.

Поступившие к Уполномоченному обращения граждан, а также ознакомление с деятельностью детских учреждений свидетельствуют о грубых нарушениях прав и интересов детей во всех сферах их жизнедеятельности, будь то образование, охрана здоровья, жилищные и имущественные права, занятость, право на воспитание в семье, заботу со стороны родителей, безопасность, неприкосновенность личности, уважение человеческого достоинства ребенка, право на судебную защиту. Особую озабоченность вызывают нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. наиболее социально незащищенных.

12 декабря 2003 года исполнилось 10 лет принятия Конституции Российской Федерации.

В Основном законе нашей страны основные права и свободы человека и гражданина продекларированы высшей ценностью и изложены как нормы прямого действия.

^ Однако существует огромный разрыв между содержанием статей Конституции Российской Федерации и реальными возможностями людей по их реализации.

Институт Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве - это все еще новая, но уже признанная форма работы по защите прав несовершеннолетних граждан России.

Люди обращаются к Уполномоченному как в последнюю инстанцию, считая, что на этом уровне можно разрешить любую проблему.

Уставшие от беззакония, они полагают, что служба Уполномоченного - это организация типа Европейского суда по правам человека, но только в Москве - независимая от местной власти, беспристрастная, справедливая, созданная ради детей и во благо детей.

^ Большинство обращений - это крик о помощи, мольба о сострадании, рассказ о том, как те, кто наделен властью, предают тех, кто этой власти верит.

Из заявления А., опекуна 13-ти летней Ольги:

“Я являюсь опекуном своей племянницы с 1992 года. Опекунство назначено в г. Кашире, где Оля жила со своими родителями.

Ее отец Н-ин С.В. в 1994 году был осужден за развратные действия в отношении несовершеннолетних мальчиков к лишению свободы. Занимался он этим в течение двух лет. Моя сестра, к несчастью, стала очевидцем одного из многочисленных эпизодов, после чего исчезла. На следствии Н-ин признался, что убил жену, а ее труп выбросил в р.Оку, даже показал, где спрятал вещи убитой. В дальнейшем он отказался от своих показаний, и уголовное дело по обвинению в убийстве в апреле 1993 года прекратили.

О том, что девочка живет со мной в Москве, Н-ин прекрасно знал с самого начала, но жизнь Оли его не интересовала. После освобождения Н-ин имел другую семью. То, что Олю растила я, его вполне устраивало. За 12 лет Н-ин ни разу не видел дочь, не говорил с ней, ничем ей не помог в жизни.

Муниципалитет “Ясенево” предложил мне свою помощь в сборе документов о лишении Н-на родительских прав в г. Кашире, где он живет. Однако, под давлением Н-на и администрации г. Каширы специалисты органа опеки и попечительства теперь отказываются мне помогать и уговаривают девочку проживать вместе с отцом.

Н-ин хочет забрать Олю, чтобы избежать лишения родительских прав.

Оля категорически отказывается жить вместе с ним. Переезд в г. Каширу к отцу сломает всю ее жизнь. “Девочка называет меня мамой с 2-х лет, а мужа - папой. Другой семьи она себе не представляет. Я считаю, что Н-ин опасен не только для моей дочери, но и для общества. Прошу помочь мне лишить его родительских прав.”.

Из письма Комитета социальной защиты населения Каширского района Московской области в муниципалитет “Ясенево” г. Москвы:

“С отцом Оли проведена беседа, и он имеет намерение наладить контакт с дочерью и оказывать ей материальную помощь. Н-ну С.В. сделано предупреждение… В случае дальнейшего уклонения Н-на С.В. от выполнения своих родительских обязанностей, Вы можете обратиться в Каширскую городскую прокуратуру, представив необходимые документы.”.

Из заявления Н-на С.В. главе администрации Каширского района Пузрякову Е.Ф.:

“Через год и три месяца после того, как при неясных обстоятельствах пропадает моя жена, я узнаю, что моя дочь взята под опеку А. и увезена в Москву. Я предпринял попытку разыскать дочь и дважды (с 1993 г.) обращался в органы опеки с устной просьбой о возврате дочери, но, находясь в психологически подавленном состоянии, я тогда не решился настаивать на возвращении дочери, полагая к тому же, что это неправильно расценят. На сегодняшний день мне стало известно, что моя дочь, проживая в семье опекуна, плохо обеспечена, так как они материально стеснены. Я могу дать ей все необходимое.”.

Из письма ведущего специалиста по охране прав детей муниципалитета “Ясенево” опекуну А.:

“В орган опеки и попечительства поступило заявление от гражданина Н-на С.В. об определении времени общения с дочерью Н-ой О.С. Для решения данного вопроса Вам надо явиться в муниципалитет “Ясенево” с несовершеннолетней Н-ой Ольгой.”.

Из заявления Ольги, 13-ти лет, в муниципалитет “Ясенево”:

“Я отказываюсь от встреч с гражданином Н-ым, так как я его не знаю, с ним не встречалась, недавно узнала, что он был судим за развращение малолетних. Я его очень боюсь.”.

Итак, опекун А. и несовершеннолетняя Ольга на сегодняшний день остались один на один не только с отцом-извращенцем, но и с поддерживающими его структурами по защите прав детей как в Кашире, так и в Москве.

Опекун А. пришла к Уполномоченному, потому что не может рассчитывать ни на муниципалитет “Ясенево”, ни на Каширскую прокуратуру, ни на Комитет социальной защиты населения того города, где родилась Ольга и где она фактически стала сиротой.

Вместо того, чтобы добиться лишения Н-на родительских прав, несовершеннолетней Ольге, не знающей других родителей, кроме супругов А., и любящей их от всего сердца, предлагается переехать к совершенно чужому человеку, который искалечил судьбы не одного ребенка и за это был наказан именем Российской Федерации - человек, который в течение полугода неоднократно признавался в убийстве жены и сокрытии следов преступления. Отец, который не видел Ольгу с 1992 года и потребовал свидания с тринадцатилетней дочерью, вспомнив о том, что ее надо содержать, только после вызова на беседу в городской Комитет социальной защиты двенадцать лет спустя.

Личная трагедия несовершеннолетней Ольги, беззащитной перед отцом-преступником и чиновниками, закрывающими на это глаза, - это трагедия большинства населения, которое уже не верит в возможность отстаивания и восстановления своих даже самых очевидных прав с помощью государства и вынуждено обращаться к Уполномоченному, чтобы добиться справедливости.

Нарушение принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних

Одним из принципов регулирования семейных отношений является обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (ст. 1 п. 3 Семейного кодекса РФ). Это означает, что ребенок рассматривается как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти, как личность, наделенная соответствующими правами и нуждающаяся в силу возраста в поддержке и защите.

Правовое положение ребенка в семье, а также в тех гражданско-правовых отношениях, где затронуты его права и интересы, определяется не с точки зрения приоритета прав и обязанностей родителей и других лиц, а с позиций интересов самого ребенка.

Семейный кодекс РФ содержит целый ряд норм (например, разделы 4 - 6 и другие), обеспечивающих непосредственную реализацию вышеуказанного принципа. Кроме того, в соответствии со ст. 6 Семейного кодекса РФ Россия обязана добросовестно выполнять нормы международного права, в частности, Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, Декларацию прав ребенка от 20 ноября 1959 года, Конвенцию ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и другие.

Так, согласно п. 1 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, к которой Россия присоединилась в 1990 г., наша страна принимает на себя следующее обязательство: “Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка”.

К сожалению, обеспечение прав и интересов детей не является приоритетным ни в одной из ветвей власти, что следует расценивать как очень тревожное явление.

^ Если дети не являются абсолютной ценностью для семьи и для государства одновременно, то это достаточно серьезный признак того, что у страны нет будущего.

В настоящее время в России 30,5 миллиона детей. Через год, по прогнозам демографов, их будет на миллион меньше.

^ В России 720 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это больше, чем после Великой Отечественной войны. За 2003 год более 10 000 детей остались без попечения родителей.

Поэтому особенно страшно, когда реализация и защита прав этих обездоленных детей становится фикцией из-за равнодушия, отсутствия квалификации, пренебрежительного отношения к закону тех, кто по должности обязан помогать социально незащищенным несовершеннолетним гражданам России.

Одним из примеров нарушения принципа приоритетной защиты прав несовершеннолетних и взятых на себя международно-правовых обязательств является незаконная практика государственных учреждений и органов местного самоуправления по лишению денежного содержания детей, находящихся под опекой и попечительством.

Так, Министерство образования Российской Федерации издало приказ от 19.08.1999г. № 199 “Об утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)”.

Согласно п. 2 данного положения указанные денежные средства выплачиваются в том числе и тем детям, находящимся под опекой, чьи родители (родитель) не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи с заболеванием, препятствующим личному выполнению родительских обязанностей, либо в связи с отбыванием наказания в исправительных учреждениях или содержанием под стражей в период следствия.

В п. 3 того же правового акта записано, что “не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех подопечных, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания и т.п.)”.

Казалось бы, в положении определены критерии для материальной поддержки детей, находящихся под опекой, государством: во-первых, невозможность со стороны родителей лично выполнять родительские обязанности, во-вторых, отсутствие условий для содержания и воспитания детей родителями.

Тем не менее, к Уполномоченному обращаются граждане с жалобами на действия органов опеки и попечительства, не назначающих содержание детям, чьи родители тяжело больны и вынуждены передать детей под опеку родственников. Также поступают жалобы на прекращение выплаты денежных средств опекуну, если родители подопечного (или один из них) вернулись из мест лишения свободы или освобождены из-под стражи. При этом не проверяется, есть ли реальные условия для содержания и воспитания детей после возвращения бывших заключенных.

К Уполномоченному обратилась Фролова А.С. в интересах двоих малолетних тяжелобольных внуков, 1995 г.р. и 1996 г.р., которые находились у нее под опекой с 1998 года. Мать детей Арсенова И.В. лишена родительских прав в 1998 году, отец Воронин Н.Н. с 1998 г. до 2002 г. отбывал наказание в местах лишения свободы за совершение тяжкого преступления. До осуждения он с детьми не проживал, о них не заботился. В июне 2002 года отец детей прибыл в Москву без документов, не имея ни жилья, ни работы. Кроме того, Воронин Н.Н. страдал хроническим алкоголизмом, состоял на учете в наркологическом диспансере. Имевшуюся у него квартиру в г. Кашире он продал еще в 1997 году, а средства от ее продажи пропил.

Брат и сестра Воронины полностью находились на воспитании и содержании бабушки, так как их отец совершенно устранился от выполнения родительских обязанностей.

При таких обстоятельствах орган опеки и попечительства - муниципалитет “Бабушкинский”, заручившись заявлением не имевшего даже паспорта Воронина Н.И. о том, что он будет воспитывать детей, прекратил с 1 ноября 2002 года выплату несовершеннолетним содержания и направил личное дело социальных сирот по месту назначения опеки в Рязанскую область, где было вынесено постановление об ее отмене.

После вмешательства Уполномоченного прокурор Ермишинского района Рязанской области внес соответствующее представление, и глава администрации того же района 11 августа 2003 года восстановил Фролову А.С. в обязанностях опекуна. Однако выплата пособия не была возобновлена, несмотря на то что Воронин Н.Н. вскоре после освобождения скрылся, оставив заявление о том, что отказывается от своих детей.

Подопечные внуки Фроловой А.С. оказались в тяжелейшем материальном положении, голодали, остались без одежды и обуви, так как единственным источником доходов бабушки и внуков являлась ее пенсия.

Уполномоченный неоднократно обращался в муниципалитет “Бабушкинский” по поводу нарушения прав подопечных на получение денежного содержания, однако получал категорический отказ со ссылкой на требования п.п. 2, 3 вышеуказанного приказа Минобразования РФ от 19 августа 1999 года № 199.

Аналогичный ответ был получен и от префекта Северо-Восточного административного округа г. Москвы. Как было сообщено в письме префекта от 19 декабря 2003 года, “выплата денежного содержания будет вновь возобновлена после получения органом опеки и попечительства решения суда о лишении родительских прав отца детей Воронина Н.Н.”.

Только в январе 2004 года было вынесено решение суда о лишении Воронина Н.Н. родительских прав по иску Уполномоченного в интересах детей Ворониных, так как сбор необходимых документов, подготовка и подача искового заявления заняли несколько месяцев. Таким образом, более года Фролова А.С. с внуком, страдающим бронхиальной астмой, и внучкой - инвалидом детства жили на пенсию размером менее прожиточного минимума на одного человека.

В таком же тяжелом положении оказался Николай Г., 1994 г.р., которого также воспитывает бабушка, так как мать ребенка страдает онкологическим заболеванием и не в состоянии заботиться о сыне и содержать его. Бабушку еще в 2002 году назначили опекуном мальчика, однако средств к существованию, по мнению муниципалитета “Зябликово”, ребенку не положено. Всем его должна обеспечивать бабушка-пенсионерка. Одновременно с момента назначения опеки одинокую маму Николая Г. лишили государственного пособия на ребенка. Во всех ответах из муниципалитета “Зябликово” делается ссылка на приказ Министерства образования от 19 августа 1999 года № 199.

Опекун обратилась в Департамент образования города Москвы, где ей письмом от 10 октября 2003 года сообщили, что в г. Москве назначение содержания детям, находящимся под опекой, производится органами опеки и попечительства, а выплата денежных средств возложена на окружные управления образования. Департамент образования города Москвы посоветовал бабушке-опекуну изучить приказ Минобразования РФ от 19.08.1999г. № 199, а если она считает отказ ребенку в денежном содержании незаконным, обжаловать его в суд.

^ В результате несовершеннолетний Николай Г. уже более 14-ти месяцев лишен материальной поддержки государства.

Институт государства и права Российской академии наук в своем заключении от 29 декабря 2003 года указал, что положения приказа Министерства образования РФ от 19.08.1999г. № 199 в части выплаты подопечным государственного пособия является “нечетким и противоречивым”. Было обращено внимание и на то, что все вопросы, связанные с отказом в выплате пособия, решаются исключительно органами опеки и попечительства, а при несогласии с их решением - в судебном порядке. Сбор документов в доказательство незаконности действий органов опеки возложен на опекунов и попечителей.

По мнению ученых, органы опеки и попечительства обязаны сохранить опеку и выплату пособия, если установлено, что вернувшийся из мест лишения свободы родитель не работает, по-прежнему злоупотребляет алкоголем, заботиться о своем ребенке не хочет и т.д. В этом случае должен быть составлен акт обследования, обоснованный документально и содержащий вывод о целесообразности оставления ребенка под опекой и выплаты ему пособия. Одновременно органы опеки и попечительства должны предъявить иск о лишении родителя родительских прав или оказать содействие опекуну в предъявлении такого иска.

В случае с сиротами Ворониными этого сделано не было.

Вызывает недоумение и позиция Министерства образования РФ, которое считает, что возобновление выплаты пособия детям, оставшимся без попечения родителей, после возвращения последних из мест лишения свободы, допускается только после вынесения судом решения о лишении родительских прав. В противном случае, как указывает заместитель начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Вителис С.В., возможны “злоупотребления со стороны родителей ребенка”: у них не будет мотивов к изменению своего поведения. Кроме того, приостановка выплаты пособий, по мнению чиновника, поможет определению статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения.

Полагаю, что данные утверждения, как и п.п. 2, 3 положения, утвержденного приказом Минобразования РФ от 19.08.1999г. № 199, в своей нынешней редакции противоречат интересам фактических сирот.

В соответствии с п. 3 ст. 31 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 145 Семейного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” опека и попечительство устанавливаются над несовершеннолетними, оставшимися без родительского попечения. Как следует из данных норм, одной из целей установления опеки и попечительства является назначение содержания таким детям. Именно поэтому ч. 2 ст.150 Семейного кодекса РФ устанавливает обязанность государства выплачивать опекуну (попечителю) ежемесячно денежные средства на содержание подопечного со времени установления опекунства (а не с момента получения органом опеки и попечительства решения суда о лишении родительских прав).

Нечеткость формулировок ст. 3 положения, утвержденного приказом Минобразования РФ от 19.08.1999г. № 199, позволяет органам опеки и попечительства оставлять несовершеннолетних, воспитанием и содержанием которых, по объективным причинам, продолжают заниматься опекуны и попечители, без средств к существованию.

Считаю, что это противоречит не только нормам гражданского и семейного права, но и ст.ст. 38, 39 Конституции РФ, а также ст. 45 Основного закона, гарантирующим государственную защиту прав и свобод человека (а не только их провозглашение).

Кроме того, указанное положение не соответствует Конвенции ООН о правах ребенка, статья 20 которой закрепляет за детьми, лишенными семейного окружения, “особую защиту и помощь, предоставляемую государством”.

На практике ряд муниципалитетов г. Москвы решают вопросы денежного содержания детей, находящихся под опекой и попечительством, исходя из реальных условий, в которых оказался ребенок, и с учетом необходимости приоритетной защиты его прав. Однако, это не является системой.

Имеется положительный опыт восстановления прав подопечных в судебном порядке, который необходимо использовать и в Москве. В ряде регионов, в частности в Тульской области, сложилась судебная практика по искам прокуратуры в защиту детей, оставшихся без попечения родителей, о взыскании опекунского пособия, признании недействительными постановлений органов местного самоуправления о прекращении выплат денежного содержания, о возмещении материального вреда детям. Во всех судебных решениях отмечается, что ссылка ответчиков на требования приказа Минобразования РФ от 19.08.1999г. № 199 противоречит нормам Семейного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и нарушает законные интересы подопечных.

Также полагаю, что Министерству образования РФ необходимо в первоочередном порядке внести изменения в положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденное приказом от 19.08.1999г. № 199, и привести его в соответствие с действующим законодательством и правами несовершеннолетних. До внесения соответствующих изменений или принятия нового нормативного акта необходимо дать четкое толкование оснований и порядка выплаты денежных средств детям, находящимся под опекой и попечительством, которое довести до сведения органов опеки и попечительства и других заинтересованных ведомств.


О нарушении прав детей, находящихся в государственных детских учреждениях

Стремительно нарастает кризис семьи. Снижается воспитательное воздействие на родителей. Их деморализация, пьянство породили крайне негативную тенденцию к увеличению темпов роста социального сиротства детей. Если в 1996 году было выявлено 2830 таких детей, то в 2003 году их численность составила 4442 ребенка (+57%).

Между тем, государственные органы, на которые законодательством возложена обязанность по защите прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или имеющих таковых, но нуждающихся в помощи государства, выполняют эти функции крайне неудовлетворительно. Несмотря на принимаемые меры, механизм взаимодействия различных органов и учреждений по выявлению детей, нуждающихся в помощи государства, не налажен.

Дети, лишившиеся попечения родителей, длительное время содержатся в социальных приютах, лечебных учреждениях, помещаются в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). За последние два года в ЦВСНП ГУВД г. Москвы было помещено 406 детей, не имеющих родителей, которые содержались в условиях временной изоляции, где срок пребывания установлен в 30 дней. Таким образом, для многих обездоленных детей, чья вина лишь в том, что они остались без попечения родителей, пребывание в этом учреждении превращено, по существу, в тюремное заключение.

В нарушение ст. 122 Семейного кодекса РФ дети годами проживают в приютах, то есть учреждениях, не приспособленных для длительного стационарного содержания. На 1 января 2004 года в приютах и социально-реабилитационных центрах содержалось 248 детей, оставшихся без попечения родителей.

На протяжении 10 лет число учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не сокращается. С 1996 года число детей, устроенных в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, увеличилось более чем в два раза (1996 год - 613 детей от общего числа выявленных и 1453 - в 2003 году). За последние пять лет количество детей данной категории, помещенных только в дома ребенка системы здравоохранения, увеличилось на 16,3 %.

Не уменьшается количество детей, оставленных в родильных домах и отделениях больниц. Ежегодно в городе оставляют от 600 до 800 новорожденных. При этом практически каждый четвертый ребенок из числа детей, оставшихся без попечения родителей, оставлен в родильных домах иногородними женщинами, поступившими туда, как правило, без точного адреса регистрации матери.

Ознакомление с деятельностью 15 детских государственных учреждений органов здравоохранения, социальной защиты населения и образования города Москвы показало, что в них еще не созданы условия для защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

^ Широко распространены нарушения личных неимущественных, а также имущественных и жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, что значительно снижает жизненные стартовые возможности выпускников.

Личные дела воспитанников ведутся небрежно, необходимые документы своевременно не истребуются, в связи с чем меры по защите их личных прав запаздывают. Правовой статус ребенка не устанавливается годами и работа в этом направлении начинается лишь тогда, когда необходимо решать вопросы обеспечения его жильем. Так, воспитанник детского дома № 70 К-ов находился в различных детских учреждения фактически с момента рождения в 1986 году (дом ребенка, интернаты и впоследствии детский дом). Мать ребенка убита его отцом, который в 1986 году был осужден к 7 годам лишения свободы. Своевременно вопрос о лишении отца родительских прав поставлен не был. Только на момент проверки стали приниматься меры по установлению его места нахождения. Таким образом, в течение 18 лет ни одно из детских учреждений, где воспитывался несовершеннолетний, не занималось этим вопросом.

Трудности в определении правового статуса воспитанников возникают и в связи с несовершенством действующего законодательства. В соответствии со ст. 12 Федерального закона “Об актах гражданского состояния” сведения о регистрации актов относятся к категории конфиденциальной информации и могут быть выданы правоохранительным органам, в том числе суду, а также Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Эта норма закона нередко препятствует установлению правового статуса воспитанников.

В школе-интернате № 15 с августа 2000 года содержится воспитанник

elektivnij-kurs-hochu-vsyo-znat-2-klass-tematicheskoe-planirovanie.html
elektivnij-kurs-istoriya-v-licah-9-klass.html
elektivnij-kurs-izuchaem-microsoft-word-elektivnij-kurs-osnovi-yazika-html-sozdanie-web-stranic-28-elektivnij.html
elektivnij-kurs-kostromskaya-poroda-krupnogo-rogatogo-skota.html
elektivnij-kurs-matematicheskij-praktikum-pomozhet-uchashimsya-tochnee-opredelit-svoi-naklonnosti-i-bolee-uspeshno-podgotovitsya-k-itogovoj-attestacii-v-forme-ege-za-kurs-obshej-polnoj-shkoli-uchebno-tematicheskij-plan.html
elektivnij-kurs-mediko-geneticheskaya-konsultaciya-sostaviteli-deryabina-l-a-deryabina-e-yu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sudebnaya-medicina.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-professionalno-pedagogicheskoj-deyatelnosti-problemi-obucheniya-i-razvitiya-i-problemi-razvivayushego-obucheniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-resursi-internet.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/simvoli-i-chisla-knigi-peremen-stranica-5.html
  • college.bystrickaya.ru/30-yanvarya-2007-g-n-51-pp.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurse-nauchnih-talantov-na-temu-novacii-monetarnogo-regulirovaniya-i-ih-vliyanie-na-stabilnoe-razvitie-finansovih-rinkov.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-14.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-napravlenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tradicionnoe-hozyajstvo-chuvashii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-ellipsometriya-otrazhennogo-sveta-po-discipline-obrazovatelno-professionalnoj-programme-podgotovki-magistrov-po-specializacii-090102-02-fizicheskoe-materialovedenie-dlya-elektroniki-i-gelioenergetiki.html
  • books.bystrickaya.ru/berenson-senda.html
  • writing.bystrickaya.ru/1-snizhenie-energeticheskogo-urovnya-danilin-a-danilina-i-d17-kak-spasti-detej-ot-narkotikov-vrachi-preduprezhdayut.html
  • university.bystrickaya.ru/evgeniya-krimskaya-opublikovano-otdel-kadrov-5-2006-zdravstvuj-potrebnost-v-obuchenii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-istoriya-sbornik-analiticheskih-materialov-edinij-gosudarstvennij-ekzamen-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/84-processi-diffuzii-i-osmosa-ih-rol-v-kletochnih-membranah-v-m-titov-institut-gidrodinamiki-im-m-a-lavrenteva.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-o-sushestvovanii-kniga-predstavlyaet-soboj-sbornik-dialogov-mezhdu-ogromnim-kolichestvom-mudrecov-sobravshihsya.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-stranica-10.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-oformlenie-nauchnih-rabot-uchebno-metodicheskoe-posobie-nizhnij-novgorod-2010-udk-338-24075-8-bbk-65-290-2ya73.html
  • predmet.bystrickaya.ru/slovar-terminov-prajm-evroznak.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-seminarskim-zanyatiyam-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rinok-cnnih-paperv-chast-12.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-01-psihologiya-eksperimentalnaya-psihologiya-celi-i-zadachi-disciplini-cel.html
  • shkola.bystrickaya.ru/partii-i-partijnie-sistemi-v-rossijskoj-istorii-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-4-socialnaya-podderzhka-naseleniya-koncepciya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-oblasti-na-2009-god-i-na.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhenedelnij-otchet-vladimirskogo-gosudarstvennogo-universiteta-po-pnpo-30-06-2008-06-07-2008-organizacionnie-meropriyatiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/intimnaya-hirurgiya.html
  • studies.bystrickaya.ru/koncepciya-nacionalnoj-obrazovatelnoj-politiki-rossijskoj-federacii-odobrena-konferenciya-stavit-pered-soboj-konkretnie-celi-i-zadachi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovet-po-pravam-cheloveka-ekspertnij-mehanizm-po-pravam-korennih-narodov-tretya-sessiya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-otchet-ob-eksperimentalno-klinicheskom-izuchenii-bezopasnosti-i-biologicheskoj-aktivnosti-biologicheski-aktivnoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/normi-rashoda-materialov-70-i-eshe-5-let-v-stroyu.html
  • writing.bystrickaya.ru/doktor-zhivago-stranica-7.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-shestaya--konechnie-avtomati-populyarizatorskie-raboti-po-russkoj-logike-predstavleni-na-sajte.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nds-kak-osnova-formirovaniya-byudzheta-chast-4.html
  • desk.bystrickaya.ru/pesn-dvadcat-sedmaya-dante-aligeri-bozhestvennaya-komediya.html
  • institute.bystrickaya.ru/formi-souchastiya-po-ugolovnomu-pravu-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.