.RU

Доклад о положении дел с коррупцией в мире за



Краткий обзор

Трансперенси Интернешнл



Коррупция в секторе водного хозяйства ставит под угрозу жизни и источники существования миллиардов людей. Как показывает Доклад о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г., наступающие климатические изменения и растущая нагрузка на источники водоснабжения по всему миру делают как никогда актуальной борьбу против коррупции в водном хозяйстве. Если общество не приложит больших усилий, направленных на то, чтобы положить конец коррупции в водохозяйственном секторе, это неизбежно повлечет за собой возникновение высоких издержек в области экономического и гуманитарного развития, развал жизненно важных экологических систем, рост социальной напряженности, а, возможно, и развитие конфликтов из-за насущных ресурсов. Настоящий доклад ясно демонстрирует, что вызов, брошенный коррупцией, должен найти отражение в ряде глобальных политических инициатив, направленных на обеспечение устойчивости, развития и безопасности во всех областях, связанных с водными ресурсами.


Как видно из ^ Доклада о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г., в мире уже было принято несколько обнадеживающих инициатив, демонстрирующих успехи по противостоянию коррупции в секторе водного хозяйства. Это является тем основным выводом, который подчеркивают в докладе более чем двадцать экспертов и специалистов-практиков. Кроме того, Доклад о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г., являющийся первым исследованием, дающим оценку того, какое именно влияние оказывает коррупция на все аспекты водного хозяйства, содержит анализ возможных дальнейших действий, направленных на обеспечение того, чтобы коррупция перестала уничтожать этот жизненно важный ресурс, от которого зависят жизни людей по всей планете.


^ Вода и коррупция: угроза жизни, источникам существования и устойчивому развитию


Вода необходима для поддержания жизни, и в этом качестве ее нечем заменить. Тем не менее, водные кризисы, связанные с коррупцией, охватывают многие регионы мира. Почти 1,2 миллиарда человек лишены гарантированного доступа к воде, а более 2,6 миллиардов вынуждены существовать при отсутствии нормальных санитарных условий, что препятствует устойчивому развитию и усилиям по снижению уровня бедности. Ожидается, что в ближайшие десятилетия конкуренция за водные ресурсы будет нарастать. Из-за их чрезмерного использования и загрязнения экологические системы, основанные на воде, считаются наиболее деградировавшим природным ресурсом на Земле. Нехватка воды уже ощущается в отдельных регионах на каждом континенте, а к 2025 г. более 3 миллиардов людей, возможно, будут жить в странах, испытывающих дефицит водных ресурсов.


Гуманитарные последствия кризиса в области водного хозяйства, усугубляемого коррупцией, разрушительны и в наибольшей степени затрагивают беднейшие слои населения и женщин. Около 80% проблем, связанных со здоровьем, могут быть отнесены к низкому качеству воды и отсутствию нормальных санитарных условий, что каждый год уносит жизни почти 1,8 миллиона детей и ведет к пропуску детьми, страдающими от болезней, связанных с водой, около 443 миллионов школьных дней. В сухие сезоны в Африке женщинам и девочкам зачастую приходится проходить более 10 километров для того, чтобы принести воду своим семьям, и, по расчетам, на этом континенте болезни и смертность, вызванные грязной водой и плохими санитарными условиями, приводят к потерям, составляющим около 5% валового внутреннего продукта (ВВП). Если чистая вода недоступна, на кон ставится жизнь людей.


В ^ Докладе о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г. утверждается, что водный кризис – это кризис управления водными ресурсами, одним из корней которого является коррупция. Коррупция в секторе водного хозяйства широко распространена, что приводит к снижению качества воды, ее доступности, и невозможности получить ее за разумную цену. Эти выводы очевидны при рассмотрении опыта бурения колодцев в странах Африки, расположенных южнее Сахары, строительства водоочистных сооружений в городах Азии, создания плотин ГЭС в Латинской Америке и на примере ежедневных злоупотреблений и ненадлежащего использования водных ресурсов по всему миру.


^ Масштабы и размах проблемы водных ресурсов и коррупции


В Докладе о положении с коррупцией в мире за 2008 г. коррупция анализируется по четырем ключевым подсекторам водного хозяйства.


В докладе отмечается, что управление водными ресурсами (УВР) – ресурсами, не имеющими заменителей – включающее их гарантированное, устойчивое и равноправное использование, зачастую попадает в руки властных элит. Во многих случаях из-за взяток оставалось безнаказанным загрязнение источников воды, а фонды, выделяемые на УВР, оказывались в карманах коррумпированных чиновников. Так, например, сообщается, что в Китае коррупция привела к срыву планов по введению в действие экологических норм, а также внесла свой вклад в то, что в более чем в 90% китайских городов загрязнены водоносные пласты, а вода более 75% рек, протекающих через городские территории, считается непригодной для питья или ловли рыбы.


Необходимость адаптации к изменениям климата делает еще более насущной задачу избавления от коррупции в сфере водных ресурсов. Изменения водных потоков и растущий размах наводнений может потребовать новых огромных капиталовложений в инфраструктуру водного хозяйства, переселения более чем 200 миллионов людей по всему миру, а также более оперативной организации операций по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях. Как показывает Доклад о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г., все действия, перечисленные выше, могут являться плодородной почвой для коррупции.


В случаях, когда коррупция приводит к нарушениям в равноправном распределении воды между странами или какими-либо группами населения, она также ставит под угрозу политическую стабильность и региональную безопасность. Сейчас в мире два человека из пяти проживают в международных водных бассейнах, а более пятидесяти стран на пяти континентах рассматриваются как возможные очаги будущих конфликтов из-за воды. «Захваты» водных ресурсов, т.е. безответственное присвоение или отвод воды без учета интересов других ее потребителей, поощряемые коррупцией, могут приводить к тому, что напряженность перерастет в открытый конфликт.


В том, что касается питьевой воды и санитарно-гигиенических услуг, второго подсектора водного хозяйства, рассматриваемого в ^ Докладе о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г., факты коррупции обнаруживаются по всей цепочке доставки воды: от этапа разработки соответствующей политики и распределения бюджетных средств до эксплуатационной деятельности и систем выставления счетов. Коррупция затрагивает как частные, так и государственные услуги в сфере водного хозяйства, а также все страны, и богатые, и бедные. В более зажиточных государствах коррупционные риски концентрируются в области заключения контрактов на строительство и эксплуатацию сооружений муниципальной инфраструктуры водного хозяйства. Ставки здесь высоки: это рынок, который только в Западной Европе, Северной Америке и Японии оценивается в 210 млрд. долл. США в год.


В развивающихся странах коррупция, по оценкам, ведет к повышению стоимости подключения домов к системам водоснабжения, достигающему 30 процентов. Такая ситуация приводит к повышению общих издержек по достижению Целей в области развития Декларации тысячелетия (ЦРДТ) в сфере водоснабжения и санитарии, заложивших краеугольный камень в отношении борьбы с глобальным кризисом водного хозяйства, более чем на 48 млрд. долл. США.


Использование воды в целях ирригации в сельском хозяйстве, третьем подсекторе, рассматриваемом в настоящем докладе, составляет 70% общего потребления водных ресурсов. В свою очередь, орошаемые земли обеспечивают 40% общемирового производства продуктов питания. Тем не менее, ирригационные системы могут попадать в руки крупных пользователей. Так, например, в Мексике наиболее крупные фермерские хозяйства, составляющие 20% от их общего количества, получают 70% субсидий на орошение земель. Более того, коррупция в сфере ирригации ведет к обострению ситуации со снабжением продовольствием и росту бедности.


Ирригационные системы, которые трудно контролировать и эксплуатация которых требует участия специалистов, имеют множество уязвимых для коррупции элементов, что приводит к растрате средств, выделяемых на их финансирование, и снижению стабильности орошения для мелких фермерских хозяйств. Особой проблемой здесь является регулирование орошения земель из подземных водных источников. Из-за слабой нормативной базы крупные пользователи в таких странах как Индия или Мексика имеют возможность бесконтрольного расходования подземных вод, лишая тем самым мелких фермеров ресурсов, являющихся жизненно важным источником их существования. Так, в Индии общая коррупционная нагрузка в области подрядов на орошение земли превышает, по оценкам, 25% общей суммы всех заключенных контрактов, и, по-видимому, попадает в руки чиновников, а затем распределяется все выше по уровням политической системы, что делает особо трудной задачей разрыв этого коррупционного цикла.


Четвертым подсектором водного хозяйства, рассматриваемым в ^ Докладе о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г., является гидроэнергетика, включающая строительство плотин. Лишь немногие другие инфраструктурные проекты имеют сравнимое влияние на окружающую среду и жизнь людей. Благодаря огромным объемам инвестиций в сектор гидроэнергетики (в ближайшие несколько десятилетий, по оценкам, такие капиталовложения будут составлять от 50 до 60 млрд. долл. США в год), а также комплексному характеру таких проектов и тому обстоятельству, что проектирование объектов гидроэнергетики ведется в соответствии с техническими требованиями заказчиков, этот сектор может представлять собой питательную среду для коррупции на стадиях проектирования, заключения подрядов и исполнения крупномасштабных проектов по строительству плотин по всему миру. Следует отметить, что влияние коррупции не ограничивается лишь ростом издержек по таким проектам. Как было выявлено, финансирование проектов по переселению и программ компенсаций, осуществляемых параллельно строительству плотин, также в весьма значительной степени подвержены коррупции, что повышает коррупционные риски в данном секторе.


^ Коррупция в сфере водных ресурсов: проблема, выходящая за пределы сектора водного хозяйства


Важность воды для гуманитарного развития и экологической устойчивости является доказанным фактом, а кризис в сфере водного хозяйства стал центральным пунктом дискуссии по вопросам развития и охраны окружающей среды. Доклад о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г. подчеркивает то обстоятельство, что коррупция в водохозяйственном секторе также является значительным фактором в развитии этого кризиса, и, соответственно, одним из важнейших вопросов глобальной публичной политики. Влияние коррупции в секторе водного хозяйства на жизни и источники существования людей, продовольственную безопасность и международное сотрудничество также подчеркивает ее связь с множеством задач, стоящих в области мировой политики.


Коррупция в водном хозяйстве является предметом озабоченности, выходящим за рамки этого сектора. Она осложняет проблему борьбы с изменениями климата и должна стать предметом внимания при работе по созданию системы управления, направленной на модернизацию и расширение Киотского протокола. Кроме того, коррупция в водохозяйственном секторе должна занять более важное место в рамках любых дискуссий по проблемам экологической устойчивости. Это явление также имеет значение при составлении повестки дня по вопросам глобальной безопасности, затрагивающим выявление корней конфликтов, экстремизма и недееспособности государств. Наконец, коррупция должна быть признана в качестве препятствия на пути усилий мирового сообщества по обеспечению устойчивого развития для всех, решимость предпринять которые чётко зафиксирована в рамках Целей в области развития Декларации тысячелетия и сопутствующих политических инициатив.


^ Водное хозяйство: сектор с высокими коррупционными рисками


В Докладе о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г. приводятся некоторые предварительные выводы о причинах особой уязвимости водного хозяйства для коррупции.


^ От диагностики к действию: уроки в области борьбы с коррупцией в секторе водного хозяйства


Предметные исследования и изучение существующего опыта, представленные в ^ Докладе о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г., позволяют составить набор из четырех ключевых уроков в области противостояния коррупции в секторе водного хозяйства.


* Первый урок: как предотвращение коррупции в водохозяйственном секторе, так и ликвидация ее последствий является трудной и затратной задачей

В случае если коррупция приводит к загрязнению питьевой воды и разрушению экологических систем, ее пагубные последствия зачастую необратимы. Субсидирование водохозяйственного сектора, приводящее к возникновению мощных отраслей сельского хозяйства и лоббистских групп, намного осложняет задачу переориентации субсидий на беднейшие слои населения.


* Второй урок: необходимо учитывать специфику местных реалий в области использования водных ресурсов, в противном случае это приведет к провалу реформ

Замечание о том, что в деле противостояния коррупции одни и те же инструменты не подходят всем странам и регионам, в особенной степени справедливо в отношении сектора водного хозяйства, где условия спроса и предложения, существующие системы инфраструктуры и управления отличаются значительным разнообразием. Понимание местных условий и специфики систем местного регулирования, порождающих коррупцию, является необходимой предпосылкой для разработки эффективных реформ.

* Третий урок: ликвидация коррупции в секторе водного хозяйства не должна противоречить интересам беднейших слоев населения

Коррупционные издержки в водохозяйственном секторе в непропорционально большой степени ложатся на плечи беднейших слоёв населения. Антикоррупционные усилия, осуществляемые в их интересах, должны сосредотачиваться на обеспечении предоставления наиболее значимых для этих групп типов услуг, например, строительстве общественных водоразборных колонок или бурении колодцев в сельских районах. Эти усилия должны быть организованы таким образом, чтобы они не подрывали основные источники существования людей: так, например, принятие строгих мер в отношении поставщиков неформальных услуг может уничтожить одну из важнейших возможностей обеспечения надежного доступа к водным ресурсам для бедных слоев населения.

* Четвертый урок: инициативы по антикоррупционному реформированию водного хозяйства должны исходить как сверху, так и снизу

Для того чтобы положить конец коррупции в секторе водного хозяйства требуется разорвать взаимосвязанные интересы и отношения, которые поддерживают постоянное существование этой проблемы. Это – исключительно серьезный вызов. Для того чтобы адекватно ответить на него, необходима активная позиция высшего руководства, направленная на обеспечение соответствующей политической воли и поддержки институциональных реформ. Давление «снизу» не менее важно для обуздания коррупции путем создания системы сдержек и противовесов в отношении властных структур, включая мониторинг потоков денежных средств и установление контрольных показателей эффективности оказания коммунальных услуг.


^ Остановить волну коррупции: рекомендации по реформам


Доклад о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г. представляет ряд многообещающих стратегий и инструментов по противостоянию коррупции в секторе управления водными ресурсами, распределения питьевой воды и обеспечения санитарных условий, а также сфере ирригации и гидроэнергетики. Развитие ситуации в каждой конкретной стране определяет верную последовательность и набор необходимых антикоррупционных реформ; тем не менее, ниже приводится краткий обзор наиболее перспективных рекомендаций в этой области.


* Первая рекомендация: повысить охват и точность диагностики коррупции в водном хозяйстве – от этого зависит темп и эффективность реформ в этом секторе

Значительный объем работы все еще предстоит проделать в отношении изучения масштаба и характера коррупции в водном хозяйстве. Такие инструменты, как оценка влияния коррупции на различные отрасли водного хозяйства, отслеживание государственных расходов в этой сфере и анализ проблемы бедности, а также создание карты коррупционных рисков способствуют пролитию света на различные аспекты этой области исследования. Эти инструменты должны быть усовершенствованы и адаптированы к специфике местных условий, а так же получить широкое применение в секторе водного хозяйства для того, чтобы заложить основы соответствующих целевых реформ.


* Вторая рекомендация: усиление нормативного регулирования в сфере управления и использования водных ресурсов

Правительства и государственный сектор продолжают играть наиболее важную роль в управлении водными ресурсами, поэтому они должны усилить нормативное регулирование во всех соответствующих сферах – охраны окружающей среды, использования водных ресурсов, санитарии, сельского хозяйства и энергетики. Ряд институциональных реформ, направленных на снижение возможностей по захвату функций регулирования, который должен быть проведен в первую очередь, включает: наращивание потенциала и проведение подготовки персонала регулирующих органов, выделение таким организациям необходимых ресурсов (кадровых, финансовых, технических и административных), введение четких институциональных мандатов, внедрение прозрачных принципов деятельности, а также механизмов консультаций с общественностью и апелляционного процесса.


* Третья рекомендация: обеспечить добросовестную конкуренцию и подотчетность в отношении заключения и исполнения контрактов, связанных с использованием водных ресурсов

Во многих странах частный сектор уже принял базовые антикоррупционные меры в качестве одной из стандартных процедур, определяющей их хозяйственную деятельность. Однако, для получения эффекта в водном хозяйстве сделать в этой области предстоит еще немало. Правительства и подрядчики могут заключить пакты о добропорядочности (ПД) в области государственных закупок. Значительный спрос на инвестиции в секторе водного хозяйства означает, что экспортные кредитные агентства, коммерческие банки и кредитные подразделения международных финансовых институтов смогут сыграть важную роль в противостоянии коррупции и должны расширить свои требования по предварительному обследованию путем включения в их состав антикоррупционных положений.


* Четвертая рекомендация: принятие и реализация таких руководящих принципов как прозрачность и участие заинтересованных сторон во всех сферах управления водными ресурсами

Прозрачность закладывает основы общественного контроля и подотчетности, и поэтому она должна стать показателем, на основе которого как государственные, так и частные заинтересованные стороны смогут оценивать положение дел в сфере водного хозяйства. Слишком часто, однако, обязательства придерживаться этого принципа всё ещё остаются лишь словами. Тем не менее, в Докладе о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г. приводятся примеры практического применения принципов прозрачности в управлении водными ресурсами – от публикации данных по бюджетам проектов до раскрытия показателей хозяйственной деятельности. Такие примеры должны стать образцом для подражания, предметом изучения и основой для совершенствования деятельности, осуществляющейся в этой сфере.


Все материалы ^ Доклада о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г. документально подтверждают тот факт, что повышение степени участия заинтересованных сторон является одним из механизмов снижения возможностей для злоупотребления влиянием и захвата этого сектора. Участие самых разных, в том числе наименее влиятельных групп населения в бюджетном процессе и разработке политики в сфере водного хозяйства поможет создать условия для того, чтобы бюджетные расходы осуществлялись в первую очередь в интересах беднейших слоев. Вовлечение местных сообществ в подбор мест для бурения сельских колодцев и эксплуатацию ирригационных систем способствует созданию гарантий, что местные землевладельцы не окажутся в самом конце очереди за водой. Участие гражданского общества в аудите, создании карт загрязнения водных ресурсов и мониторинге эффективности водохозяйственных сооружений создает важные дополнительные сдержки и противовесы в этом секторе. Прозрачность и общественное участие закладывают основы того доверия и надежности, которого требует ответственное управление водными ресурсами, и гражданское общество играет ключевую роль в том, чтобы информация и возможности такого участия стали эффективным средством общественного надзора.


^ Задать темп перемен: всемирная коалиция против коррупции в секторе водного хозяйства


Для претворения этих рекомендаций в жизнь необходимо стратегическое видение проблемы. На глобальный вызов, брошенный коррупцией в секторе водного хозяйства, должен быть дан глобальный ответ, предусматривающий учет и адаптацию местного опыта, а также участие широкого круга заинтересованных сторон. Трансперенси Интернешнл, располагающая широкой сетью активистов и специалистов в области противодействия коррупции в более чем девяноста странах, обладает возможностью внести значительный вклад в этой сфере. Так, например, усилия по обеспечению большей прозрачности в секторе водного хозяйства могут выиграть за счет многолетнего опыта ТИ по проведению исследований и борьбе за повышение стандартов доступа к информации, а также прозрачности систем управления по всему миру. Общественные движения, ставящие своей целью достижение того, чтобы корпорации проявляли большую ответственность при ведении деятельности в сфере водного хозяйства, могут использовать в своей деятельности антикоррупционный инструментарий, разработанный ТИ для применения в частном бизнесе и подключиться к той обширной работе, которую ТИ ведет для обеспечения подотчетности в сфере государственных закупок. Сеть по обеспечению добропорядочности в водном хозяйстве – быстро растущая международная коалиция, объединяющая специалистов в области водного хозяйства, участников групп полевых исследований, ученых и общественных активистов, сотрудничавших с ТИ в рамках составления настоящего доклада – возглавляет борьбу с коррупцией в секторе водного хозяйства. Доклад о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г. представляет убедительные причины необходимости присоединения к этой борьбе новых заинтересованных сторон с тем, чтобы способствовать обеспечению устойчивого темпа проведения реформ в этой сфере.


Наступающие климатические изменения и растущая нагрузка на источники водоснабжения означают, что критический рубеж уже достигнут. Как показывает Доклад о положении дел с коррупцией в мире за 2008 г., противостояние коррупции в водохозяйственном секторе отныне является не только моральным требованием, отвечающим интересам множества людей, особенно беднейших слоев населения, но и реалистичной целью. Пришло время действовать.




elektronnie-platezhnie-sistemi-rossii.html
elektronnie-prezentacii-kak-sposob-povisheniya-effektivnosti-organizacii-lekcij-v-vuzah.html
elektronnie-resursi-dlya-prepodavatelej.html
elektronnie-resursi-novij-vid-informacionnoj-produkcii-na-netradicionnih-fizicheskih-nositelyah-po-rezhimu-dostupa-ih-delyat-na-resursi-lokalnogo-dostupa-naprimer-cd-rom-i-resursi-udalennogo-dostupa-naprimer-internet.html
elektronnie-resursi.html
elektronnie-sistemi-adaptivnogo-kompyuternogo-obucheniya-na-osnove-standartov-obrazovatelnih-sred-aicc.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-kazahstan-ot-23-dekabrya-1995-goda-n-2721.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-kak-podelit-vlast-i-polnomochiya-bez-usherba-dlya-biznesa-etim-nado-vospolzovatsya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2kvalifikaciya-i-podgotovka-personala-tehnicheskij-reglament-ekspluatacii-atomnih-stancij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-8-normativnie-postanovleniya-po-grazhdanskomu-processualnomu-zakonodatelstvu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-stran-dalnego-zarubezhya-rinok-myasa-rf-poluchatel.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-bezopasnosti-na-predpriyatiyah-torfyanoj-promishlennosti-razdel-obshie-polozheniya-stranica-9.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-po-resheniyu-investirovaniya-zhilishnogo-fonda-strani-31-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris-1-krivaya-ohlazhdeniya-splava-s-214-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-materialovedenie-specialnost.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-anglijskogo-dekadansa-istoki-stanovlenie-samorefleksiya.html
  • school.bystrickaya.ru/finansovie-osnovi-mestnogo-samoupravleniya-po-zakonoproektu-komissii-kozaka-chast-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/disciplina-gse01-inostrannij-yazik-programma-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-uroka-glasnie-v-korne-s-cheredovaniem-triedinaya-cel-uroka-modulnoe-obuchenie-bloki-celej-razvitiya-vospitaniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/themensubthemen-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini-inostrannij-yazik-v-sfere-professionalnoj-kommunikacii-utverzhdayu.html
  • books.bystrickaya.ru/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-kak-odno-iz-prioritetnih-napravlenij-v-rabote-pedagogicheskoj-akademii-poslediplomnogo-obrazovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-5-nacionalnoe-bogatstvo-komi-filial-gou-vpo-kirovskaya-gosudarstvennaya-medicinskaya-akademiya-federalnogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-predrassudki-nepriyazn-k-drugim-465-socialnaya-psihologiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stavropolskogo-kraya-postanovlenie-stranica-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/differencialno-diagnosticheskij-oprosnik-igra-prover-svoi-znaniya-professij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-organizacii-obedinennih-nacij-po-naselennim-punktam-distr-general.html
  • bukva.bystrickaya.ru/problema-ansamblya-v-arhitekture-xvii-veka-barokko.html
  • essay.bystrickaya.ru/dominiruyushie-paradigmi-transcendentalizma-v-zapadnoevropejskoj-filosofii-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izdanie-osushestvleno-v-ramkah-programmi-pushkin-pri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del-francii-i-posolstva-francii-v-rossii-ouvrage-rjalisj-dans-le-cadre-du.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-na-fizik-purpurna-esen-i-chast.html
  • bystrickaya.ru/yagudaev-yu-v-kakie-budut-voprosi-po-povestke-dnya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoreticheskie-napravleniya-psihologicheskom-konsultirovanii-programma-perepodgotovki-po-specialnosti-pedagog-psiholog.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-informaciya-dlya-vseh-rossijskij-komitet.html
  • university.bystrickaya.ru/geroj-teruelya-lukashenko-a-i-dorogami-vozdushnogo-desanta-izd-2-e-dopolnennoe-i-pererabotannoe-m-moskovskij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-state-raskrivayutsya-voprosi-svyazannie-s-konfliktom-interesov-s-uchastiem-voennosluzhashih-sushnost-soderzhanie-vidi-pravovie-osnovi-razresheniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/analz-tehnolog-vigotovlennya-varenih-kovbasnih-virobv-proekt-myasopererobnogo-pdprimstva-potuzhnstyu-3-t-virobv-za-zmnu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostav-rabot-proekta-model-processov-msf-biznes-informatika.html
  • turn.bystrickaya.ru/perevod-g-v-barishnikovoj-stranica-45.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/ajman-sholpan-zhiri-le-lshemne-keler-bolsa-ozi-krpesh-bayan-slu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-moe-otechestvo-po-razvitiyu-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detej-i-molodezhi-na-2011-2012-gg-proektnaya-liniya-.html
  • shkola.bystrickaya.ru/normativnie-akti-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-31-732-22-avgusta-2011-g.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pervaya-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.