.RU

Доклад о ходе осуществления программы работы, предусматривающей развитие Международной инициативы по сохранению и устойчивому использованию опылителей Записка Исполнительного секретаря







CBD








КОНВЕНЦИЯ О

БИОЛОГИЧЕСКОМ

РАЗНООБРАЗИИ




Distr.

GENERAL


UNEP/CBD/SBSTTA/7/9

20 September 2001


RUSSIAN

^ ORIGINAL: ENGLISH

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ПО

НАУЧНЫМ, ТЕХНИЧЕСКИМ И

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КОНСУЛЬТАЦИЯМ

Седьмое совещание

Монреаль, 12-16 ноября 2001 года

Пункт 5.1 предварительной повестки дня*


биоразнообразие сельского хозяйства

Доклад о ходе осуществления программы работы, предусматривающей развитие Международной инициативы по сохранению и устойчивому использованию опылителей

Записка Исполнительного секретаря
^ Исполнительное резюме
В настоящей записке анализируется ход осуществления программы работы и рекомендуются меры по обеспечению ее более эффективной реализации.

В отношении четырех программных элементов был достигнут значительный прогресс в сфере оценок (элемент 1) и тематических исследований гибких методов управления (элемент 2), несмотря на то что накопленный опыт еще не проанализирован в полном объеме и не применялся для обеспечения устойчивого ведения сельского хозяйства. Менее заметны успехи в создании организационно-технической базы (элемент 3) и интеграции (элемент 4). В документе UNEP/CBD/SBSTTA7/9/Add.1 представлено предложение по разработке плана действий в рамках Международной инициативы по сохранению и устойчивому использованию опылителей. В том, что касается сквозных вопросов, то представлены начальные результаты изучения генетических технологий, ограничивающих использование (ГТОИ), и излагаются предложения по завершению данной работы. Сообщается также о результатах попытки получения статуса наблюдателя во Всемирной торговой организации. В настоящее время проводится изучение последствий либерализации торговли. Международный проект в области генетических ресурсов растений для производства продуктов питания и ведения сельского хозяйства был переработан в целях его согласования с Конвенцией о биологическом разнообразии, и он будет рассмотрен Конференцией Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) в ноябре 2001 года. В тексте Проекта даются ссылки на неурегулированные вопросы.

Дальнейшее осуществление программы работы в большой степени зависит от результатов, достигнутых странами, особенно в реализации программных элементов 3 и 4 и мероприятия 2.3. В таблице 1 Исполнительный секретарь и организации-партнеры предлагают меры по дальнейшему осуществлению программы работы. Разработка форматов представления третьих национальных докладов позволит собрать относящуюся к делу информацию и разработать более конкретные задания для Сторон. ВОНТТК предлагается рассмотреть вопрос о том, существует ли необходимость в представлении промежуточного доклада по биоразнообразию сельского хозяйства в период до седьмого совещания Конференции Сторон.
^ Предлагаемые рекомендации
ВОНТТК, возможно, пожелает рекомендовать Конференции Сторон на ее шестом совещании:

a) принять к сведению достигнутые успехи в осуществлении программы работы и необходимость уделять внимание и продолжать работу по:

      1. внедрению методов устойчивого ведения сельского хозяйства, которые опираются на методы управления, технологию и политику, способствующие получению положительных результатов и смягчающие отрицательные последствия воздействия сельского хозяйства на биоразнообразие, уделяя при этом особое внимание потребностям фермеров, а также коренных и местных общин;

      2. созданию потенциала; и

      3. целенаправленности действий;

b) принять предложения по дальнейшему осуществлению программы работы и по элементам биоразнообразия сельского хозяйства для включения в форму представления третьих национальных докладов, а также рассмотреть необходимость подготовки тематического доклада до начала седьмого совещания Конференции Сторон;

c) утвердить план действий в рамках Международной инициативы по сохранению и устойчивому использованию опылителей (см. документ UNEP/CBD/SBSTTA/7/9/Add.1) и призвать Стороны и другие правительства, а также компетентные организации принять активное участие в его реализации.


Содержание


Исполнительное резюме 1

Предлагаемые рекомендации 2

^ I. ВВЕДЕНИЕ 4

IIII. Реализация элементов программы работы 6

A. Общие положения 6

b. Оценки 6

c. Гибкие методы управления 8

d. Создание организационно-технической базы 10

e. Интеграция 12

^ III. РЕШЕНИЕ МНОГОСТОРОННИХ ПРОБЛЕМ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ И ДРУГИХ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С РЕШЕНИЯМИ III/11, IV/16 И V/5 13

a. Международная инициатива по сохранению и устойчивому использованию опылителей 13

b. Продолжение работы над генетическими технологиями, ограничивающими использование 14

c. Торговля и биоразнообразие сельского хозяйства 16

d. Международная инициатива по растительным генетическим ресурсам 16

IV. выводы и предложения по дальнейшему исполнению и отчетности 18
^

I. ВВЕДЕНИЕ

  1. На третьем совещании Конференции Сторон, состоявшемся в 1996 году в Буэнос-Айресе, была подробно рассмотрена проблема биологического разнообразия сельского хозяйства и решением III/11 утверждена программа работы по биоразнообразию сельского хозяйства. Конференция призвала Стороны разработать национальные стратегии, программы и планы, касающиеся биоразнообразия сельского хозяйства, и представила на этот счет соответствующие рекомендации. На четвертом совещании Конференции Сторон в решении IV/6 были изложены дополнительные рекомендации. На состоявшемся в 2000 году в Найроби пятом совещании Конференции Сторон в решении V/5 был проанализирован ход исполнения решений III/11 и IV/6 и расширена программа работы с учетом оценки текущей деятельности и методов (см. документ UNEP/CBD/SBSTTA/5/INF/10).

  2. Утвержденная Конференцией Сторон программа работ включает четыре программных элемента: i) оценки; ii) гибкие методы управления; iii) создание организационно-технической базы; и iv) интеграция. Конференция Сторон также сформулировала Международную инициативу по сохранению и устойчивому использованию опылителей и приняла решение продолжить в рамках программы работы разработку генетических технологий, ограничивающих использование.

  1. В решении V/5 Конференция Сторон поручила Исполнительному секретарю предпринять необходимые шаги для обеспечения выполнения в полном объеме программы работы и до шестого совещания Конференции Сторон подготовить доклад о ходе работы и предложения относительно ее дальнейшего осуществления для рассмотрения Вспомогательным органом по научным, техническим и технологическим консультациям, на основании чего Конференция Сторон может представить дополнительные рекомендации, например, в форме:

  1. графика реализации мероприятий, включая промежуточные этапы;

  2. графика отчетности о ходе работы;

  3. потребностей в ресурсах; и

  4. ответственности партнеров и сотрудников.

  1. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) и другие компетентные организации были приглашены оказать поддержку процессу разработки и реализации программы работы. В частности, ФАО было предложено оказать содействие и обеспечить координацию Международной инициативы по сохранению и устойчивому использованию опылителей, а также подготовить доклад о деятельности, связанной с генетическими технологиями, ограничивающими использование.

  2. Настоящая записка подготовлена Исполнительным секретарем в ответ на упомянутый выше запрос.

  3. Основу настоящего доклада составляют:

  1. Данные вторых национальных докладов. На момент подготовки настоящей записки (22 июля) вторые национальные доклады представили 46 государств.1/ С этими докладами можно ознакомиться на сайте: http://www.biodiv.org/world/reports.asp?lg=0. Поэтому выводы, сделанные на основании анализа такой сравнительно небольшой выборки стран, следует рассматривать как предварительные. К началу седьмого совещания ВОНТТК предполагается получить гораздо большее число докладов, поэтому к этому времени будет подготовлена более полная и подробная сводка данных по национальным докладам в форме информационной записки, которая также будет включать сведения по национальным стратегиям в сфере биоразнообразия и планам действий;

  2. Информация по результатам тематических исследований. В наличии имеется множество результатов тематических исследований. Сравнительно небольшое число из них было представлено непосредственно Сторонами. Большинство поступило через международные организации и программы, а также в форме материалов, направленных на симпозиум «Управление генетическими ресурсами в сельскохозяйственных экосистемах», который будет проводиться в Монреале непосредственно перед седьмым совещанием ВОНТТК при совместной финансовой поддержке Университета ООН, Международного института растительных генетических ресурсов (ИПГРИ) и секретариата. Дополнительную информацию можно найти по адресу: http://www.unu.edu/env/plec/cbd/bio-mtg.html;

  3. Информация международных и других соответствующих организаций, в первую очередь, поступающая от участников совещания контактной группы, организованного совместно с ФАО и проходившего в Риме с 24 по 26 января 2001 года.2/

  1. В разделе II настоящей записки анализируется ход осуществления программы работы по четырем ее элементам. В разделе III рассматриваются успехи в решении многосторонних проблем программы работы и других проблем, связанных с решениями III/11, IV/6 и V/5, а в разделе IV приводятся некоторые выводы. В части IV содержатся проекты предложений по дальнейшей реализации программы работы, подготовленные в соответствии с запросом Конференции Сторон. В дополнении к настоящей записке (см. документ UNEP/CBD/SBSTTA/7/9/Add.1) приведен проект подготовленного ФАО плана действий в рамках Международной инициативы по сохранению и устойчивому использованию опылителей. В информационных записках и на сайте Конвенции (http://www.biodiv.org/themes/agro) представлена дополнительная документация, в том числе более полная информация по результатам тематических исследований и подобных инициатив.
  1. ^ II. Реализация элементов программы работы
A. Общие положения

  1. Основная задача программы работ — способствовать достижению целей Конвенции в сфере биоразнообразия сельского хозяйства, согласующихся с соответствующими решениями Конференции Сторон, в особенности решений II/15, III/11 и IV/6. Такие цели заключаются в следующем:

  1. способствовать получению положительных результатов и смягчению отрицательных последствий воздействия сельскохозяйственных систем и практики на биологическое разнообразие в агроэкосистемах и в зоне их контакта с другими экосистемами;

  2. способствовать сохранению и устойчивому использованию генетических ресурсов, имеющих реальную и потенциальную ценность для продовольствия и сельского хозяйства;

  3. способствовать справедливому и равному распределению выгод, возникающих в результате использования генетических ресурсов.

  1. Согласно полученным к настоящему времени вторым национальным докладам, около 60 процентов стран провели анализ программы работы и определили пути сотрудничества в ходе ее реализации, а в большинстве стран активно ведется тематическое и региональное сотрудничество в рамках данного механизма. Примерно половина стран предоставляет финансовую поддержку, однако очень немногие выделяют значительные дополнительные средства. Примерно две трети Сторон, представляющих развитые страны, предоставляет финансовую поддержку развивающимся странам или странам с переходной экономикой. Тем не менее такая поддержка чаще всего предоставляется в рамках существующих программ сотрудничества и в пределах ограничений на использование дополнительных средств.

  2. ГЭФ утвердил новую программу работы по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, имеющего большое значение для сельского хозяйства (программа работы 13: см. http://www.gefweb.org/Operational_Policies/Operational_Programs/OP_13_English.pdf). В рамках этой программы или других уже существующих программ работы по биологическому разнообразию идет реализация или активная подготовка ряда новых проектов.
b.Оценки

  1. Оперативной целью программного элемента 1 является комплексный анализ состояния и тенденций развития глобального биоразнообразия сельского хозяйства и определяющих их основных факторов (особое внимание при этом уделяется товарам и услугам, обеспечиваемым за счет биоразнообразия сельского хозяйства), а также местных знаний в области его регулирования. Эта деятельность включает:

a) планируемые оценки, например, доклады ФАО о состоянии мировых растительных и животных генетических ресурсов для продовольствия и сельского хозяйства;

b) конкретные оценки дополнительных компонентов биоразнообразия сельского хозяйства, которые выполняют экологические функции (например, опылители, борьба с вредителями и кругооборот питательных веществ);

c) оценку соответствующих знаний, инноваций и принятой практики фермеров, а также коренного и местного населения;

d) оценки взаимосвязи между сельскохозяйственной практикой и биоразнообразием, и

e) методы и способы для перечисленных выше процедур, в том числе индикаторы.

  1. Комиссия ФАО по генетическим ресурсам для продовольствия и сельского хозяйства приняла решение о том, что первый доклад о состоянии мировых генетических ресурсов сельскохозяйственных животных должен быть подготовлен к 2005 году. Второй доклад о состоянии мировых генетических ресурсов растений предложено подготовить к 2007 году.

  2. Предполагается, что оценка состояния и тенденций для мировых опылителей явится частью Международной инициативы по сохранению и устойчивому использованию опылителей (см. раздел III A ниже и документ UNEP/CBD/SBSTTA/7/9/Add.1). Ожидается, что оценки тех компонентов биоразнообразия сельского хозяйства, которые выполняют экологические функции, а также взаимосвязи между сельскохозяйственной практикой и биоразнообразием будут проводиться в рамках Оценки экосистем на пороге тысячелетия. Оценка может включать исследования последствий воздействия сельского хозяйства на биоразнообразие для различных сценариев сельскохозяйственного производства и использования ресурсов. Подготовлена предварительная оценка глобальных экосистем (ПОГЭ) для агроэкосистем (см. http://www.wri.org/wr2000/agroecosystems_page.html).

  3. Оценку соответствующих знаний, инноваций и принятой практики фермеров, а также коренного и местного населения предлагается включить в доклад о состоянии и тенденциях местных и технических знаний, который готовится в рамках программы работы по статье 8 j) и связанных с ней положений. Он будет рассматриваться специальной межсессионной рабочей группой открытого состава по осуществлению статьи 8 j) в ходе ее второго совещания, намеченного на февраль 2002 года.

  4. ОЭСР закончила разработку сельскохозяйственных экологических индикаторов, в том числе индикаторов генетического разнообразия зерновых и крупного рогатого скота, индикаторов для использования пестицидов и питательных веществ, изменений сельскохозяйственного ландшафта и последствий воздействия сельского хозяйства на живую природу и ареалы обитания (см. www.oecd.org/agr/env/indicators.htm). В начале ноября 2001 года планируется провести семинар по разработке индикаторов, связанных с биоразнообразием сельского хозяйства, в том числе разработку индикаторов для биоразнообразия по различным областям сельского хозяйства; результаты этой работы должны быть представлены ВОНТТК в ходе седьмого совещания.

  5. В рамках подготовки второго доклада о состоянии мировых растительных генетических ресурсов ФАО совместно с ИПГРИ планирует дальнейшие мероприятия по разработке индикаторов генетического разнообразия/эрозии и генетической уязвимости зерновых. Кроме того, на основании данных мероприятий и деятельности ОЭСР ФАО также планирует провести в 2002 году технический семинар в целях дальнейшей разработки индикаторов в соответствии с пунктом 1.5 программы работы. Такая деятельность будет координироваться с программой работы над индикаторами в соответствии с решением V/7.

  6. Недавно ФАО завершила исследование глобальных сельскохозяйственных систем (см. http://www.fao.org/ag/magazine/0106sp.htm) и занимается анализом существующих подходов для категоризации производственной среды и сельскохозяйственных систем. В рамках Оценки экосистем на пороге тысячелетия также предусмотрена деятельность по описанию агроэкосистем.
^ c.Гибкие методы управления

  1. Оперативная цель программного элемента 2 — выявлять методы управления, технологии и стратегии, способствующие положительному и смягчающие отрицательное воздействие сельского хозяйства на биоразнообразие, повышающие производительность и способность поддержания источников существования путем повышения уровня знаний, представлений и осведомленности о многочисленных товарах и услугах, обеспечиваемых различными уровнями и функциями биоразнообразия сельского хозяйства. Деятельность включает:

a) тематические исследования;

b) выявление оптимальной практики, технологии и соответствующей стратегии, а также стимулирующих мер, в том числе посредством тематических исследований;

c) развитие методов устойчивого ведения сельского хозяйства, которые опираются на методы управления, технологии и стратегии, которые способствуют получению положительных результатов и смягчают отрицательные последствия воздействия сельского хозяйства на биоразнообразие, особое внимание при этом уделяется нуждам фермеров, коренного населения и местных сообществ.

  1. Согласно полученным вторым национальным докладам примерно две трети стран провели тематические исследования (по опылителям, почвенной биоте и/или комплексному управлению ландшафтами/системами ведения сельского хозяйства), однако лишь немногие из них представили соответствующие результаты в секретариат. Тем не менее значительная часть результатов тематических исследований была представлена международными и неправительственными организациями, а также направлена на симпозиум по управлению разнообразием в сельскохозяйственных экосистемах. Широко использовались общие планы тематических исследований, которые приводились в кратких сводках по таким тематическим исследованиям различных аспектов биоразнообразия сельского хозяйства, которые были подготовлены к пятому совещанию Конференции Сторон (документ UNEP/CBD/COP/5/INF/10).

  2. На своем совещании в январе 2001 года контактная группа проанализировала ход подготовки результатов тематических исследований в соответствии с пунктом 2.1 и рекомендовала при подготовке запросов о проведении дополнительных исследований в первую очередь уделять внимание тем работам, которые затрагивают следующие проблемы:

  1. различные аспекты ландшафтов;

  2. привлечение частного сектора;

  3. функциональное назначение биоразнообразия в агроэкосистемах и интеграция различных аспектов биоразнообразия сельского хозяйства (например, зерновых и связанного с зерновыми разнообразия);

  4. экосистемы, находящиеся в процессе изменения (например, за счет интенсификации); и

  5. восстановление разрушенных экосистем.

  1. Идет подготовка к интеграции результатов исследований по следующим темам и накопленного на их основе опыта по различным аспектам биоразнообразия, которая может позволить подготовить рекомендации по созданию организационно-технической базы и формированию политики в соответствии с пунктом 2.2:

  1. опылители (координируемые в рамках Международной инициативы по сохранению и устойчивому использованию опылителей);

  2. подземное биоразнообразие (координируемое в рамках Программы биологии и плодородия тропических почв и ФАО);

  3. биоразнообразие, связанное с зерновыми, включая вредителей зерновых и их природных врагов (координируемое ИСИПЕ);

  4. регулирование генетического разнообразия зерновых на фермах (координируемое ИПГРИ);

  5. животные генетические ресурсы (координируемые в рамках программы ФАО по животным генетическим ресурсам);

  6. разнообразие сельскохозяйственных ландшафтов (координируемое УООН/ПЛЕК);

  7. взаимосвязь между биоразнообразием сельского хозяйства и дикой природой (координируемая МСОП);

  8. управление биоразнообразием сельского хозяйства в рамках резервов биосферы (координируемое в рамках программы «Человек и биосфера» Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)).

  1. Кроме того, ФАО совместно с другими членами контактной группы ведет подготовку теоретических основ управления сельскохозяйственной экосистемой. В данном документе, помимо прочего, будет рассматриваться: сложность сельскохозяйственных экосистем и взаимозависимость различных аспектов биоразнообразия сельского хозяйства в разных пространственных и временных масштабах, включая аспекты человеческого потребления и проблемы гибких методов управления.

  2. На следующем этапе накопленный опыт будет использоваться для внедрения методов устойчивого ведения сельского хозяйства в соответствии с пунктом 2.3. ВОНТТК может рекомендовать более подробно рассмотреть данный вопрос на следующем совещании.

  3. Другие вопросы, требующие, по мнению контактной группы, дополнительного рассмотрения в будущем, включают:

  1. формирование более широких представлений о функциональном назначении биоразнообразия в агроэкосистемах;

  2. определение вопросов, касающихся биоразнообразия сельского хозяйства, которые могут возникнуть в рамках будущих сценариев, например, в процессе дальнейшей интенсификации, при использовании систем с минимальной обработкой почвы, при распространении зерновых, культивированных на базе ЖИО;

  3. роль систем сертификации (для органического сельского хозяйства, сельского хозяйства на основе рационального использования природных ресурсов и пр.) во внедрении методов устойчивого ведения сельского хозяйства: возможности, ограничения и проблемы;

  4. необходимость понимания терминологии, которая используется в различных случаях различными заинтересованными сторонами, также с целью обеспечения должной корректности; и

  5. подходы к обучению и маркетингу, направленные на сохранение и устойчивое использование биоразнообразия сельского хозяйства.

  1. В то же время, согласно вторым национальным докладам, практически все представившие доклад страны заявляют о развитии таких методов ведения сельского хозяйства, которые не только ведут к росту производительности, но и останавливают разрушение, а также восстанавливают, возобновляют, воссоздают и развивают биологическое разнообразие, а также в некоторой степени преобразуют методы неустойчивого ведения сельского хозяйства в устойчивые.
^ d.Создание организационно-технической базы

  1. Оперативная цель программного элемента 3 состоит в расширении имеющихся у фермеров, коренного населения и местных общин, а также их организаций и других заинтересованных сторон возможностей устойчивого регулирования биоразнообразия сельского хозяйства, с тем чтобы увеличить выгоды, которые они при этом извлекают, а также содействовать повышению осведомленности и принятию ответственных мер. Деятельность предусматривает:

a) развитие партнерских связей и создание местных форумов;

b) расширение возможностей коренного населения и местных общин;

c) предоставление возможности фермерам, коренному населению и местным общинам участвовать в разработке и реализации национальных стратегий, планов и программ в сфере биоразнообразия сельского хозяйства;

d) улучшение политической обстановки;

e) повышение осведомленности организаций-производителей и потребителей с перспективой обеспечения ответственной практики; и

f) содействие развитию сетей фермеров и фермерских организаций.

  1. В своих вторых национальных докладах практически все представившие доклады страны отмечали свою в разной степени активную деятельность, призванную привлечь фермерские общины к развитию, поддержанию и использованию их знаний и практики в сфере сохранения биологического разнообразия.

  2. Значительные успехи достигнуты в развитии комплексных мер борьбы с вредителями (КМБВ) при участии фермерских полевых школ в рамках Глобальной программы КМБВ (осуществляемой при поддержке ФАО, Программы развития ООН, Программы ООН по окружающей среде и Всемирного банка), а также Межгосударственной программы ФАО для КМБВ в общинах. К настоящему времени более миллиона индонезийских фермеров, занятых выращиванием риса, закончили фермерские полевые школы, курс обучения прошли более 400 000 человек во Вьетнаме и более 170 000 на Филиппинах. Действие программы было распространено на ряд других стран Азии, а в настоящее время через Глобальную программу КМБВ и на многие страны Африки и остального мира. Ее также следует распространить и на другие культуры, например, овощи, кукурузу и хлопок.

  3. Практика фермерских полевых школ также используется для распространения комплексных систем питательных веществ для растений и других аспектов управления растительными культурами, которые в состоянии обеспечить устойчивую интенсификацию на основе регулирования биоразнообразия сельского хозяйства. Неправительственные организации использовали подход для развития совместного выращивания риса и разведения рыб с высаживанием растительных культур в запрудах. Другие использовали фермерские полевые школы для совершенствования регулирования и использования генетических ресурсов зерновых за счет сельскохозяйственной селекции нетипичных разновидностей, общей сортовой селекции интродуцированных разновидностей, а также общего улучшения сортов растений за счет отбора из сегрегированных популяций. Поэтому комплексные меры борьбы с вредителями могут рассматриваться как исходный пункт для дальнейшего развития комплексного регулирования растительных культур на основе экологических принципов.

  4. Другие подходы к привлечению фермеров, которые предусматривают охрану и устойчивое использование биоразнообразия сельского хозяйства, включают многочисленные попытки общего улучшения сортов растений. Однако такая деятельность в общем случае не имеет четкой увязки с Конвенцией или ее программой работы по биоразнообразию сельского хозяйства. Несмотря на то что цель программы работы — охватить местными форумами и сетями 1000 общин — уже превышена, существует возможность значительно расширить деятельность в данной сфере, вовлекая, как отмечается в программе работы, «как можно более широкий круг организаций гражданского общества, в том числе и те, которые обычно не имеют отношения к инициативам в области биоразнообразия». С учетом того внимания, которое в решении V/5 уделяется поддержке процессов создания организационно-технической базы и информационного обмена, призванных повысить прибыли фермеров, коренного населения и местных общин, данный программный элемент требует еще более тщательного подхода.
e.Интеграция

  1. Оперативная цель программного элемента 4 — оказывать поддержку разработке национальных планов или стратегий в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия сельского хозяйства и содействовать тому, чтобы они заняли основное место в секторальных и межсекторальных планах и программах и были интегрированы в них. Деятельность охватывает:

a) Организационную структуру и директивные и плановые механизмы и межправительственные процессы;

b) Соответствующие системы информации, раннего оповещения и связи

c) Информированность общественности;

d) Сохранение генетических ресурсов для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства.

  1. В своих вторых национальных докладах большинство стран сообщает о том, что они разработали или разрабатывают национальные стратегии, программы и планы устойчивого использования биологического разнообразия сельского хозяйства, однако только примерно четверть в настоящее время располагает действующими механизмами. Примерно 70 стран завершили подготовку национальных стратегий и планов действий. Большинство стран сообщают о том, что они находятся в процессе определения проблем и приоритетов в области биоразнообразия сельского хозяйства, которые должны быть затронуты на национальном уровне.

  2. В рамках программы поддержки планирования биоразнообразия (ПППБ) подготовлены руководящие принципы надлежащей практики для управления биоразнообразием сельского хозяйства, которые будут представлены участникам седьмого совещания ВОНТТК; доступ к ним также будет обеспечиваться через механизм посредничества (см. www.biodiv.org/themes/agro).

  3. Большинство стран сообщает о принятии мер, направленных на повышение осведомленности общественности о важности устойчивого использования биоразнообразия сельского хозяйства и/или на поддержку устойчивых систем ведения сельского хозяйства. Лишь около 10 процентов стран располагает механизмами мониторинга последствий воздействия проектов сельскохозяйственного развития на биологическое разнообразие, хотя во многих странах в настоящее время ведется разработка методов и индикаторов для этих целей.

  4. Большинство стран (примерно 85 процентов) сообщает о своем участии в реализации Глобального плана действий по сохранению и устойчивому использованию генетических ресурсов растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства. Направленные в ФАО доклады показывают, что такая деятельность осуществляется в основном за счет внутренних ресурсов. Дополнительную информацию о реализации Глобального плана действий можно найти по адресу: http://www.fao.org/ag/cgrfa/PGR.htm.
^ III. РЕШЕНИЕ МНОГОСТОРОННИХ ПРОБЛЕМ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ И ДРУГИХ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С РЕШЕНИЯМИ III/11, IV/16 И V/5
  1. Международная инициатива по сохранению и устойчивому использованию опылителей

  1. В разделе II решения V/5 Конференции Сторон сформулирована Международная инициатива по сохранению и устойчивому использованию опылителей, которая имеет многосторонний характер в рамках программы работы в области биоразнообразия сельского хозяйства. Цель этой инициативы, которая в дальнейшем будет именоваться Международной инициативой по опылителям (МИО), состоит в активизации координированных действий в масштабах всего мира, с тем чтобы:

  1. контролировать сокращение использования опылителей, причины этой тенденции и последствия для процесса опыления;

  2. восполнить недостаток таксономической информации по опылителям;

  3. оценить экономическую ценность опыления и экономические последствия ограничения процессов опыления; и

  4. способствовать сохранению и восстановлению устойчивого использования разнообразия опылителей в сельском хозяйстве и связанных с ним экосистемах.

  1. Конференция Сторон предложила Исполнительному секретарю пригласить Организацию ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства к участию в реализации и координации инициативы в тесном сотрудничестве с другими соответствующими организациями, а также рассмотреть возможность формирования координационного механизма с учетом географического баланса и при участии ведущих организаций, имеющих отношение к данному вопросу,3/ для подготовки плана действий, учитывающего рекомендации декларации семинара в Сан-Паулу о сохранении и устойчивом использовании опылителей, а также материалов, представленных странами и соответствующими организациями. Данный план предполагается представить для анализа во Вспомогательный орган по научным, техническим и технологическим консультациям (ВОНТТК), а также рассмотреть на шестом совещании Конференции Сторон.

  2. В свою очередь, ФАО подготовила проект плана действий (см. документ UNEP/CBD/SBSTTA/7/9/Add.1), который представляет собой многостороннюю инициативу в рамках программы работы в области биоразнообразия сельского хозяйства и использует тот же формат, что и программа работы. Предлагаемые в проекте формы деятельности сгруппированы в соответствии с четырьмя элементами программы работы: оценка, гибкие методы управления, создание организационно-технической базы и интеграция. Данные формы деятельности основаны на предложениях рекомендаций декларации семинара в Сан-Паулу о сохранении и устойчивом использовании опылителей (см. http://www.fao.org/biodiversity/docs/pdf/Pollinators.PDF), а также на технических рекомендациях экспертов из различных географических регионов, с которыми ФАО консультировалась во время технического совещания, проходившего в Риме с 14 по 16 ноября 2000 года.

  3. В своих вторых национальных докладах страны указывали лишь на незначительное продвижение в данном вопросе. Сравнительно небольшое число стран сотрудничает с другими сторонами в области сохранения и устойчивого использования опылителей, и менее 20 процентов стран провело тематические исследования или осуществило пилотные проекты по опылителям.
  1. ^ Продолжение работы над генетическими технологиями, ограничивающими использование

  1. В 1999 году ВОНТТК проанализировал исследования генетических технологий, ограничивающих использование (ГТОИ).4/ В 2000 году в разделе III решения V/5 Конференция Сторон рекомендовала, чтобы в связи с отсутствием на данный момент надежных данных по ГТОИ, без которых невозможно обеспечить надлежащую основу для оценки потенциальных рисков, «продукция, изготовленная с применением таких технологий, не принималась Сторонами для проведения испытаний в реальных условиях, до тех пор пока соответствующие научные данные не позволят обосновать подобные испытания, а также для коммерческого использования, до тех пор не будут проведены открытые для всего общества, адекватные, санкционированные и жестко контролируемые научные оценки, в частности, в отношении экологических и социально-экономических последствий и любого отрицательного воздействия на биологическое разнообразие, безопасности продуктов питания и здоровья человека и не будут подтверждены условия их безопасного и полезного применения».

  2. Конференция Сторон предложила ФАО в тесном сотрудничестве с организациями, входящими в состав группы по охране экосистем, другими соответствующими организациями и исследовательскими учреждениями продолжить изучение потенциальных последствий ГТОИ для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия сельского хозяйства и спектра систем сельскохозяйственного производства в различных странах, а также определить важные политические и социально-экономические вопросы, которые могут быть при этом затронуты; и кроме того, предложила ФАО и ее Комиссии по генетическим ресурсам для продовольствия и сельского хозяйства, а также другим соответствующим организациям на шестом совещании проинформировать Конференцию Сторон о своих инициативах в данной сфере.

  3. ФАО подготовила документ и представила его в созданную при Комиссии Межправительственную техническую рабочую группу по растительным генетическим ресурсам на ее первом заседании в июле 2001 года (см. CGRFA/WG-PGR-1/01/7 по адресу: http://www.fao.org/ag/cgrfa/PGR.htm). В документе рассматриваются различные технические аспекты ГТОИ, потенциальные последствия таких технологий для биоразнообразия сельского хозяйства, аспекты биологической безопасности, воздействие на системы ведения сельского хозяйства (особенно системы семеноводства), а также экономические последствия, и определяются политические проблемы, которые могут привлечь внимание правительств.

  4. В ходе обсуждения доклада члены Межправительственной технической рабочей группы по растительным генетическим ресурсам представили множество подробных замечаний, подчеркивая потенциальные преимущества и недостатки ГТОИ. Обсуждалось изменение генетического материала в процессе селекции и практика экономии семенного фонда, используемая фермерами в традиционных системах севооборота и последствия этого для распространения фермерами усовершенствованных разновидностей. Некоторые члены подчеркивали имеющиеся возможности стимулирования инноваций и роста инвестиций из частного сектора. Ряд членов рабочей группы поддержал последовательный и индивидуальный подход, который согласуется с действующей во многих странах системой регулирования. Потребность в создании организационно-технической базы для обеспечения биологической безопасности на национальном уровне подчеркивалась странами как существенная составляющая такого подхода. Учитывая возможные кумулятивные эффекты и принимая во внимание необходимость использовать предусмотрительный подход, некоторые также предлагали, чтобы такой подход сопровождался более глубокой стратегической оценкой. Ряд членов полагает, что применение ГТОИ безосновательно, тогда как другие представители указывали на те сценарии, когда использование ГТОИ содержит определенные преимущества.

  5. Данный документ будет пересмотрен ФАО с учетом замечаний рабочей группы и будет представлен Комиссии на ее девятом регулярном заседании. Затем в соответствии с поступившим запросом он будет направлен Конференции Сторон.

  6. Некоторые вопросы, касающиеся ГТОИ, включены в стандартный формат вторых национальных докладов. Данные таких докладов указывают, что лишь немногие страны уже осуществили основные программы научной оценки экологических, социальных и экономических последствий ГТОИ. Несмотря на то что от четверти до трети государств уже подготовили некоторые оценки, лишь немногими из них было организовано распространение полученных результатов. Тем не менее большее число стран рассмотрело возможности анализа общих проблем, связанных с ГТОИ или другими генетически измененными организмами, в рамках международного и национального подхода к безопасной и устойчивой работе с зародышевой плазмой. Примерно половина государств, представивших доклады, выявила или анализирует пути и способы оценки возможных последствий ГТОИ для сохранения и устойчивого использования биоразнообразия сельского хозяйства. Двадцать одна из тридцати пяти стран рассмотрела необходимость введения национального регулирования ГТОИ, и большинство их них сделало вывод о том, что такое регулирование действительно необходимо. В двенадцати странах были разработаны регулирующие нормы, и в четырех из них они уже начали применяться. Страны, разработавшие такие нормы, в большинстве своем предоставили соответствующие сведения о них другим Сторонам.

  7. В феврале 2002 года в рамках второго совещания специальной межсессионной рабочая группы открытого состава по осуществлению статьи 8 j) и связанным вопросам планируется провести консультации с представителями фермеров, а также коренного и местного населения по проблемам, связанным с ГТОИ.
  1. ^ Торговля и биоразнообразие сельского хозяйства

  1. В своем решении IV/6 Конференция Сторон обратилась к Исполнительному секретарю с предложением направить запрос о получении статуса наблюдателя в Комитете по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации, с тем чтобы обеспечить представительство Конвенции на совещаниях, программы которых могут повлиять на исполнение решения III/11 и других подобных решений Конференции Сторон. Запрос был направлен, однако до настоящего времени не был удовлетворен. Данные национальных докладов показывают, что три четверти направивших доклады стран поддерживают запрос Исполнительного секретаря о получении статуса наблюдателя в Комитете по сельскому хозяйству ВТО.

  2. Конференция Сторон также предложила Исполнительному секретарю совместно с соответствующими органами, например, Всемирной торговой организацией, представить Конференции доклад о влиянии либерализации торговли на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия сельского хозяйства. Готовится исследование по данной проблеме, о чем Конференция Сторон будет проинформирована на шестом совещании.
  1. ^ Международная инициатива по растительным генетическим ресурсам

  1. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии на своем шестом чрезвычайном заседании, проходившем с 25 по 30 июня 2001 года в Риме, Комиссия по генетическим ресурсам для продовольствия и сельского хозяйства завершила работу по пересмотру Международной инициативы. Подготовленный Комиссией текст инициативы будет направлен генеральным директором на Конференцию ФАО в ноябре 2001 года для окончательной доработки и утверждения.

  2. Согласно подготовленному Комиссией тексту, цель инициативы — добиться сохранения и устойчивого использования растительных генетических ресурсов для продовольствия и сельского хозяйства и справедливого и равного распределения выгод, полученных от их использования, в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии, призванной обеспечить устойчивое ведение сельского хозяйства и безопасность продуктов питания. Цели должны достигаться за счет тесного взаимодействия Международной инициативы с ФАО и Конвенцией о биологическом разнообразии (статья 1). Другие взаимосвязи с Конвенцией обеспечивают сотрудничество между Глобальной информационной системой и механизмом посредничества в рамках Конвенции, а также взаимодействие между Руководящим органом и Конференцией Сторон и учет всех ее соответствующих решений.

  3. Инициатива содержит положения о сохранении (статья 5) и устойчивом использовании (статья 6) растительных генетических ресурсов для продовольствия и сельского хозяйства, о правах фермеров (статья 10), а также о доступе к генетическим ресурсам и совместном использовании выгод (статьи 11–14). Дополнительными элементами являются Глобальный план действий (статья 15), проводимый международными центрами сбор материала для хранения вне мест распространения (статья 16), сети (статья 17) и Глобальная информационная система (статья 18). Инициатива также включает положения о финансовых ресурсах (статья 19) и об организационной структуре (статьи 20–36).

  4. Ядром инициативы является «Многосторонняя система доступа и распределения благ» (МСС), которая создается Договаривающимися Сторонами «для осуществления своих суверенных прав», «с тем чтобы обеспечить доступ к растительным генетическим ресурсам для продовольствия и сельского хозяйства, а также для справедливого и равного использования выгод, возникающих в результате использования данных ресурсов на взаимодополняющей и взаимно усиливающей основе» (статья 11, пункт 2). Общие положения инициативы применяются ко всем растительным генетическим ресурсам для продовольствия и сельского хозяйства, тогда как многосторонняя система используется только для включенных в список растений и только для того генетического материала, который является государственной собственностью (статья 12). Список включает большинство основных продовольственных культур (примерно 35 родов растений) и перечень кормовых культур (32 рода, включающие около 70 видов). Доступ в рамках МСС предоставляется исключительно с целью использования и сохранения материала в процессе исследований, селекции и обучения для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, и на него распространяется действие различных прав собственности и других условий (статья 13, пункт 3). Соответствующие условия доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод должны устанавливаться в рамках стандартных соглашений о передаче материала (статья 13, пункт 4).

  5. Выгоды, проистекающие в результате использования, в том числе и коммерческого, растительных генетических ресурсов для продовольствия и сельского хозяйства в рамках многосторонней системы распределяются справедливо и равноправно на основе следующих механизмов: обмен информацией, доступ к технологии и ее передача, создание организационно-технической базы и использование выгод, полученных в результате коммерциализации (статья 14, пункт 2). В случае коммерциализации продукции, которая относится к растительным генетическим ресурсам для продовольствия и сельского хозяйства и включает материал, полученный через многостороннюю систему, получатель оплачивает справедливую часть выгод, полученных от коммерциализации такой продукции, за исключением любых ситуаций, когда такая продукция без каких-либо ограничений становится доступной другим лицам для дальнейших исследований и селекции. В таком случае получателю, осуществляющему коммерциализацию, рекомендуется произвести подобный платеж. Руководящий орган в соответствии с коммерческой практикой определяет величину, форму и способ платежа (статья 14, пункт 2 d) ii)). Предусматриваются дополнительные добровольные условия использования выгод (статья 14, пункт 6), а также стратегия финансирования реализации инициативы в целом (статья 19).

  6. Продолжается рассмотрение следующих вопросов, которые должны быть разрешены до утверждения окончательного текста:

  1. следует ли распространить ограничения прав интеллектуальной собственности, которые могут быть предъявлены в отношении материала, полученного через многостороннюю систему, на «части и составляющие», а также связанный с этим вопрос определения растительных генетических ресурсов для продовольствия и сельского хозяйства;

  2. список культур растений; и

  3. взаимосвязь инициативы с существующими международными соглашениями (в частности, с соглашениями в рамках ВТО).

  1. Информация из национальных докладов показывает, что примерно треть стран осуществляет координацию своих позиций в рамках Конвенции и обсуждения поправок к Международной инициативе, тогда как еще половина государств предпринимает соответствующие шаги в этом направлении.
^ IV. выводы и предложения по дальнейшему исполнению и отчетности

  1. При анализе достигнутых к настоящему времени результатов реализации четырех элементов программы работы очевидно, что наибольший прогресс связан с программными элементами 1 и 2. Проведены исследования по многим аспектам биоразнообразия сельского хозяйства, ведется разработка индикаторов и руководящих принципов, призванных обеспечить интеграцию деятельности в области биоразнообразия сельского хозяйства. В настоящее время приоритетным должно стать обобщение и анализ тематических исследований, с тем чтобы воспользоваться накопленным опытом для формулирования политики и создания организационно-технической базы. Также существует необходимость в применении такого опыта для развития методов устойчивого ведения сельского хозяйства, которые опираются на практику, технологии и политику, способствующие получению положительных результатов и смягчающие отрицательные последствия воздействия сельского хозяйства на биоразнообразие, уделяя при этом особое внимание потребностям фермеров, коренного населения и местных общин. В частности, особое внимание следует уделять активизации формирования организационно-технической базы на местном уровне, как этого требует программный элемент 3, с привлечением успешных примеров, таких как фермерские полевые школы, используемые в рамках комплексных мер борьбы с вредителями, а также в соответствии с требованиями интеграции деятельности по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия сельского хозяйства в рамках секторальной и межсекторальной политики.

  2. Ниже в таблице 1 на странице 20 приведены меры по дальнейшей реализации программы работы, предложенные Исполнительным секретарем и организациями-партнерами. По каждому из видов деятельности программы работы в данной таблице указана информация об ожидаемых результатах и сроках реализации, исполнителях и партнерах, статусе деятельности и основных этапах. Каждые два года в ВОНТТК будет направляться отчет о ходе реализации перечисленных мероприятий.

  3. Дальнейшая реализация программы работы в значительной мере зависит от достигнутого в разных странах прогресса, особенно в отношении программных элементов 3 и 4 и деятельности в рамках пункта 2.3. Подготовка формата третьих национальных докладов даст возможность собрать существенную информацию по этим вопросам и более конкретно определить мероприятия, которые предстоит осуществить Сторонам. Основу такой деятельности должен составлять опыт, накопленный в ходе подготовки вторых национальных докладов.

  4. Ниже в таблице 2 на странице 22 приводится график представления докладов, необходимых для работы над оценками в контексте программы работы и основанный на существующих планах подготовки национальных докладов (см. также документ UNEP/CBD/MSP/3). ВОНТТК и Конференции Сторон предлагается рассмотреть необходимость представления промежуточного доклада по биоразнообразию сельского хозяйства перед седьмым совещанием Конференции Сторон.

Таблица 1: Меры по дальнейшей реализации программы работ, предложенные Исполнительным секретарем и организациями-партнерами

^ Программный элемент и форма деятельности

Ожидаемые результаты




Исполнители и партнеры

Статус

^ Основные этапы




1

Оценки

 

 

 

 

 

 

1




Комплексная оценка состояния и тенденций биоразнообразия сельского хозяйства

2007

СКБР, ФАО, МСХ

План

Предварительная оценка Проект полной оценки

2003 2005

1.1

Планируемые оценки

Состояние мировых растительных генетических ресурсов II

2007

^ ФАО (СГРФА)

План

Тематич. дополнения Данные по странам

Полн. проект доклада

2003 2004 2006







Состояние мировых животных генетических ресурсов

2005

^ ФАО (СГРФА)

Продолж.

Доклады стран

Доклад о стратегических приоритетах

2003 2003

1.2

Конкретные оценки

Состояние и тенденции разнообразия опылителей

2001




План







1.3

Знания, инновации и опыт фермеров, коренного и местного населения

Состояние традиционных мировых знаний о биоразнообразии

2003

КБР - процесс в рамках статьи 8 j)

План

План доклада

2002

1.4

Взаимосвязь между сельским хозяйством и биоразнообразием

Оценка на пороге тысячелетия

2005




Продолж.

ПАГЕ: Агроэкосистемы

2000

1.5

Методы: индикаторы

Агроэкологические индикаторы

2004

ОЭСР

Продолж.

Первый доклад

Семинар: матрицы ареалов обитания

2001 2001







Генетическое разнообразие/эрозия

2004

ФАО(СГРФА)

План

Предложения по индикаторам Индикаторы, проверенные в реальных условиях

2002 2004







Биоразнообразие сельского хозяйства

2004

ФАО, МСХ

План

Технический семинар

2002




Согласованная терминология и классификация производственных условий

2004

ФАО, МСХ

План

Компиляция существ. данных

Классификация для МСХ

2002 2003

2

Гибкие методы управления

 

 

 

 

 

 

2.1

Тематические исследования

Растительные генетические ресурсы, животные генетические ресурсы, почва, опылители

2001

Различные организации

Продолж.













Прочие аспекты

2002

Различные организации

План







2.2

Анализ

Анализ тематических исследований

2003

СКБР, ФАО

Продолж.













Исследование либерализации торговли

2002

СКБР, ФАО, ВТО

Продолж.













Исследование ГТОИ

2002

ФАО, СКБР

Продолж.







2.3

Развитие

Пилотные проекты для использования накопленного опыта

2004

Различные организации

Предлаг.







3

Создание организационно-технической базы

 

 

 

 

 

 

3.1

Партнерство и форумы

Регистрация успешных результатов

2002

СКБР, ФАО и пр.

План







3.2

Укрепление организационно-технической базы

Пилотные проекты для использования накопленного опыта по программному элементу 2

2005

Различные организации, в том числе Стороны, гражданские общественные организации, финансирующие ведомства

Предлаг.







3.3

Участие фермеров, коренного и местного населения в национальных стратегиях

Семинары с привлечением различных заинтересованных сторон внутри страны

2005

Стороны, СКБР

Предлаг.







3.4

Изменение политики, использование выгод и стимулы

Выявление наколенного опыта по программному элементу 2

2003

Стороны, СКБР

Предлаг.







3.5

Информационная осведомленность среди организаций-производителей и потребителей

Семинары по обмену мнениями с организациями-производителями и потребителями

2005

Стороны, СКБР

Предлаг.







3.6

Сети

Пять региональных семинаров

2003

Стороны, СКБР

Предлаг.







4

Интеграция

 

 

 

 

 

 

4.1

Организационно-правовые механизмы

Руководящие принципы надлежащей практики

2001

ПППБ

Выполн.







4.2

Информационные системы

Разработка механизма посредничества




СКБР, Стороны

Текущ.







4.3

Информационная осведомленность общества

Программа ЮНЕСКО-КБР




ЮНЕСКО-КБР

Текущ.







4.4

Сохранение генетических ресурсов

Глобальный план действий по сохранению и устойчивому использованию растительных генетических ресурсов для продовольствия и сельского хозяйства




ФАО

Текущ.

Доклады для ФАО СГРФА

2002 2004 2006

4.3

Информационная осведомленность общества

Программа ЮНЕСКО-КБР




ЮНЕСКО-КБР

Текущ.



































Таблица 2: График представления докладов




Год

Совещание

Рассмотрение результатов оценки, исследований и рекомендаций

^ Анализ исполнения Сторонами




2002

КС-6

- Исследование либерализации торговли

- Исследование ГТОИ

- Рассматривает вторые национальные доклады




2003

ВОНТТК-8/9

- Анализ опыта тематических исследований

- Предварительная оценка состояния и тенденций биоразнообразия сельского хозяйства







2004

КС-7

- Рекомендации ВОНТТК в отношении формирования организационно-технической базы и политики







2005

ВОНТТК-10/11

- Проект комплексной оценки состояния и тенденций биоразнообразия сельского хозяйства

(срок представления третьих национальных докладов)




2006

КС-8




- Рассматривает третьи национальные доклады



-----

* См. документ UNEP/CBD/SBSTTA/7/1.

1/ Отчеты получены из Аргентины, Армении, Болгарии, Ботсваны, Буркина-Фасо, Бурунди, Гвинеи-Бисау, Дании, Демократической Республики Конго, Ирана, Конго, Мадагаскара, Малави, Мали, Маршалловых Островов, Мексики, Монако, Нигера, Новой Зеландии, Норвегии, Перу, Польши, Республики Кореи, Румынии, Самоа, Санта-Люсии, Сенегала, Словакии, Словении, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соломоновых Островов, Таиланда, Уганды, Уругвая, Фиджи, Финляндии, Франции, Центральноафриканской Республики, Швеции, Шри-Ланки.

2/ Присутствовали представители следующих организаций: САБИ; секретариата ГЭФ, секретариата Конвенции о биологическом разнообразии, Международного института растительных генетических ресурсов (ИПГРИ), а также от имени Консультативной группы по международным сельскохозяйственным исследованиям (КГМСХИ), Международного исследовательского института домашнего скота (ИЛРИ), МСОП, Программы биологии и плодородия тропических почв (ТСБФ); Программы развития ООН/Глобальной программы защиты окружающей среды (ПРООН/ГЭФ), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Программы Университета ООН по населению, землеустройству и изменению окружающей среды (УООН/ПЛЕК); Всемирного банка. Кроме того, присутствовали ответственные за распределение ресурсов Центра применения молекулярной биологии в международном сельском хозяйстве (КАМБИА), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также организаций, взаимодействующих с фермерами, коренным населением и местными общинами.

3/ В решении V/5 перечислены следующие ведущие организации, имеющие отношение к данному вопросу: МСОП, Международная ассоциация по исследованию пчел (ИБРА), Международная комиссия по взаимосвязям растений и пчел, Международный центр физиологии и экологии насекомых (ИСИПЕ) и международные сельскохозяйственные исследовательские центры КГМСХИ.

4/ См. работу Jefferson, R.A., Byth, D., Correa, C., Otero, G., & Qualset, C. Genetic Use Restriction Technologies, Technical Assessment of the Set of New Technologies which Sterilize or Reduce the Agronomic Value of Second Generation Seed, as Exemplified by US Patent No 5,723,765 в документе UNEP/CBD/SBSTTA/4/9/Rev.1.




Из соображений экономии настоящий документ напечатан в ограниченном количестве экземпляров. Просьба к делегатам приносить свои копии документа на заседания и не запрашивать дополнительных копий.




elektivnoe-posobie-dlya-studentov-magistrantov-i-aspirantov-ekonomicheskih-specialnostej-stranica-7.html
elektivt-pnder-katalogi-mamandi-5v070400-esepteu-tehnikasi-zhne-badarlamali-amtamasizdandiru.html
elektoralnoe-povedenie-grazhdan-v-kontekste-modernizacii-sovremennogo-rossijskogo-obshestva-22-00-04-socialnaya-struktura-socialnie-instituti-i-processi.html
elektr-stanciyalari-men-zhellern-tehnikali-pajdalanu-aidalarin-bektu-turali.html
elektricheskaya-emkost-kondensatori-2.html
elektricheskaya-prochnost-statya-osnovnie-ponyatiya-opredeleniya-6.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-srs-tema-psihotropnie-sredstva-stimuliruyushego-tipa-dejstviya-kurs-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/tezisi-po-teme-graficheskij-interfejs-lekciya-na-temu-socialnie-servisi-interneta.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-obshie-trebovaniya-k-kompetentnosti-ispitatelnih-i-kalibrovochnih-laboratorij-stranica-3.html
  • textbook.bystrickaya.ru/katushka-tesli-celi-mirovoj-sistemi-tesla-opredelyaet-takim-obrazom-chto-stanovitsya-yasno-ustanovlenie-gustoj.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-z-odomashnem-sude-mezhdu-gosudarstvennimi-krestyanami-zhmgi-1846-ch-18-13-stranica-11.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-6-rastvorenie-rastvori-svojstva-rastvorov-elektrolitov-19-chasov-1-chas.html
  • grade.bystrickaya.ru/normirovanie-materialov-smetnoe-planirovanie-byudzhetirovanie-i-analiz-ispolneniya-smet-67-mesto-buhgalterskogo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchashihsya-9-a-klassa-mkou-sosh-6-dlya-sdachi-obyazatelnih-ekzamenov-i-ekzamenov-po-viboru.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-uchebno-tematicheskij-plan-ochnoe-i-zaochnoe-otdelenie-stranica-8.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-praktikticheskie-seminarskie-zanyatiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ugolovnoe-pravo-osobennaya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/regionalnaya-celevaya-programma-stimulirovaniya-razvitiya-zhilishnogo-stroitelstva-v-respublike-kareliya-na-2011-2015-godi-stranica-6.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-proekta-str-osnovnaya-chast-chto-ili-kto-yavlyaetsya-istochnikom-zagryazneniya-str-1.html
  • studies.bystrickaya.ru/computers.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-nastoyashee-uchebnoe-posobie-koncentriruet-vnimanie-na-odnom-iz-vazhnejshih-aspektov-missii-biologii-v-sovremennom.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vospitanie-poznavatelnih-interesov-realizuetsya-v-ramkah-razrabotannogo-napravleniya-znaniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/manipulyacii-soznaniem-v-slozhnoj-dinamicheskoj-sisteme-obshestvennih-otnoshenij.html
  • crib.bystrickaya.ru/kino-teatr-bessoznatelnoe-stranica-17.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-po-razdelam-tehnologicheskoj-podgotovki-primernie-programminachalnogo-obshego-obrazovaniya-tehnologiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-realizaciya-principov-ustojchivogo-razvitiya-na-mestnom-urovne-tip-zanyatiya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-2-konstitucionnie-osnovi-sudebnoj-organizacii-baglaj-konstitucionnoe-pravo-zarubezhnih-stran.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-programma-po-literature-dlya-5-klassa-uchitel-minutina-yu-l.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chuvashskoj-respubliki-o-gode-duhovnogo-prosvesheniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lyubiteli-sigaret-yazik-telodvizhenij-allan-piz.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zvezdi-sprashivayut-vam-malchika-ili-devochku.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obraz-razvedchika-v-sovremennoj-otechestvennoj-literature-stranica-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-babi-yagi-skazku-spasali.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvodnaya-lekciya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-o-socialnoj-zashite-invalidov-v-rossijskoj-federacii-stranica-7.html
  • writing.bystrickaya.ru/2-skripka-avgustinov-yu-uchites-igrat-na-royale-samouchitel-dlya-vzroslih-chast2.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-vernadskij-o-nauchnom-mirovozzrenii-stranica-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/depressivnoe-sobstvennoe-ya-nensi-mak-vilyams.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stacionarnaya-ekspoziciya-programma-meropriyatij-prazdnovaniya-dnej-istoricheskogo-i-kulturnogo-naslediya-moskvi-18.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhpredmetnie-svyazi-programa-dlya-zagalnoosvtnh-navchalnih-zakladv-z-rosjskoyu-movoyu-navchannya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-11-issledovaniya-na-voennosluzhashih-rekomendacii-prednaznacheni-dlya-chlenov-komitetov-po-etike-klinicheskih-issledovatelej.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sibirskij-nauchno-issledovatelskij-konstruktorskij-i-proektnij-institut-alyuminievoj-i-elektrodnoj-promishlennosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.