.RU

Доклад первого проректора по учебной работе Торобекова Б. Т


Об итогах зимней экзаменационной сессии и задачах коллектива

КГТУ им. И.Раззакова по улучшению

качества образовательного процесса


Доклад первого проректора по учебной работе Торобекова Б.Т.

на заседании Ученого совета

от 28 марта 2007 г.

Уважаемые председатель и члены Ученого совета!

Итоги экзаменационных сессий, согласно сложившейся практике управления вузом, являются одним из важных индикаторов оценки качества обучения студентов. При этом достигнутые показатели характеризуются уровнем усвоения учебного материала, полученных знаний и навыков преподавательской деятельности, а также состоянием, постановкой и управлением учебно-воспитательного процесса соответствующими службами. В реализации профессиональных образовательных программ в университете необходимым условием организации учебного процесса является соблюдение требований законодательства высшего образования и широкое внедрение инновационных технологий обучения и эффективных методов управления деятельности вуза.

На начало 2006-07 учебного года в головном университете на все специальности имеются лицензии, соблюдены их критерии и требования, а также сертификаты о государственной аттестации. Имеются рабочие учебные планы специальностей, соответствующие государственным образовательным стандартам.

Учебный процесс осуществляется согласно графику учебного процесса 2006-07 г., утвержденного ректором университета 29 августа 2006 года.

Согласно плана работы было проведено уточнение состава групп к новому уч. году. По итогам данной работы учебным Управлением подготовлена корректировка приказа по КГТУ №66 от 4 июля 2006 г. «О подготовке к 2006-07 уч.году», во исполнение которого кафедрами произведен расчет и распределение учебной нагрузки в соответствии с рекомендациями, указанными в приказе.

С учетом выполненного расчета учебной нагрузки, утвержден штат ППС КГТУ им.И.Раззакова на 2006-07 уч.год., который составил:

по КГТУ 377 ед.

по ИУиБ 87,75 ед.

по ЦДО 67 ед.

по ОТКМ 33,75 ед.

Учебным Управлением проводится целенаправленная работа по определению оптимального количественного состава ППС. Были изучены и проанализированы решения аналогичных вопросов в других вузах, проведен анализ материалов различных международных конференций и семинаров.

Выполненная работа по указанному вопросу позволила реализовать ряд мероприятий в образовательном процессе КГТУ:

Реализация указанных мероприятий, совместно с плановым отделом, позволила в структурных подразделениях значительно сократить штат ППС, соответственно расходы на заработную плату и создать экономию денежных средств, которая впоследствии направляется на стимулирование труда преподавателей и сотрудников.

Оптимизация штатного расписания ППС обеспечила уменьшение расчетного числа ППС на 46 ед.

Активизирована работа учебно-методического совета университета и учебно-методических комиссий факультетов со структурными подразделениями университета по созданию учебно-методических материалов в электронной версии, в частности создана база данных электронных учебников и пособий (прил. 1). На сегодняшний день отсутствуют единые требования к разработке электронных учебников и не предусмотрена в нормах времени нагрузка преподавателя на их разработку.

Усилен контроль за соблюдением учебной и трудовой дисциплин, расписанием занятий, графиком учебного процесса и проведением дополнительных занятий со студентами. В начале учебного года издано распоряжение за №93 от 13.10.06 г. «Об усилении контроля проведения учебных занятий» с конкретными предложениями по улучшению качества обучения, на основании которого ректоратом и учебным Управлением проведена большая работа по проверке посещаемости студентами учебных занятий и контролю проведения занятий со стороны преподавателей.

На начало учебного года из-за несвоевременной неукомплектованности штата зав. кафедрами «ЭБ», «ПОКС» были зафиксированы срывы учебных занятий по дисциплинам «Физиология человека», «Экология», «Информатика».

За I полугодие за нарушение трудовой дисциплины объявлены административные взыскания следующим преподавателям кафедр: ст.преп. каф. «ЭЖиР» Рыбалко В.В. снята надбавка на 20%; доц. каф. «ТиБЖД» Джакыпову С.Д. приказом №3/259 от 10.10.06 г. объявлено замечание за опоздание на занятия; доц. каф. «ЭБ» Калчороеву А.К. снята надбавка на 20% за сентябрь месяц 2006 г.; доц. каф. «МТ» Шайдылдаеву Б.А. объявлен выговор с последующим предупреждением об увольнении; преп. каф. «ИГ» Абдусаматовой Х. объявлен выговор за опоздание и срыв занятия; преп.каф «ВМ» Сулайманову Б.Э. объявлен выговор за срыв занятий; ст.преп. каф. «ПМ» Омуралиеву С.Б., преп. каф. «ИСЭ» Чувакину М.Н., преп. каф. «РЭ» Тургумбаеву Т., преп. каф. «ЭЖиР» Нарымбек кызы Мээрим объявлены устные замечания.

По результатам проверки учебных занятий за I полугодие по факультетам отмечена следующая средняя посещаемость:

ФИТ 72% ЭФ 70%

ФТМ 66% ИУиБ 58%

ТФ 75% ОСПО 62%

Контроль со стороны учебного Управления осуществляется ежедневно, согласно утвержденного графика.

Необходимо отметить общую низкую посещаемость студентами учебных занятий, что естественно отражается на качестве обучения. Так по ИУиБ в гр. ЭКО-1-05, БУХ-2-05, МЕН-2-05 дисциплине «Иностранный язык» (преп. Рыбалко В.В., Нарынбек кызы Мээрим, Эсенкулова А.З.) посещаемость колеблется в пределах 20%. Руководству ИУиБ необходимо разобраться и принять соответствующие меры по устранению проблемы. Здесь следует отметить, что во многих случаях низкая посещаемость является результатом отсутствия должного внимания этой проблеме со стороны преподавателей и деканатов.

При этом хочу подчеркнуть, что мы разделяем предложения и пожелания ППС о введении системы платной отработки. Вопрос поднимался не раз, и поручалось финансово-экономической службе университета в установленном порядке решить. В силу разных причин данный вопрос пока не решен до конца, в связи, с чем проводимая работа должна продолжаться.

С целью дальнейшего улучшения качества подготовки специалистов и оценки уровня подготовленности студентов 1 курса набора 2006 года, на основании распоряжения № Р-78 от 12 сентября 2006 года кафедрами проведен мониторинг (входной контроль) знаний студентов 1-х курсов очной формы обучения по общеобразовательным дисциплинам: математике, физике, информатике, черчению и химии. Тесты для мониторинга разработаны с учетом объема задач школьной программы. Результаты тестирования оценивались по 5-балльной системе оценки качества знаний.

В результате проведения входного контроля знаний студентов выявлено, что успеваемость студентов 1 курса находится на низком уровне. Так, по дисциплине «Математика» аттестовано 1398 студентов. При этом успеваемость студентов по данной дисциплине составляет 14 %, качественная – 3 %.

При ранжировании предметов по успеваемости студентов получены следующие данные: информатика - 61 %; физика - 41 %; химия - 25 %; черчение - 22 %; математика - 14 %.

Причинами недостаточного уровня успеваемости, на наш взгляд, являются:

  1. превалирующий процент (46,5 %) выпускников сельских школ от общего числа поступивших студентов (отчет ответственного секретаря приемной комиссии по набору на 1 курс 2006-07 учебного года);

  2. отдельные предметы в школах не изучались (черчение, информатика).

Учитывая низкий образовательный уровень студентов 1-х курсов, выявленного в ходе входного мониторинга и во исполнение постановления Ученого совета от 27 сентября 2006 г., с 9 октября 2006 г, организованы дополнительные занятия (адаптивные курсы) по математике, физике, химии, начертательной геометрии и информатике.

Учебным Управлением, деканатами и ответственными лицами по организации и проведению адаптивных курсов регулярно осуществлялся контроль по проведению учебных занятий по адаптивным курсам. Как показали проверки, посещаемость студентов ФИТ составила около 70%, на других факультетах значительно ниже.

По итогам семестрового модуля (зимней экзаменационной сессии) учебным Управлением проведена работа по оценке эффективности адаптивных курсов, которая показала следующие результаты по дисциплинам, включенным в дополнительные занятия (адаптивные курсы):

ФТМ: Физику из 136 посещавших адаптивные курсы – сдали 123 чел. (90%); математику из 204 - сдали 193 чел. (95%); инженерную графику из 55 – сдали 52 чел. (95%); информатику из 69 – сдали все.

ТФ: физику из 148 посещавших адаптивные курсы – сдали 144 чел. (97%); математику из 211 - сдали 202 чел. (96%); химию из 107 – сдали 89 чел. (83%); инженерную графику из 85 – сдали 65 чел. (76%); информатику из 45 – сдали все.

ЭФ: физику из 126 посещавших адаптивные курсы – сдали 115 чел. (91%); математику из 183 - сдали 171 чел. (93%); химию из 43 – сдали 42 чел. (98%); инженерную графику из 108 – сдали 80 чел. (74%).

ФИТ: физику из 263 посещавших адаптивные курсы – сдали 179 чел. (68%); математику из 296 - сдали 263 чел. (89%); информатику из 186 – сдали 167 чел. (90%); инженерную графику из 46 – сдали 22 чел. (48%).

ИУиБ: информатику из 139 посещавших адаптивные курсы – сдали 101 чел. (73%).

МЭИ-КГТУ: Все 28 студентов успешно сдали информатику, физику, химию, математику, инженерную графику.

КГТФ: Из 39 студентов, посещавших адаптивные курсы, математику сдали 6 чел. (15%); химию сдали 25 чел. (64%); инженерную графику сдали 27 чел. (69 %).

Сейчас перед учебным Управлением стоит задача выработки наиболее оптимального решения по организации и проведению адаптивных курсов в 2007-08 уч.году, в связи с чем, в апреле 2007 года планируется провести совещание по данному вопросу.

В целях реализации стратегии развития системы высшего профессионального образования, дальнейшего совершенствования качества подготовки специалистов, углубления реформы системы профессионального высшего образования и адаптации ее к новым экономическим условиям в университете проводится мониторинг знаний студентов.

В начале учебного года учебным Управлением разработано «Временное положение по проведению мониторинга знаний студентов КГТУ им. И. Раззакова в 2006-07 учебном году», явившееся основой проекта положения о мониторинге МОиН КР.

В структурных подразделениях университета предварительно организованы аттестационные и экспертные комиссии, а также разработаны графики проведения мониторинга. Экспертными комиссиями структурных подразделений разработаны комплекты тестов.

Разработке комплектов тестов предшествовало проведение методического семинара по требованиям к оформлению, структуре и содержанию тестовых заданий, разработка «Перечня дисциплин мониторинга знаний студентов».

В соответствии с графиком, мониторинг знаний студентов 2 и 5 курсов проводился в декабре 2006 года.

Согласно положению студенты II курса аттестовались по комплексу общих математических, естественнонаучных и ряду общепрофессиональных дисциплин. Студенты III курса - по комплексу общепрофессиональных и фундаментальных дисциплин. Студенты IV курса - по специальным, фундаментальным и общепрофессиональным дисциплинам. Студенты V курса - по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации.

В приложении 2 представлены результаты проведения мониторинга знаний студентов 2 – 5 курсов.

Из таблицы 2.1 (прил. 2) следует, что: по университету аттестовано 633 студентов 2 курса, что составляет 58 %. При этом успеваемость студентов 2 курса университета составляет 59,8 %. Успеваемость студентов 2 курса по факультетам составляет: ФИТ – 76 %, ФТМ – 32 %, ТФ – 27,9 %, ЭФ – 79,8 %.

В целом анализ успеваемости студентов колеблется в пределах 50-60 % (табл. 2.1-2.4). В связи с этим необходимо:

  1. Деканатам и кафедрам продолжить проведение мониторинга знаний студентов в соответствии с утвержденным «Временным положением по проведению мониторинга знаний студентов КГТУ им. И.Раззакова в 2006-07 учебном году».

  2. Для повышения показателя средней успеваемости практиковать поэтапное проведение тестирования:

  1. Экспертной комиссии постоянно улучшать содержание, качество тестов, шире практиковать использование компьютерного тестирования.

  2. В целях обеспечения прозрачности проведения мониторинга необходимо обеспечить доступ студентов к документации по мониторингу (тестам, положению по проведению мониторинга, графикам проведения мониторинга, результатам мониторинга).

  3. Отделу качества образования постоянно совершенствовать существующую методику оценки качества образовательного процесса.

Одним из путей повышения качества образования является внедрение в образовательный процесс принципов Болонского процесса. Как известно, в университете с 1 сентября 2005-06 учебного года внедрена кредитная технология обучения по следующим направлениям подготовки бакалавров:

В настоящее время учебное Управление ведет работу по следующим направлениям:

Для организации и внедрения кредитной технологии обучения и разработки учебно-методической документации, осуществления организационно-процедурных и контрольных функций, приказом №48 от 1.05.06. в университете создана рабочая группа, которой осуществлены следующие мероприятия:

В первом полугодии организованы и проведены: семинар-тренинг «Интерактивные методы обучения. Методика составления кейсов» (БАЗ, 14.12.06.); тренинг «Успешный силлабус» (БАЗ, 25.12.06.); семинар «Методическое обеспечение и организация учебного процесса по кредитной технологии обучения» (МАЗ, 17.01.2006 г.).

Зимняя экзаменационная сессия проведена согласно графику с соблюдением расписания экзаменов. Основу при подведении итогов экзаменов и зачетов составила применяемая система рейтингового контроля знаний студентов.

В целях реализации приказа по КГТУ № 7 от 10.01.07. «О проведении зимней экзаменационной сессии 2006-07 года» комиссия, состоящая из сотрудников учебного Управления и УМС, утвержденная приказом по КГТУ № 2 от 11.01.07 провела контроль хода экзаменационной сессии. Предварительно был разработан график контроля проведения экзаменов, утвержденный первым проректором по учебной работе и согласованный с членами комиссии.

Комиссией были посещены 59 экзаменов. Контроль осуществлялся по соблюдению экзаменаторами следующих критериев:

При проведении контроля, членами комиссии даны следующие заключения:

1. В целом на факультетах экзамены проводились согласно расписанию. Из проверенных 59 экзаменов 45 прошло вовремя, что составляет 76,3 %. Следует заметить, что такими преподавателями, как Мамбеталиевой Г.О. (кафедра ВИЭ), Никаноровым В.И., Ажибаевым Э.К. (кафедра БЖД), Бейшеновой А.Т. (кафедра ЭТ), Усеновым А.У. (кафедра ФиСН), Аманбаевой Г.А. (кафедра ОФ), Кобшековой С.Т. (кафедра ИГ), Рычковым В.А. и Орозгельдиевой А.А. (кафедра Механики), Бочко Т.А. (кафедра ЭС) экзамены были самовольно перенесены на удобное для преподавателя время, заменены аудитории без согласования с диспетчерской и нарушено время начала экзамена.

2. Ведомости учета успеваемости практически на всех проверяемых экзаменах имелись у преподавателя. Нарушений в оформлении ведомостей не отмечено, что является положительным моментом по сравнению с результатами аналогичной проверки прошлого года. Из всех проверяемых экзаменов только у двух преподавателей (Сопоева М.К. каф. ТМ, Аманбаевой Г.А. каф. ОФ) отсутствовали экзаменационные ведомости. Причем, 57 ведомостей (96,6 %) были оформлены с соблюдением всех требований. Однако, допуск студентов к экзаменам так же, как и в прошлом году не превышал 35-40%.

3. Комиссия отметила, что при проведении итогового контроля в основном применяется бланочное тестирование. По данной форме аттестации проводились 50 экзаменов, что составляет 84,7 % от общего количества проверяемых экзаменов, в устной форме проводилось 5 экзаменов, а в форме компьютерного тестирования – 4. На экзамене, проводимом преп. Душеновой У. (каф. ПОКС) вместо билетов использовался вопросник.

4. Комиссией было проверено соответствие оформления билетов бланочных тестов к предъявляемым требованиям. Проверялось количество, наименование предмета и специальности, состав билетов, наличие номера модуля и наличие утверждения заведующего кафедрой. Следует отметить, что на всех проверяемых экзаменах имелись билеты бланочного тестирования. Однако в некоторых билетах имели место отклонения от предъявляемых требований: в 4 комплектах билетов не были указаны номера модулей, в 4 комплектах отсутствовали даты и подписи заведующего кафедрой. При проведении модульного тестирования имело место также использование старой формы экзаменационных билетов вместо бланков тестового контроля.

По итогам зимней экзаменационной сессии абсолютная успеваемость студентов дневной формы обучения составляет 66,8 %, а по ЦДО – 26 %. Качественный показатель успеваемости по дневной форме обучения составляет 31%.

По результатам зимней экзаменационной сессии по КГТУ количество академических задолжников составляет 3061 чел. по дневной форме обучения и 2095 чел. – по заочной форме обучения (прил. 3). Наихудшие показатели при этом показали ЭФ – 44,5%, ФТМ -48,0% и лучшие показатели добились ИУиБ – 75% и МЭИ КГТУ – 100%. Таким образом, в университете примерно одна треть студентов дневного обучения имеют академические задолженности, что отрицательно влияет на качественное выполнение текущего семестра.

По результатам ЛАЗ успеваемость студентов по дневной форме обучения составляет 70,4 % и количество задолжников сократилось до 2692 чел., а по заочной изменения не большие – 2077 чел. (прил. 4).

За период проведения ликвидации академических задолженностей за зимнюю экзаменационную сессию в период с 12 февраля по 19 марта по факультетам имеются незначительные изменения в успеваемости студентов.

Успеваемость на сегодняшний день составляет:

ФИТ 67,2% после ЛАЗ увеличилась на 3,4%

ФТМ 50,5% после ЛАЗ увеличилась на 2,5%

ТФ 60,2% после ЛАЗ увеличилась на 3,7%

ЭФ 54,4% после ЛАЗ увеличилась на 9,9%

ИУиБ 76,9% после ЛАЗ увеличилась на 1,9%

ОТКМ 51,7% после ЛАЗ увеличилась на 5,3%

КГТФ 64,5 после ЛАЗ увеличилась на 17,3%

По остальным факультетам ЛАЗ проходит очень неэффективно, т.к. студенты не являются на пересдачу. Консультации и прием ЛАЗ на кафедрах проводится постоянно, по графику.

Результаты сессии в разрезе дисциплин и преподавателей по наихудшим показателям выглядит следующим образом.

ФИТ:

ФТМ:

Результаты остальных дисциплин и факультетов приводятся в прил. 5.

Согласно утвержденного ректором графика учебного процесса с 29 января по 24 февраля 2007 года организованы Госэкзамены. Приказом №10 от 31.01.07 г. и № 11 от 5.02.07 по КГТУ утверждены составы ГАК по специальности и Истории Кыргызстана.

Результаты Госэкзамена по Истории Кыргызстана и по специальности представлены в приложении 6 и 7 соответственно. На Госэкзамен по «Истории Кыргызстана» были допущены 1018 студентов, аттестовано 1015 выпускников, из них на отлично - 225, неудовлетворительно - 11, не явились – 3; по специальности допущены -963, аттестовано - 956, из них на отлично – 268, неудовлетворительно – 2, не явились – 5.

Во исполнение приказа по КГТУ за № 20 от 5.03.07 г была проведена комплексная проверка деятельности учебных структурных подразделений по управлению учебным процессом, согласно установленного графика и вопросника, разработанного учебным Управлением и согласованного с ректором университета.

При проверке деятельности факультетов и кафедр основное внимание было уделено следующим вопросам: организация учебного процесса; кадровый состав; наличие учебных планов и рабочих программ дисциплин, а также их соответствие Государственным образовательным стандартам; оформление и выполнение индивидуальных планов ППС; документальное оформление и методическое обеспечение учебного процесса; работы по оценке качества проведения учебных занятий и т.д. Для изучения мнений и налаживания обратной связи с коллективом университета, комиссией разработаны вопросник и форма анкетирования для ППС и сотрудников. Анкета размещена на сайте КГТУ. В силу ограниченности времени анализ результатов опроса в данном докладе не отражен.

По результатам проверки необходимо отметить следующее:

В целом по университету, уровень организации учебного процесса, методическое и информационное обеспечение, учебно-материальная база и кадровый состав позволяют осуществлять подготовку кадров на достаточном уровне.

Следует отметить, что в организации и обеспечении качества учебного процесса все еще не достигнут требуемый уровень, обусловленный следующими недостатками:


Во второй части доклада я бы хотел осветить ряд задач по совершенствованию качества образовательного процесса.

В настоящее время насущной проблемой университета является разработка и внедрение в учебный процесс автоматизированной системы управления (АСУ) вузом. В структурных подразделениях университета существуют разрозненные компоненты АСУ. В связи с этим рабочей группе по разработке технического задания АСУ вуза, организованной распоряжением по КГТУ № Р 11 от 20.02.07. необходимо создать общую концепцию и информационную модель АСУ вуза. Учебному Управлению необходимо разработать и внедрить информационную систему регистрации и зачисления абитуриентов, а также «Офис Регистратора» по кредитной технологии обучения. ИПКиДО необходимо внедрить автоматизированную подсистему «Деканат» во всех подразделениях КГТУ. Для систематизации программ тестирования знаний студентов, разработанных в университете, учебному Управлению необходимо провести конкурс с целью распространения выбранной программы в других учебных подразделениях. В прошлом учебном году организация разработки и внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и управления вузом были поручены Центру информационных технологий (директору Усенканову Дж.О.). Однако, до сих пор этот участок работы не выполнен.

В настоящее время всемирные глобализационные и интеграционные процессы приводят к стиранию грани между региональными и глобальными рынками. Перед неизбежностью данной тенденции еще 1998 году Правительством КР было принято решение о вступлении в Всемирно-торговую организацию (ВТО). При вступлении в ВТО необходимо, чтобы услуги и товары отвечали международным стандартам. Вхождение в ВТО остро ставит вопросы конкурентоспособности образовательного процесса не только на внешнем, но и на внутреннем рынках.

Одним из главных факторов выполнения указанных требований является повышение качества образовательных услуг, повышение эффективности менеджмента образования. Мировым опытом признано, что качество образования достигается путем построения своей системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями ISO-9000.

Из вышеизложенного следуетт, что построение СМК университета и ее сертификация являются важной задачей, стоящей перед университетом. Первые шаги по изучению и внедрению международных стандартов качества учебным Управлением успешно проделаны. Нами был выигран проект Темпус-Тасис на тему «Передача моделей управления качеством в функции и процессы КГТУ» на сумму 144 тыс. евро с участием следующих вузов европейских стран: университета Генуи (Италия), Словацкого технического университета в Братиславе и университета им. Пьера Мендес Франса (г.Гренобыль).

Думается, что обмен опытом с указанными вузами позволит более системно построить нашу работу по повышению качества образования.

Разработка и внедрение СМК в университет позволяет:

При этом работу необходимо вести поэтапно:

  1. Подготовительный этап включает:

    • мотивацию и изучение руководителями и сотрудниками университета основ менеджмента качества, требований МС ИСО;

    • проведение SWOT анализа вуза (сила, слабости, возможности, угрозы)

    • разработка миссии и стратегии университета

    • формирование Департамента качества и Координационного совета по разработке и внедрению СМК.

    • составление плана мероприятий университета по внедрению СМК в процедуры планирования, управления, оценки качества результатов образования и образовательных процессов;

  2. Основной этап: разработка документаций СМК университета

    • разработка руководства по качеству университета, которое содержит:

- политику в области качества (уточнение миссии КГТУ, цели КГТУ, задачи, роль руководства университета, ППС и сотрудников в процессах обеспечения качества образования);

- модель СМК (концептуальная схема системы управления качеством);

- перечень процессов, необходимых для системы менеджмента качества и их применение в КГТУ;

- последовательность и взаимодействие процессов.

    • определение критериев и методов, необходимых для обеспечения при управлении выбранными процессами

    • обсуждение, утверждение и издание Руководства по качеству

  1. Основной этап: внедрение СМК:

    • разработка критериев эффективности СМК;

    • подготовка и проведение внутренних аудитов;

    • проведение самооценки СМК в подразделениях университета;

    • корректировка СМК по итогам самооценки;

  2. Сертификация:

    • выбор органа сертификации;

    • заключение договора;

    • подготовка комплекта документов к сертификации;

    • прохождение сертификации.

В эффективной организации учебного процесса и обеспечении качества обучения большая роль принадлежит квалификации и мотивации профессорско-преподавательского состава.

В данном вопросе мы довольно большие надежды связывали с институтом повышения квалификации университета. В силу разных причин, обусловленных в основном отсутствием лицензии на образовательную деятельность и механизмов финансового обеспечения, система все еще не функционирует. Учитывая необходимость профессионального роста преподавателей, руководству вновь образованного ИДО и ПК необходимо приступить к реализации возложенных функций по организации курсов повышения квалификации ППС как для КГТУ, так и других вузов страны.

Не вызывает сомнения вопрос о необходимости повышения заработной платы персонала, что в конечном счете обеспечит необходимую мотивацию труда. Мы также согласны с утверждением о недостаточности проводимого в последнее время ряда повышений заработной платы. Но, в конце концов, такой путь ограничен фиксированным объемом фонда заработной платы в доходе университета. В связи с этим, вызывает только сожаление о неиспользованных резервах по оптимизации финансово-экономической службой и руководителями структурных подразделений штатного расписания.

Вопрос сложный, спорный и вызывает, конечно, много разногласий. Но, его надо рассмотреть и решить. Подход должен быть дифференцированным и ориентированным на результаты работы или на улучшение деятельности университета в обеспечении учебного процесса. При этом основополагающими критериями должны выступать контингент обучаемых студентов и преподаваемый объем учебной нагрузки.

Оптимальное финансовое управление имеет ключевое значение для придания университету устойчивости в развитии, независимости, самостоятельности, обеспечении мотивации труда, реализации инновационных процессов. Без достаточных финансовых средств, экономного управления денежных средств и оптимизации структур УВП, АУП и обслуживающего персонала университет не может развиваться комплексно, и будет отставать в конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Поэтому нужно решительно проводить реформу в этом направлении, чтобы каждое структурное подразделение развивалось с учетом привлеченных (заработанных) финансовых средств.

Изменившиеся социально-экономические условия страны, характеризующиеся внедрением рыночных отношений, в том числе и в образовательной сфере, интеграционные процессы и постепенное принятие комплексных и своевременных мероприятий по обеспечению качества образования - можно условно назвать модернизацией университета.

Главная задача нашего университета, которую мы должны признать и решить – повышение качества образования, соответствующее потребностям рынка труда и обеспечивающее конкурентоспособность между вузами.

В проводимой в настоящее время работе многие участники и руководители образовательной деятельности много усилий акцентируют в основном на механизмах, средствах, организационных действиях и т.д. по управлению учебным процессом, являющихся немаловажными элементами в реализации миссии вуза. При этом используются возможности совершенствования образовательного процесса, прежде всего за счет форм и методов обучения. В то же время не придается должного значения оценке приложенных усилий, ресурсам в зависимости от достигнутых результатов и поставленных целей.

В этой связи считаю необходимым обратить Ваше внимание на следующие предложения.

Видимо, нужно признать и распространить идею об ответственности начиная от преподавателя до профессора, от лаборанта до руководителей соответствующих структур и служб за качественное обучение и выпуск кадров, о стимулировании труда и санкционировании за результаты труда на вверенном участке и вклад в решение общей цели. Пока каждый человек независимо от занимаемой должности не видит свою роль и потребность в общем деле, как известно, из теории управления, достаточной эффективности его работы не будет. Если учесть, что основной состав персонала работающих приходится на рядовых исполнителей, то их руководителям необходимо активизировать деятельность этого резерва.

Нам также неплохо было бы разобраться с утверждением «виноваты студенты». При этом, на мой взгляд, нужно отметить следующее.

Такие утверждения возможны, но их распространять на все случаи жизни нельзя. Каждый случай должен рассматриваться индивидуально, с учетом усилий и работы преподавателя. Нежелание принять отработки, организовать консультации и индивидуальные занятия, кстати, предусмотренные индивидуальным планом, и придать таким поступкам принципиальность, строгость деканами факультетов, директорами институтов и зав. кафедрами должны пресекаться.

В обеспечении качества образовательного процесса в университете слабо функционирует система взаимодействий и взаимоотношений звеньев преподавательской и управленческой деятельности по совместному достижению главной цели. Любые службы, каждый работник университета призваны и должны выполнять соответствующие функции, что в конечном итоге будет способствовать решению тех или иных составляющих задач совершенствования учебного процесса.

Проводимый нами объективный анализ состояния организации учебного процесса, изучение результатов внутренних и внешних его оценок и усилия по обобщению имеющейся практики и интеграции в мировое образовательное пространство выдвигают масштабные задачи, которые с учетом существующей в университете материально-технической базы, компьютерного, методического и информационного обеспечения учебного процесса, а также кадрового потенциала считаю задача эта нам по плечу.


Первый проректор по учебной работе Торобеков Б.Т.

Приложение 1

^ Сведения по созданию учебников и учебно-методических материалов в электронной версии

по учебным подразделениям КГТУ

(по состоянию на 15.02.07 г.)

Факультет

Кафедра

Эл.учебник

Эл.версии лекций (кол-во дисциплин)

^ Эл.версии метод.материалов для лб, практ.занятий

Тесты в эл.форме

Стадии разработки

1

2

3

4

5

6

7

ТФ

ТК

-

11

-

14

6 подготовлены к комп.обработке

ТППП

-

5

-

12




МАПП

-

1

-

4




Кырг/русск.яз.

0/5

не предусмотрены уч.планом

6/3

4/2

для сдачи модулей в стадии разработки

ЭБ

-

-

1

8

тесты в стадии подготовки

ТИЛП

1

20

-

-

учебник в стадии разработки

Химии

6

5

7

3




Итого по ТФ

12

42

17

47

























ФТМ

АТ

-

2

4

9

готовы




ТМ

1

6

5

«тест»

самообучающая программа для всех дисциплин

МиС

-

5

4

-

-

ИГ

4

4

4

10




ИП

1

4

1

2

учебник и тесты в стадии разработки

Механика

-

1

1

3




АиР

-

-

13

0
Продолжение прил. 1





^ Итого по ФТМ

6

22

32

24




ФИТ

РЭ

4 (1 – в стадии разраб., 70%)

7

16

10

7 в стадии разработки




ПОКС

4 (все – 4 лк, лб и практ.)

24

27

14







ТКМ

7

16

22

18







ПФ

1

-

1

-







АУ

3

3

6

2







ИВТ

-

1

-

1

2 тестов в стадии разработки




ПМ

1

-

4

-




^ Итого по ФИТ

20

51

76

45

9 в стадии разработки






















ОСПО




-

20

18

10

9 в стадии разработки




^ ЦДО - указаны в соответствующих кафедрах






















ИУиБ

ЭЖиР

7

21

32

22

на эл.носителях подготовлены к автоматизации




Менеджмент

1

14

10

23

-//-//-




ЭиБ

6

13

36

22

-//-//-




ЭТ

-

10

17

7

-//-//-




УиФ

-

35

30

34

9 в стадии разработки




ИСЭ

не представлено

^ Всего по ИУиБ

14

93

145

108

9

КГТФ

ТОЭ

-

2













ЭЭ

1

-





Продолжение прил. 1









ТиБЖД

-

1

1

2







ТКМ

-

2

1







^ Итого по КГТФ

1

5

2

2




ЭФ

ТОЭ

1

3

6

3







ЭЭ

1

4

9

6







ЭС

1

5

10

6







ЭМ




4

5

4







ВИЭ




2

3

3







ТиБЖД




3

5

3







ОФ




2

2

3







ВМ




2

2

2







ФиСН




4

10

-




Итого по ЭФ

3

29

52

30

























ИГДиГТ

Физика и физ.процессы в горных породах







3










ГЭМ







2










ГПИ







1










ГИГиГНиГ







2










Открытые гор.работы и взрывное дело







2










Геодезия и маркшейдерское дело







1










ООСиРИПР







-










МиМП







3










ХиХГ







-










МиММГД







4










Горный менеджмент







2


Продолжение прил. 1









ЭГП







5







^ Итого по ИГДиГТ







24




























КОФ




3

5

-

5

в стадии разработки

ТТИ

Экономика

1

-

10










Гуман.науки

1

1

3










ЭЭ

-

8

7










Фунд.дисциплины

-

-

1










Менеджмент и БУА

-

-

1










Тр-ти и техн.дисциплин

1

1

6










ПОКС

4

1

4







^ Итого по ТТИ

7

11

32




























^ ИТОГО по КГТУ

66

227

398

271




blagopoluchiya-i-procvetaniya-moskovskaya-pravda-avtor-ne-ukazan-22072008-153-str-7.html
blagorodnie-metalli-chast-2.html
blagorodstvo-i-velikodushie-shirota-i-velichie-dushi-kniga-ne-tolko-nauchit-rebenka-razmishlyat-o-raznih-storonah.html
blagoslovenie-ili-proklyatie-ti-mozhesh-izbrat-predislovie.html
blagoslovennaya-ierarhiya-rerih-n-k-o-vechnom.html
blagoslovennih-ostrovov-stranica-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sushnost-delovogo-etiketa.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-i-molodezh-v-rossijskom-obshestve-polozhenie-molodezhi-i-realizaciya-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politiki-v.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovi-medicinskoj-sortirovki-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-teme-school-days-v-3-em-klasse.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossiya-ekonomika-znanij-i-faktori-eyo-realizacii-otchet-ekonomika-znanij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rim-bilalovich-ahmedov-rasteniya-tvoi-druzya-i-nedrugi-stranica-16.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-krasnoyarskij-kraj-mestnoe-samoupravlenie-18-51-dekabr-2010-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/dvuhetazhnij-chetirehkomnatnij-zhiloj-dom.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-rabot-po-realizacii-polozhenij-federalnogo-zakona-plan-rabot-po-realizacii-polozhenij-federalnogo-zakona-12.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-podderzhanie-statusa-direktiva-soveta-ot-28-yanvarya-1991-g-po-usloviyam-zdorovya-zhivotnih-reguliruyushih-torgovlyu.html
  • student.bystrickaya.ru/3-kogda-moglo-poyavitsya-v-russkih-istochnikah-nazvanie-zolotaya-orda.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-shestaya-dopotopnie-vremena-zahariya-sitchin.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prezidentskaya-programma-deti-belarusi-na-2006-2010-godi-pasport-stranica-6.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplom-2-stepeni-otchet-o-rabote-soveta-direktorov-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenij-saratovskoj-oblasti-za.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-na-mezhdunarodnoj-nauchno-metodicheskoj-konferencii-gumanitarnoe-obrazovanie-gumanitarnij-universitet-xxi-vek.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-federalnogo-arhivnogo-agentstva.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej-stranica-25.html
  • klass.bystrickaya.ru/62-uchastie-shkolnikov-v-olimpiadah-kratkaya-harakteristika-sistemi-metodicheskoj-raboti-cel-sovershenstvovanie.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo-stranica-9.html
  • essay.bystrickaya.ru/depressivnoe-nastroenie-devid-majers-socialnaya-psihologiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-oftalmologii-koroev-o-a-kurs-lekcij-po-glaznim-stranica-11.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/programma-professionalnoj-perepodgotovki-rukovoditelej-i-specialistov-s-prisvoeniem-dopolnitelnoj-kvalifikacii-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-otchet-30-str-4-ris-3-tabl.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-kontrolnih-rabot-i-metodicheskie-rekomendacii-po-ih-napisaniyu-i-oformleniyu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskie-zanyatiya-i-instruktazh-lic-sutochnogo-naryada-provodit-o-merah-po-uluchsheniyu-organizatorskoj-raboti-komandirov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostoyanie-i-rezultati-deyatelnosti-sistemi-obrazovaniya-amginskogo-rajona-respubliki-saha-yakutiya-v-2009-2010-uchebnom-godu-publichnij-doklad-nachalnika-amginskogo-muo-zavarzinoj-l-v.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prichini-sderzhivayushie-razvitie-rossijskogo-rinka-biotehnologij-postanovlenie-kabineta-ministrov-chuvashskoj-respubliki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/usloviya-osushestvleniya-obrazovatelnogo-processa-v-tom-chisle-materialno-tehnicheskaya-baza.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotchik-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-op-magistraturi-magisterskaya-programma-normativnie-dokumenti-dlya-razrabotki-magisterskoj-programmi-obshaya-harakteristika-magisterskoj-programmi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izolirovannie-energokompanii-ezhednevnij-monitoring-smi-oao-rao-energeticheskie-sistemi-vostoka-02-dekabrya-2009-goda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-15-716-2-maya-2011-g.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-schetov-i-principi-organizacii-analiticheskogo-ucheta-osnovnie-moduli-sistemi-best-4-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/32-roznichnaya-torgovlya-respublikanskaya-programma-razvitie-konkurencii-v-respublike-severnaya-osetiya-alaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.