.RU

Доклад ректора мэи


Доклад ректора МЭИ

на расширенном заседании

Ученого совета 31.09.2004 г.

Уважаемые коллеги!

Начиная очередной ученый год, ректор от имени ректората традиционно докладывает коллективу каковы итоги прожитого нами года и каковы наши планы на год грядущий.

Сразу оговорю, что Ученый совет Университета принял решение объявить 2005 год годом 75-летия МЭИ, и многие наши планы будут рассматриваться через призму связанных с этой датой юбилейных мероприятий.

Мы достаточно долго дискуссировали, проводить ли очередной юбилей, ведь еще свежи в памяти большинства присутствующих торжества по поводу наших 70-ти. Не слишком ли часто юбилеи? Но, вспомнив, что нам удалось пять лет назад привлечь в этой связи заметные для того времени средства для ремонта и оснащения ряда наших подразделений, решили, что, использовав эту достаточно круглую дату, сумеем привлечь к МЭИ внимание властьимущих и главное финансово - имущих. Но об этих планах чуть позже, а сейчас позволю себе традиционную схему доклада – по разделам, связанным с работой наших управлений.

Итак, первый раздел - Учебная работа

В соответствии с Государственными Образовательными Стандартами Министерством утверждено новое Положение об итоговой аттестации выпускников вузов. Это положение устанавливает обязательную сдачу выпускного Государственного экзамена, наряду с защитой выпускной квалификационной работы. В истекшем учебном году выпускной

Государственный экзамен в МЭИ был впервые проведен для студентов 4 курса, оканчивающих бакалавриат, который в целом прошел нормально. Однако, это потребовало значительных усилий выпускающих кафедр, дирекций институтов и учебного управления. В течение года было разработано и утверждено Положение о порядке организации в МЭИ аттестационных испытаний, определены дисциплины и разработаны программы Госэкзаменов, разработан комплект документов для организации работы Государственных экзаменационных и аттестационных комиссий.

Другим новшеством в прошедшем учебном году был конкурсный отбор студентов третьего курса на прохождение военного обучения. Необходимость конкурса вызвана резким сокращением Государственного заказа на подготовку офицеров запаса. Факультетом военного обучения совместно с учебным управлением было разработано Положение о порядке отбора и проведен конкурсный отбор студентов 3 курса для обучения по программам подготовки офицеров запаса. Конкурс на этот вид обучения составил 2,3 человека на место.


В прошедшем году МЭИ продолжил работу по организации обучения по новым перспективным специальностям. Приказом по Министерству, МЭИ включен в список вузов, участвующих в эксперименте по подготовке специалистов по новой специальности – «Наноматериалы». Подготовка будет проводиться на базе кафедры Низких температур и Института теплоэнергетики и технической физики. Для обеспечения подготовки на территории Опытного завода МЭИ создается научно - учебный центр по наноматериалам. Кроме того, получена лицензия и проведен набор на специальность «Организация и технология защиты информации» (Институт безопасности бизнеса совместно с АВТИ).

Продолжают развиваться платные образовательные услуги. В 2003 году за платные образовательные услуги было получено более 230 млн. рублей. Это более 27% всех финансовых поступлений в университет. В распоряжение кафедр и институтов поступило около 200 млн. руб. Остальные средства расходовались в соответствии с принятыми на Ученом совете МЭИ решениями. Это издание учебной и методической литературы, развитие дистанционного обучения, оснащение компьютерной техникой классов ИВЦ, кафедр и подразделений с их долевым участием. Всего было закуплено около 200 машин нового поколения, а также лицензионные программные продукты. Более 2-х млн. рублей было израсходовано на финансирование договоров, выполняемых сотрудниками МЭИ, по разработке Программных Средств Учебного Назначения и дистанционного обучения. Более 5 млн. рублей централизованных средств было израсходовано на ремонт и оснащение помещений. В соответствии с решением Ученого совета МЭИ в Фирсановке около 6 млн. рублей выделено на мероприятия по поддержанию чистоты и порядка в институте. Из этих средств уже установлены надбавки уборщицам, дворникам, работникам охраны, введены должности заместителя проректора по социально - воспитательной работе со студентами, а также должности заместителей директоров институтов по воспитательной работе с соответствующей финансовой надбавкой. Организован отдел по социально- воспитательной работе со студентами, Совет МЭИ по воспитательной работе. Говоря о финансах, скажу, кстати, что ректорат изыскал возможность 10 сентября выплатить всем преподавателям и учебно-вспомогательному персоналу надбавку в размере месячного оклада.


Нельзя не сказать и о неприятных вещах. В весеннем семестре в ректорат стала поступать информация о том, что некоторые сотрудники получали деньги от студентов за решение проблем, связанных с учебным процессом. Услуги разные: решение задач типовых расчетов, выполнение чертежей за студентов, подпольные консультации с взиманием денег непосредственно перед принятием зачета и, наконец, прямая продажа зачета или оценки на экзамене. Конечно, такая информация должна тщательно проверяться. Этим сейчас занимается как ректорат, так и соответствующие органы. Но хочу подчеркнуть, что руководство университета и институтов будет беспощадно бороться с такими явлениями, вплоть до подключения к этой работе в Управления по борьбе с экономическими преступлениями.


Ввод нового корпуса «С» позволил существенно улучшить ситуацию с аудиторным фондом и с площадями в целом. На первом этапе в аудиторный фонд было передано 22 аудитории общей площадью ~ 1200 м2. В течение прошедшего года были «освоены» дополнительно помещения для проведения различных форм занятий, включая лабораторные, общей площадью ~ 1500 м2. На площади еще ~ 370 м2 размещены сотрудники и службы ГПИ и института «МЭИ-Фесто». На 3 этаже корпуса «С» располагается Российско-Китайский технопарк, о деятельности которого я скажу позже.

В прошедшем учебном году из МЭИ практически полностью ушел наш самый крупный арендатор – МНЭПУ. Помещения, которые занимал МНЭПУ пошли на решение целого ряда институтских площадных проблем. Так, Информационно – вычислительному центру переданы дополнительно помещения площадью ~ 170 м2, что позволило сделать более приемлемыми условия для занятий студентов в классах ПЭВМ. В аудиторный фонд передано, правда, пока только теоретически «по приказу» 11 аудиторий площадью ~ 370 м2. «По приказу», т.к. 5 из 11 аудиторий требуют серьезного ремонта и в осеннем семестре они еще не будут включены в расписание. Путем перемещений и перераспределения площадей переданы дополнительные площади кафедрам, где ситуация была наиболее сложной (в основном в связи с существенным ростом контингента студентов, особенно, в последние 2 года). Это кафедры: Физики-2, Химии, ИЭиОТ, Инж. графики, ТЭС и ряд других подразделений.

Все названные выше шаги выполнялись в соответствии с решением Ученого Совета МЭИ от 25 декабря 2003 г. по вопросу «Эффективность использования площадей в Университете».

За последние годы ситуация с площадями в целом, особенно с учебными площадями, становится все более острой, что связано с ростом набора студентов в МЭИ. Так последние 2 года набор на 1 курс превышает 2600 человек, что потребовало существенного увеличения числа учебных групп. Возросло количество дополнительных форм занятий, связанных в основном с повышением квалификации и переподготовкой. Для сравнения – в так называемое «Советское время» - максимальный набор на дневное отделение был 2400 чел. и были занятия по субботам.

Ввод нового учебного корпуса позволил, по существу, только сохранить ситуацию управляемой, но не решил принципиально проблему с площадями. Учебная лабораторная база на ряде кафедр уже сегодня не позволяет пропустить возросшее количество студентов. В ближайшие годы студенты набора 2002 и 2003 годов создадут проблемы с расписанием занятий на старших курсах. По этой причине перед руководством Университета стояла задача максимального увеличения аудиторного фонда и расширения лабораторной базы ряда кафедр. Результаты наших усилий в этом плане я уже привел. Для решения площадных проблем в ряде случаев нам пришлось идти и на непопулярные меры – на перераспределение площадей. Так за последний учебный год уменьшены площади в ряде подразделений – на кафедрах АСУ ТП, РТС, Технологии металлов, в Центре дистанционного обучения, СКБ. Ученый совет рекомендовал так же уходить от аренды для развития основных видов учебной, научной и хозяйственной деятельности. По этому пути пошел ректорат, когда ушел наш арендатор МНЭПУ (я уже говорил об этом), аналогично поступили так же кафедры Вычислительной техники, Русского языка, Хозяйственное управление, ИРЭ (Телецентр). Работа в этом направлении будет продолжаться и в новом учебном году.


Все более активно внедряются в учебный процесс новые информационные технологии.

Функционирование единой образовательной информационной среды, в МЭИ обеспечивается эксплуатацией программно-технических комплексов поддержки информационной инфраструктуры университета, которые являются разработками ИВЦ МЭИ.

В прошедшем учебном году были выполнены работы, расширяющие применение используемых в МЭИ информационных технологий, в том числе интегрированной распределенной информационной системы обеспечения образовательного процесса (ИРИС ООП).

В частности:
Расширены функциональные возможности портала МЭИ за счет включения в его состав расписания учебных занятий групп студентов, а также расписания лекций и практических занятий преподавателей. Создан WAP-портал, обеспечивающий доступ ко всем основным ресурсам Портала посредством мобильного телефона.
К первоочередным задачам в области информационных технологий на начинающийся учебный год следует отнести совершенствование и расширение функциональных возможностей ИРИС ООП и портала МЭИ за счет разработки и ввода в эксплуатацию подсистем составления семестровых учебных планов, составления расписания учебных занятий и расписания консультаций и экзаменов, а также за счет модернизации подсистемы «Экзаменационная сессия» и дальнейшего совершенствования системы «Приемная Комиссия».

ЦНИТ МЭИ в прошедшем учебном году выполнил 21 работу с общим объемом финансирования около 2 млн. рублей.

Среди завершенных работ следует отметить Электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам: Физика (кафедра Физики-2); Химия (лекции и лаб. работы), высшая математика (1 и 2 курсы изучения); оригинал-макеты учебных пособий для поступающих в МЭИ (ТУ) по физике и математике. Завершается разработка электронных курсов лекций с контрольными вопросами по дисциплинам "Политология", "Отечественная история", "Экономика"; проходит модернизацию курс "Информатика".

При поддержке Минобразования России ЦНИТом проводится работа по созданию мультимедийного учебно - методического комплекса по дидактике и технологиям электронного обучения и разрабатывается технология создания и применения видеолекций в учебном процессе.

В июне 2004 г. подведены итоги традиционного "Конкурса МЭИ на лучшую разработку и внедрение в учебный процесс программных и аппаратных средств новых информационных технологий в обучении". Результаты конкурса размещены на сайте Учебного управления. Лучшие конкурсные работы рекомендованы к участию во внешних выставках и экспозициях МЭИ.


В отчетном году Министерством была продолжена работа по совершенствованию нормативной базы для применения дистанционных образовательных технологий.

Кстати о Министерстве, теперь оно называется Министерством образования и науки. Включает в себя два агентства – образования, возглавляемого Г.А.Балыхиным, и агентства по науке. Его руководитель – С.Н.Мазуренко. Заместителем С.Н.Мазуренко является сегодня А.В.Клименко. Бывший министр В.М.Филиппов – ныне советник по образованию у М.Е.Фрадкова. Новые люди, новые правила игры, к которым необходимо приспосабливаться.

Вернемся к дистанционному образованию.

МЭИ является одним из первых вузов страны, в котором начали разрабатывать и применять дистанционные образовательные технологии в инженерном образовании и где развиваются все компоненты информационной инфраструктуры, необходимые для реального применения этих технологий в учебном процессе.

В прошедшем году Учебное управление и Совет по дистанционному обучению продолжили работы по развитию электронных образовательных ресурсов, без которых невозможно практическое применение дистанционных образовательных технологий. Финансовую поддержку от МЭИ получили более 20-ти коллективов разработчиков программных средств учебного назначения. Отрадно, что на многих кафедрах в этих работах самое активное участие принимают студенты, отлично владеющие современными средствами информационных технологий.

Как никогда широко разработки МЭИ в области информатизации учебного процесса были представлены на выставке-ярмарке «Современная образовательная среда – 2003». Преподавателями и сотрудниками МЭИ были представлены более 40 экспонатов и 30 докладов, отражающих все направления наших работ в этой области. Результаты этих работ отмечены тремя дипломами и пятью медалями Всероссийского выставочного комплекса, которыми были награждены наши сотрудники.


В связи с реорганизацией Министерства образования и изменением руководящего состава ряда отраслевых и федеральных программ работы в этом традиционном для деятельности нашего университета направлении также претерпели изменения.

Так, изменилась направленность и организация работ по отраслевой научно-технической программе «Развитие информационных ресурсов и технологий. Индустрия образования». В прошлые годы МЭИ по этой программе получал ощутимую бюджетную поддержку в развитии программных и аппаратных средств информатизации учебного процесса. С большим трудом здесь удалось сохранить достойные позиции, хотя не обошлось и без потерь. Практически без бюджетной поддержки оказались работы по созданию средств автоматизированного лабораторного практикума с удаленным доступом по компьютерным сетям.

В не менее сложном положении оказалась и отраслевая научно-техническая программа «Создание системы открытого образования». В 2004 году количество двухгодичных работ по этой программе, начатых в 2003 году, сократилось в три раза. В этих непростых условиях МЭИ было поручено продолжать разработки электронных образовательных ресурсов по двум направлениям подготовки специалистов в области энергетики и электротехники с сохранением прежних объемов финансирования.

Значительно сложнее дела обстоят с федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды», наиболее щедро финансируемой из средств федерального бюджета. В течение 2002-2003 годов МЭИ по этой программе выполнял ответственные функции организатора конкурсов. За это время на высоком уровне были проведены конкурсные процедуры почти по 150 проектам на общую сумму более полутора миллиардов рублей. Участие МЭИ в выполнении организационных работ по этой программе принесло нам более 24 млн. рублей. Однако в 2004 году в связи со сменой руководства названной программы МЭИ не удалось добиться продолжения государственного контракта на организацию конкурсов, несмотря на отсутствие каких-либо нареканий со стороны Министерства по результатам ранее выполненных работ. Это значительная потеря и необходимо искать пути налаживания делового сотрудничества со вновь образуемыми структурами в Агентстве по образованию.

МЭИ, несомненно, находится на лидирующих позициях среди российских технических университетов по применению средств информатизации в управлении учебным процессом, разработке и применению средств дистанционных образовательных технологий. Главное теперь эту самооценку подтвердить результатами конкурсного распределения немалых бюджетных средств, которые выделяются на развитие информатизации образования. И это одна из основных задач Учебного управления на предстоящий учебный год.


Как и в прошлые годы, наиболее острой проблемой является проблема кадрового резерва ППС. Основные направления подготовки кадрового резерва преподавателей были разработаны нами в 2001 году. Это:

Сейчас на кафедрах университета (без кафедр хозрасчетных подразделений) работает 237 преподавателей в возрасте до 40 лет. Это 18,2 % от общей численности ППШ. 32 молодых преподавателя приняты в штат на доли ставки с доплатой из централизованных средств учебного управления и средств мэрии г. Москвы. Хочу подчеркнуть, что по приему молодых преподавателей учебное управление не отказало ни одной кафедре.

Средний возраст преподавателей (инженерных институтов) 54 года. То есть удалось, по крайней мере, застабилизировать ситуацию. Всего же в возрасте до 60 лет в МЭИ 63 % преподавателей. Если говорить в целом по университету, то, по нынешним временам, это выглядит не совсем плохо. Однако на ряде кафедр положение остается весьма тяжелым. На кафедре Электрического транспорта средний возраст преподавателей составляет 64.5 года, на кафедре ОКМ (если исключить одного 24-х летнего преподавателя) –64 года, на кафедре Котельных установок – 63,2 года.

В прошедшем учебном году 52 молодых преподавателя стали призерами конкурса на лучшую учебно-методическую работу. На поощрение призеров и по договорам на выполнение этих работ запланировано израсходовать в течение 2004 года более 2 млн. рублей. По сравнению с прошлым годом затраты возросли в два раза. В то же время ситуация с поддержкой преподавателей, завершающих работу над кандидатскими и докторскими диссертациями, существенно ухудшилась. В 2001/02 учебном году такая поддержка оказывалась 58 преподавателям. В следующем учебном году этот список «усох» до 36 человек, в этом году – до 32. Руководство кафедр и институтов видимо стало забывать использовать эту форму поддержки молодежи.


Итоги набора в 2004 году


Набор этого года осложнили, как минимум, 2 обстоятельства – введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и отмена совмещенного экзамена в комплексе «школа – ВУЗ». В частности, в рамках эксперимента по введению единого государственного экзамена Министерство обязало все ВУЗы Москвы выделить 50% специальностей, прием на которые проводился в том числе с учетом результатов ЕГЭ. Эти нововведения в течение почти всего учебного года лихорадили и школы и ВУЗы. Практически, до 5 июля (последнего дня приема документов на бюджетную форму обучения в МЭИ) ситуация была совершенно неопределенной.

На договорную форму обучения в МЭИ принимались абитуриенты, не прошедшие по конкурсу (с возможностью перехода на гособеспечение при условии хорошей учебы и наличия вакантных мест), а также абитуриенты, успешно выдержавшие тестирование по профильным дисциплинам. Последние должны платить за обучение и за проживание в общежитии до конца срока обучения в МЭИ.

При поступлении на госбюджетную форму обучения абитуриенты проходили письменные испытания по математике, физике и русскому языку; на договорную форму обучения (в ГПИ, ИТЭП, в Центры подготовки «МЭИ-ФЕСТО», «Институт безопасности бизнеса» и «Институт лингвистики») вступительные испытания проводились в форме тестирования с учетом профиля обучения.

Во вступительных испытаниях приняли участие 5326 человек, из них 42% составляют абитуриенты, прошедшие дополнительную подготовку при МЭИ.

Конкурс по МЭИ на начало экзаменов составил 3.57 (в 2003 г. – 3.35, в 2002 г. – 2.87), количество заявлений на 1 место в общежитии – 5.1 (в 2003 г. – 4.87, в 2002 г. – 3.72), т.е. конкурс в МЭИ пока непрерывно растет.

Максимальный конкурс был на ЭнМИ – 4.83, минимальный ИТТФ – 3.07.

Проходной балл по всем институтам – 7 (в 2003 г. – 7).

Среди зачисленных 46% составляют москвичи, 37% – жители Подмосковья, 22% – лица женского пола.

Принято 183 медалиста (в 2002 г. – 167, в 2003 г. – 132).

Хочу публично поблагодарить всех наших коллег, обеспечивших прием в этом году в МЭИ. Это, пожалуй, самый сложный прием на моей памяти за последние 15 лет, что обусловлено, как я уже говорил, ЕГЭ и отменой совмещенного экзамена.


С учетом грядущего демографического спада работа Факультета повышения квалификации преподавательского состава и Центров подготовки и переподготовки приобретает особо важный характер и в прошедшем учебном году эта работа существенно активизировалась.

В настоящее время при ФПКПС аккредитовано 35 Центров подготовки и переподготовки. Слушателям предлагается свыше 120 учебных программ различной продолжительности по актуальным проблемам тепло- и электроэнергетики, по менеджменту качества, по инновационному менеджменту, информационно-коммуникационным технологиям, углубленной языковой подготовке, организации конкурсов по закупке товаров и услуг.

По предложению Департамента развития персонала РАО «ЕЭС России» подготовлены программы кратковременных семинаров для управленческого и производственного персонала энергопредприятий и компаний, включая проблемы управления качеством, экологии, формирования рынка электроэнергии.

Объем платных образовательных услуг, предоставленных Центрами подготовки и переподготовки, в 2003 году превысил 30 млн. руб. Обучение прошли более 3600 человек.

^ Несколько слов о культурной жизни МЭИ

В связи с ремонтом ДК МЭИ основная деятельность велась, естественно менее интенсивно, однако, функционировали все кружки, клуб ученых, проводились и некоторые другие мероприятия (новогодний профессорский бал, 59-летие дня Победы).

Одним из важных культурных, воспитательных и образовательных мероприятий прошлого учебного года несомненно является проведение 6-той гуманитарной студенческой конференции "Лефортовские чтения" на тему: "Российское общество сегодня: наука, культура, мораль, экономика, право". Значительное расширение тематики конференции, привлечение к участию в ней хозрасчётных образовательных подразделений университета гуманитарной и экономической направленности позволило увеличить массовость участников и слушателей, а также поставить целый блок докладов  острой социальной тематики. Всего было представлено 44 доклада студентов и преподавателей, проведён Круглый стол на тему "Инженер и будущее России", состоялся концерт "Звёзды МЭИ". Конференция имела большой резонанс в среде студентов и преподавателей, её мероприятия посетило около 1000 студентов. Откровенно и неравнодушно проходили дискуссии, что особенно важно для студентов, имеющих очень малый опыт и возможности для публичных выступлений по общим вопросам. Эту практику надо и дальше совершенствовать, укреплять и поддерживать.

Хотелось бы сказать также несколько добрых слов о Музее истории МЭИ. Он не только совершенствует свои экспозиции, участвует в учебном процессе, проводя занятия с первокурсниками университета, но и занимается интересной методической и научной работой.


В прошлом году закончен первый этап очень сложной, но необходимой для сохранения истории МЭИ, работы по созданию аудиотеки "Выдающиеся учёные и преподаватели МЭИ", в которой также приняли участие старейшие и опытные сотрудники университета. Хочу сказать им всем - большое спасибо за этот благородный труд.

Продолжил свою работу Совет по гуманитаризации инженерного образования. Основное направление его деятельности заключается в разработке концепции гуманитаризации современного инженерного образования, создания условий для превращения гуманитарного образования не только в образовательный, но и воспитательный инструментарий как учебного, так и внеучебного процессов.


II. Научная работа


Прошедший год ознаменован как традиционным выполнением в области научно-исследовательских работ традиционных же задач, так и достаточно значимыми переменами, произошедшими, прежде всего в организационной части этой сферы.

Отчет проректора Клименко А.В. на мартовском Ученом совете МЭИ фактически подвел итог работы научного управления не только за 2003 год, но и, во многом, за 2003/2004 учебный год. Поэтому часть доклада, посвященная науке, будет относительно краткой.

Что можно было бы выделить особо в качестве успехов, достигнутых в 2003/04 учебном году? Как всегда ученые МЭИ успешно выступили в различных конкурсах Минобразования, Минпромнауки России и др. Из 72 заявок, поданных нашими учеными в различные конкурсы, 31 (43,1%) оказались в числе победителей. Продолжатся финансирование работ 7 ведущих научных школ университета и 10 молодых кандидатов наук, выигравших гранты Президента Российской Федерации. В течение всего этого периода финансировались 27 работ аспирантов МЭИ, как победителей конкурса грантов Минобразования России.

По прекрасной традиции девятый год подряд ученые МЭИ, в том числе молодые, удостаиваются премий государственного значения.

Практически на днях получено в этой связи еще одно приятное для МЭИ сообщение.

Указом Президента Российской Федерации от 13 августа 2004 года присуждены Государственные премии Российской Федерации для молодых ученых в области науки и техники.

Среди лауреатов – 2 авторских коллектива, выдвигавшихся Московским энергетическим институтом:

1. Два кандидата технических наук, доценты каф. ДПМ ТРИФОНОВ Олег Владимирович и ШИПКОВ Андрей Анатольевич.

2. Научный сотрудник каф. ТЭС АГАПОВ Роман Васильевич и бывшие сотрудники каф. ТЭС БУЯКОВ Дмитрий Викторович (ныне работник «Мосэнерго») и ШКОНДИН Юрий Анатольевич (ныне сотрудник РАО «ЕЭС России»). Прошу руководителей соответствующих подразделений от имени Совета поздравить с этой наградой наших молодых коллег.

Как всегда высокую оценку получили научно-исследовательские работы студентов МЭИ. Только в конкурсах НИРС Минобразования России ими было получено 15 медалей и 47 дипломов.

Мартовское заседание Ученого Совета сформулировало основные задачи научно-организационной работы в 2004 году.

Одно из них – увеличение объемов НИР по госбюджету и хоздоговорам. Из года в год мы отмечаем некоторый рост общих объемов НИР по МЭИ. И также ежегодно фиксируем, что по этому показателю мы заметно уступаем ведущим техническим университетам Москвы. В основном за счет меньших цифр по хоздоговорам и контрактам с зарубежными заказчиками. Напомню, что в 2002 году объем хоздоговорных НИР в МЭИ составил 111,9 млн. рублей, а в 2003 – 108,8 млн. При этом соответствующие цифры 2003 года по маи, мгту им. н.э. Баумана и миэт составили – 247, 324 и 230 млн. рублей, т.е. более чем вдвое и даже втрое превышают наши объемы. В чем причины такого заметного отставания? В отсутствии квалификации? Маловероятно. Значит, либо в отсутствии активности наших ученых, либо, что более вероятно, наши подразделения большую часть своих НИР выполняют в рамках левых договоров.

Не блестяще обстоят дела и с контрактами на НИР с зарубежными Заказчиками и фондами зарубежных стран, по выигранным грантам Европейского сообщества и т.п. Хотя мы ежегодно отмечаем все новые успехи в наших международных связях, создаем новые структуры, как, например, российско-китайский технопарк и т.д.

Полученные в первой половине 2004 года средства по хоздоговорам – 44,6 млн. рублей и контрактам – около 200 тыс. долларов США, заставляют научное управление, кафедры и подразделения усилить свое внимание к этой области работы. Тем более, что только на базе госбюджетного финансирования НИР вряд ли удастся решить другую задачу, поставленную Ученым советом: «совершенствование системы поддержки научной молодежи».

Прошедший год в этой части нашей работы был довольно успешным. Благодаря нашим общим усилиям – кафедр, управления аспирантуры и докторантуры, научного управления, найденным новым средствам поддержки и стимулирования как аспирантов, так и их научных руководителей, удалось по защитам кандидатских диссертаций выйти на уровень 92 защиты в год (!) и 18 защит диссертаций аспирантами в срок до окончания аспирантуры. Не ухудшился и показатель защит докторских диссертаций – 9 (2001 г. – 7, 2002 г. – 11). В первой половине 2004 г. уже защищено 35 кандидатских и 4 докторские диссертации. 22 научных руководителя аспирантов получат премии по 30 тыс. рублей за то, что их подопечные защитили диссертации в срок.

Вместе с тем у нас есть, как говорят, «издержки» и «недостатки» и в этой области. Ценой значительных усилий нам удалось сохранить план приема в аспирантуру на этот год. Однако, пожалуй впервые за многие годы, после проведенных весной вступительных экзаменов в аспирантуру у нас оказались вакансии. Они исчисляются очень небольшим числом, но на наш взгляд это очень тревожный симптом. Требует глубокого анализа факт невыполнения плана приема в аспирантуру такими кафедрами как АЭП, Промэлектроники, ФКС, Низких температур.

Не нужно забывать, что число аспирантов, их качество (именные стипендии, гранты и т.п.) и защиты ими диссертаций в срок являются важными показателями, которые учитываются при составлении рейтингов университетов и, несомненно, будут использованы при включении вуза в перечень ведущих университетов России. Попадание в элиту высшего образования с достойными научными показателям – это еще одна наша задача.

Еще не известно, как будет называться эта элита – «ведущие вузы», «исследовательские университеты» или что-то другое. Да и не в названии дело. Дело в попадании в это число. Сейчас нами предпринимается несколько конкретных мер, которые следует рассматривать как важные шаги в укреплении авторитета МЭИ.

Первая мера – шаги в направлении интеграции МЭИ с академической и отраслевой наукой, государственными научными центрами. Как известно, мы вновь вышли с предложениями об интеграции с ВЭИ им. Ленина.

Второе – наметились положительные тенденции в наших отношениях с ОКБ МЭИ, что, безусловно, может и должно принести дивиденды обеим нашим организациям.

К сожалению, в части наших взаимоотношений по науке с РАО «ЕЭС России» и ОАО «Мосэнерго» 2004 год пока не может быть отнесен к успешным, способствующим росту авторитета МЭИ. Конечно, заметные организационные изменения, происходящие в этих компаниях, отражаются на их отношениях с МЭИ. Тем не менее, видимо, надо увеличить наши усилия в работе с руководством этих компаний.

Наконец, еще одно важное замечание. В марте была поставлена задача «обеспечения достойного участия МЭИ в конкурсах программ и грантов. Как бы хотелось, чтобы они (конкурсы) состоялись, и нас ждала бы «горячая осень 2004 года», как это бывало и ранее. Но реорганизация государственных органов управления, в том числе и вузовской наукой, пока не позволяет надеяться на такие же конкурсы. Что касается системы грантов, то специально для вузов их, видимо, не будет вообще! Теперь нам придется участвовать в различных состязаниях «на ниве научных проектов» не только с вузами, но и с академическими и отраслевыми научными организациями. Определенно, что уровень требований к проектам-победителям таких конкурсов вырастет значительно. К этому надо быть готовыми. В том числе и поэтому хочется, чтобы решение Ученого Совета о необходимости анализа участия ученых МЭИ в различных конкурсах, и принятия мер, обеспечивающих активное и достойное участие сотрудников МЭИ в очередных конкурсах кафедрами и подразделениями, стало не дежурным и формальным, а заинтересованным обсуждением реальной перспективы.

Два года назад мы ставили задачу «адаптации» нашей научной деятельности к новым тенденциям в финансовом сопровождении НИР (налог на прибыль, казначейство и др.). В этом году, видимо, нас ждет еще более серьезная «адаптация» – к новой государственной системе организации науки. Решить ее, достойно выйти из этой очередной «перестройки», успехами в науке встретить 75-летие МЭИ – дело чести ученых МЭИ. Добавлю, что научное управления в рамках юбилея планирует проведение научных симпозиумов, конференций, семинаров, по всем направлениям научной деятельности МЭИ.


Об инновационной деятельности в МЭИ


О развитии инновационной деятельности в МЭИ мы говорили на выездном заседании Ученого совета МЭИ в Фирсановке в феврале этого года. Выделялось пять задач, которые необходимо решить. Первая – решение задачи управления интеллектуальной собственностью, создаваемой в университете при ее коммерческом использовании. Вторая – это формирование механизмов взаимодействия инновационных компаний МЭИ с кафедрами и подразделениями. Третья задача– формирование образовательных программ в области коммерциализации технологий и инновационного бизнеса. Четвертая – развитие научно-технического и инновационного сотрудничества на международных рынках. И, наконец, пятая задача – определение перспектив для расширения инновационной инфраструктуры Научного парка МЭИ. На решение этих проблем и была нацелена работа инновационного блока МЭИ.

Что касается первой задачи, на сегодня подготовлены проекты документов, определяющие стратегию университета в отношении интеллектуальной собственности, которые мы планируем использовать в работе в новом учебном году.

Одновременно с разработкой документов проведена оценка ряда перспективных технологий, разработанных в институтах МЭИ, с целью их дальнейшей коммерциализации.

Решение задачи формирования механизмов взаимодействия инновационных компаний МЭИ с кафедрами и подразделениями развивалось в трех направлениях - привлечение студентов для работы в компаниях, включая проведение практик, выполнение курсовых и дипломных работ, образовательные услуги для компаний в области подготовки и переподготовки кадров, проведение исследований сотрудниками МЭИ по заказу компаний. Хотя это только первые шаги, работа по данным направлениям идет и идет достаточно успешно.

В настоящее время в инновационных компаниях МЭИ работает более 50 студентов и аспирантов. В рамках проведения научных исследований по заказам инновационных компаний с МЭИ заключен ряд договоров, ведется работа по реализации совместных разработок силами подразделений МЭИ и компаний. Выделен грант компании «Медиана –фильтр» на проведение исследований. Это, пожалуй, первый случай, когда небольшая инновационная компания выделяет средства на науку, не ограничивая условия проведения исследований какими-либо рамками.

На Фирсановке отмечалось, что для работы в области высоких технологий нам нужны управленцы, т.е. специалисты в области технологического менеджмента. Мы эту работу начали. В весеннем семестре прошлого учебного году началась подготовка по программе «Инновационный бизнес», которая разработана совместно кафедрой Экономики промышленности и организации предприятий и Научным парком МЭИ. Слушателями по данной программе в прошлом году были авторы технологий, оценку которых мы проводим в МЭИ и представители инновационных университетских компаний. В новом учебном году мы планируем привлечь в программу аспирантов и докторантов МЭИ, а также представителей кафедр МЭИ для формирования понимания инновационного бизнеса и возможностей коммерциализации технологий. Об инновации и инновационном пути развития экономики, то есть экономики, основанной на знаниях, сейчас говорят на самых разных уровнях, включая Президента России. И нам необходимо через данную программу дать понимание того, как МЭИ может построить свою деятельность в этом направлении.

Решение задачи работы на международных рынках в отношении заказных НИОКР и продажи технологий и технологических продуктов проводилось в рамках созданного на межгосударственном уровне Российско-китайского технопарка. Многие из нас не удовлетворены состоянием дел в этой сфере, тем, что как я уже говорил, много контактов, но нет контрактов. И это правда, как правда и то, что мы не очень-то умеем вести дела с зарубежными партнерами. Сегодняшняя работа в рамках Российско-китайского технопарка как раз и нацелена на разработку механизмов, которые позволили бы сделать эту работу эффективной. Эти механизмы включают в себя и разработку определенных форматов и алгоритмов, по которым происходит поиск партнеров, и создание условий поручительства надежности с обеих сторон, и эффективное управление проектами. Это достаточно длительная работа, но есть и первые результаты. В настоящее время формируется программа сотрудничества между российскими и китайскими университетами, координаторами которой в России будет наш университет, а в Китае – Харбинский политехнический институт, один из лучших девяти университетов КНР. Ядро указанной программы составляют проекты в области энергетики сверхкритических параметров и в области космических исследований.

В отношении перспектив развития инфраструктуры под уже созданные и вновь создаваемые компании следует отметить, что в настоящее время завершен анализ деятельности опытного завода МЭИ и намечены пути использования незадействованных помещений в целях развития инновационной инфраструктуры, научных и учебных целей.

Хочу еще раз подчеркнуть, что развитие инновационной деятельности в составе университета позволит сделать нас более динамичными, рыночно ориентированными, позволит более широко использовать в России, и за ее пределами те научные результаты и заделы в образовании, которые разработаны в МЭИ.


Работа управления международных связей


Деятельность этого управления чрезвычайно широка, хотя и малозаметна на первый взгляд, но очень важна для престижа МЭИ в целом и, особенно на международной Университетской Арене. Попытаюсь показать это.

В прошедшем учебном году в МЭИ обучались 611 иностранных учащихся, среди них 502 студента, 57 аспирантов и 52 стажера. Из них 186 человек обучались по государственной линии, а 425 человек – по контрактной. Наши иностранные учащиеся представляют 62 страны мира. Самые многочисленные группы – из Вьетнама, Монголии, Ирана, Мьянмы (Бирма).

В частности, в прошедшем учебном году у нас было 57 студентов из Мьянмы, из которых первые 16 человек успешно защитили магистерские диссертации и получили дипломы.

Третий год МЭИ осуществляет обучение монгольских студентов в рамках совместной программы с Улан – Баторским университетом, по которой 2 года студенты учатся в Монголии и 2 года – в МЭИ. В этом году количество студентов данной программы, обучающихся в МЭИ, возросло до 50 человек, из которых 13 человек получили дипломы бакалавров.

Состоялся 6-й выпуск студентов, обучавшихся на английском языке по специальности 2201 – Вычислительные машины, комплексы, системы и сети. Дипломы получили 4 бакалавра и 3 магистра. Всего в этом году на английском языке обучалось 37 иностранных студентов.

В предстоящем учебном году планируется прием 100 иностранных граждан на все формы обучения. Эта цифра ограничивается наличием мест в общежитии. Отсутствие достаточного количества мест в общежитии для иностранных учащихся резко снижает уровень комфортности проживания и уменьшает привлекательность обучения в МЭИ. Благодаря совместным усилиям дирекции студенческого городка и УВС весной и летом этого года проводился ремонт двух этажей, предназначенных для иностранных учащихся. Помимо жилых помещений был проведен ремонт в рабочих комнатах, где студенты смогут готовиться к занятиям и проводить свободное время.

Продолжает развиваться система самоуправления иностранных учащихся, активно заработал Интерсовет. В этом году проведены организационные собрания наиболее крупных землячеств иностранных студентов. Приоритетными направлениями деятельности землячеств являются: обеспечение порядка проживания в общежитии, помощь в учебе и организация досуга иностранных учащихся.

Четвертый год подряд совместно со студенческим профкомом МЭИ организован весенний интернациональный фестиваль, в рамках которого проведены спортивные соревнования, национальные выставки. Завершился фестиваль концертом в Большом актовом зале МЭИ.

Прошедшей весной наши иностранные студенты успешно представили МЭИ на VI Московском Пушкинском молодежном фестивале, победив, кстати, в 3 из 5 номинациях.

В настоящее время МЭИ имеет партнерские отношения на основе договоров о сотрудничестве с 73 вузами из 34 стран. Наиболее надежными и стабильными партнерами в настоящее время являются вузы Польши, Германии, Италии, Китая, Монголии, Кореи. Особенно активно стремятся к расширению связей вузы Китая. В настоящее время 14 университетов и институтов Китая имеют договора о сотрудничестве с МЭИ.

Среди активно сотрудничающих кафедр следует отметить: каф.АСУТП, каф.ИТФ, каф.ТМПУ, каф. ЭИ, каф. ЭЭА, каф. Технологии металлов, каф. ПГТ, НТИЦ ЭТТ, каф. РПУ.

Успешно реализуется совместная с ТУ Ильменау программа по обучению на немецком языке студентов МЭИ по специальности «Информатика». Эту дополнительную форму обучения для наших студентов уже в течение 6 лет ведет кафедра ИИТ; в программе в настоящее время участвуют около 100 студентов. В сентябре 2003 года первым 9 выпускникам МЭИ были вручены еще и дипломы инженера-информатика ТУ в г. Ильменау (Германия).

В общей сложности за прошедший учебный год в служебные командировки за границу в более чем 20 стран мира выехало почти 150 преподавателей и научных сотрудников МЭИ.

18 человек выезжали в зарубежные вузы-партнеры МЭИ для выполнения работ по планам межвузовского сотрудничества. В основном это ВУЗы Китая и Германии.

На долгосрочной преподавательской работе по контрактам, заключенным с МЭИ, в настоящее время работают за рубежом 6 преподавателей: в Тунисе, Польше, Монголии и Китае.

Второй раз в нашей ежегодной конференции молодых ученых принимают участие студенты и аспиранты зарубежных университетов. В этом году 16 участников из Словакии, Польши, Чехии и Германии выступили с докладами.

В прошедшем учебном году в МЭИ было принято 39 иностранных делегаций из Германии, Китая, Кореи, Италии, Болгарии, Египта, Тайваня, Венгрии, Вьетнама.

В мае мы провели очередную встречу иностранных выпускников. Из семитысячной армии иностранных специалистов, вышедших из стен нашего института, в этот раз по нашим финансовым возможностям мы смогли принять лишь 17 человек – представителей 10 стран. Наши выпускники получили возможность вновь приехать в Москву, вспомнить свои студенческие и аспирантские годы, пройтись по коридорам родного института, побывать на своих кафедрах и самое главное – восстановить, или упрочить с МЭИ контакты и связи.


Работа Административно - хозяйственного управления


Сегодня, к сожалению, мы не можем сказать ставшую уже банальной фразу, что институт за прошедший год ничего не потерял из подразделений социальной сферы. Идет очередной, как многие видят, передел собственности в России и объекты Высшей школы являются весьма лакомыми, а главное малозащищенными объектами. Как известно, санаторий «Энергия», став ФГУПом Министерства образования, по существу перестал быть институтским. Летом прошлого года по инициативе Мингосимущества и с молчаливого согласия нашего Министерства в санатории поменялось руководство, что в свою очередь, серьезным образом осложнило работу наших подразделений на территории «Фирсановки». В этом году впервые за много лет из-за отсутствия достаточного количества «институтских» детей, а в итоге по финансовым соображениям не функционировала в летнее время дача детского сада. В заключительной стадии, с пока непонятными перспективами, находится в Правительстве Украины в Киеве рассмотрение наших документов, подтверждающих право собственности института на лагерь в г. Алуште. А Крым это другое Государство.

Почти год мы ведем тяжелый имущественный судебный процесс с ОКБ МЭИ. Безусловно, когда процессы приватизации могут вот-вот коснуться и высшей школы, вопросы собственности, имущественных отношений все больше потребуют внимания руководства института и его структурных подразделений.

Весь период, начиная с начала этого календарного года, а конкретнее с февраля месяца, мы провели, как известно, под знаменем наведения элементарного порядка в институте, усиления воспитательной работы, особенно в студенческой среде. С этой целью был создан отдел по социальной и воспитательной работе. Руководителем этого подразделения стал председатель профкома студентов Федотов А.М.

Мы законодательно, внеся изменения в Правила внутреннего распорядка института, наряду с известными нарушениями (курение, появление в нетрезвом виде, порча имущества МЭИ) запретили так же использование на любых видах занятий в стенах института мобильных телефонов, электронных игр, радиоплееров с наушниками, а также самое грустное явление среди наших воспитанников – грубость и брань, свидетелями чего мы часто бываем.

В соответствии с Решением Ученого совета в «Фирсановке» нами был разработан план мероприятий, выполнение которого внесло бы заметный перелом в морально-психологический климат в институте. Этот план рассматривался на ректорате, а затем на Ученом совете института. Сегодня уже можно говорить о некоторых результатах выполнения этого плана.

В соответствии с этим планом и с учетом оговоренного на Ученом Совете, как я уже упоминал в начале доклада, объема финансирования, мы пересмотрели структуру оплаты малоимущих категорий работников с учетом дополнительного увеличения численности работающих в хозяйственном управлении, что, в свою очередь, должно сказаться на качестве выполняемых работ.

Так, оплата, например, уборщиц, гардеробщиц, работников ВОХР и т.д. должна увеличиться в среднем на 1200÷1500 руб. Деньги может быть небольшие, но для этой категории работников довольно заметные.

Кроме того, выделенные Ученым советом деньги позволили закупить скамейки, которые устанавливаем в местах рекреаций, поставить урны, провести некоторые работы по приведению в порядок территории Университета.

Сегодня можно сказать, что из 21 пункта утвержденного Административно-хозяйственным управлением плана подобных мероприятий около половины уже выполнено.

Надеемся, что эти меры позволят сделать наш институт чище и комфортабельнее.

Как известно, 4 комиссии ректората в весеннем семестре прошли все подразделения кафедры, помещения института. Выявлены значительные недостатки в уборке помещений, содержании туалетов, инженерных коммуникаций – и это понятно: недостаток средств, слабая работа хозяйственных служб, но есть вещи и непонятные. Например, на одной из кафедр у руководителей кафедры не оказалось ключей от трети помещений. Много нареканий на состояние дворовой территории дома 17, хотя раздражающие всех пристройки, металлические ящики и пр. принадлежат исключительно кафедрам.

Сегодня в институте действует приказ, на основании которого проведена проверка всех «незаконно» установленных сооружений (гаражей, пристроек, сараев и т.д.). Постепенно мы начинаем их убирать. Скажите, о какой воспитательной работе в институте можно говорить, если на «Аллее Памяти» стоят совершенно безобразные гаражи наших сотрудников, нахождение которых в этом месте не только оскверняют память о погибших наших товарищах, но как мне кажется, оскорбляют всех работников института. В соответствии с предложением, высказанным на Ученом совете в «Фирсановке», мы начинаем работу по реконструкции стенда на 4-ом этаже корпуса «В», состояние которого сегодня играет абсолютно антивоспитательную роль. Аналогичную работу мы планируем провести и в фойе 3-го этажа этого же корпуса.

Остается у нас и желание установить на входах в институт турникеты. Однако по этому вопросу нам надо примирить позицию милиции (правоохранительных органов) и пожарных. Одни говорят, что турникеты – это хорошо, другие считают, что это недопустимо в институте – в месте большого скопления людей.

На Ученом совете в «Фирсановке» много говорилось о вандализме, ответственности за сохранность институтского имущества, системе наказания и т.д. К сожалению надо констатировать, что эти проблемы не сняты, по-прежнему, остаются актуальными. К примеру: по просьбе сотрудниц института в женских туалетах установили крючки, так вот в туалете корп. «И» за это время их уже дважды снимали. Летом этого года мы произвели ремонт лестницы корп. «Ж-З». На следующий же день после окраски стен на них появились надписи!!! С этим явлением надо бороться всем миром, а в этой борьбе вопросы наказания приобретают главную роль. Всего за 2003 год за различные нарушения в виде наказания (вместо исключения из института) на общественно-полезные работы было направлено 67 студентов. В тоже время за курение в стенах института было задержано 7 преподавателей и 7 арендаторов. Что прикажете делать с ними? Их тоже направить на исправительные работы? Больше всех нарушений в %-ном отношении для всех категорий нарушений на ИББ – около 8%, меньше всего на АВТИ – 2%.

За 2003 год за нарушение правил внутреннего распорядка студентами нами было объявлено: замечаний – 328, выговоров – 106, 22 человека было выселено из общежития и 17 человек отчислено из института. Много это или мало, достаточно для эффективной воспитательной работы или нет – трудно сказать. К сожалению, за нарушение правил распорядка (нахождение в учебных корпусах после 22.00) очень часто задерживаются не студенты, или аспиранты, а сотрудники кафедр (22 чел.). Однако всем в институте должно быть понятно – за любое нарушение наказание следует неизбежно. С этой целью нами в качестве эксперимента был создан добровольный студенческий отряд (инициатор ИПЭЭФ), который оказывает заметную помощь нашей дружине. Так же с целью возобновления опыта ССО мы организовали в этом году работу студенческого отряда, который занимался в основном благоустройством территории. Вы видите определенные улучшения около корпуса «Е», на газонах перед центральным корпусом, во внутренних дворах института – это результат работы студенческого отряда.

Коротко о ближайших планах в преддверии Юбилея.

В начальной стадии находится реализация проекта по строительству нового общежития. Уже выполнены предпроектные работы, Если все пойдет по плану, то в 2005 году будет сделан проект и в 2006 начнется строительство.

Но основная проблема и это задача, которую должно решать руководство института – найти деньги на само строительство и немалые, около 500 млн. рублей.

В общем, наши усилия сегодня направлены на то, чтобы к юбилею нашего института мы провели его в полный порядок.

Чтобы не стыдно было нам перед нашими именитыми выпускниками, гостями, перед всеми кто посетит и поздравит нас в дни празднования. Но главное, – не стыдно, прежде всего, перед самими собой.

В плане ремонта института к юбилею ректорат планирует за счет средств наших энергетических компаний РАО «ЕЭС России», Мосэнерго, ФСК, Линейный оператор отремонтировать фойе 1 и 2-го этажей 17-го корпуса, БАЗ и МАЗ. Выполнен, к примеру, силами профессионалов-дизайнеров прекрасный проект реконструкции фойе 1-го этажа, где мы сделали попытку, убрав нагромождение киосков, восстановить первоначальный облик этого фойе, открыв, в частности, по возможности естественное освещение.

Есть принципиальная договоренность с руководством вышеперечисленных компаний о сумме средств на данный ремонт. Это более 30 млн. рублей, т.е. более 1 млн. долларов США. Дело за нашими институтами и кафедрами – привлечь для ремонта своих подразделений средства своих выдающихся выпускников. И ряд наших подразделений уже приступил к этой работе. Так, заведующий кафедрой релейной защиты А.Ф. Дьяков изыскал средства (около 2,5 млн.рублей) и привел в порядок не только свою кафедру, но выполнил ремонт 2-го этажа корп. Г. Там мы тоже убрали клетушку в торце коридора, принадлежащую УВС, чтобы тоже открыть естественное освещение коридора. Заметную активность проявляет А.С. Седлов и некоторые другие руководители.

Несколько выпускников, в основном ИТТФ, обещают отфинансировать заключительное торжественное юбилейное мероприятие, которое до последнего времени мы планировали провести в мае в киноконцертном зале. «Россия», вмещающем около 2,5 тысяч человек. Однако его к этому времени могут начать сносить. Нужно искать другие варианты. Напомню, что 5 лет назад в Колонный зал мы смогли пригласить лишь 1 тыс. студентов и сотрудников МЭИ, а также наших гостей.

В рамках подготовки к юбилею начат ремонт ДК МЭИ. Ремонт был остро необходим, т.к. все сыпалось, полы находились в аварийном состоянии. В течение года удалось изыскать средства на ремонт большого и малого залов, фойе 1 и 2 этажа, гардероба, близится к завершению ремонт туалетов и фасада. Надеюсь, что в самое ближайшее время мы увидим обновленный ДК МЭИ. Следует добавить к этому, что, наконец, и надеюсь окончательно бывшая столовая №32 вновь стала собственностью МЭИ – она войдет в состав Культурного центра МЭИ, функции которого мы в ближайшее время определим – сегодня можно лишь сказать, что это должен быть комплексный центр досуга студентов и сотрудников МЭИ.

Заканчивая выступление, мне хотелось бы пожелать всем присутствующим крепкого здоровья, успехов во всех наших делах и начинаниях. Всем нам достойно подготовиться и встретить юбилей нашего родного МЭИ.

Спасибо за внимание.

byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2007-g.html
byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2010-goda-stranica-2.html
byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2012-goda-oglavlenie.html
byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-iyul-avgust-2009-goda.html
byulleten-novih-postuplenij-za-maj-2009-goda-stranica-2.html
byulleten-novih-postuplenij-za-maj-2010-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-soveta-po-pravam-cheloveka-o-rabote-egoodinnadcatoj.html
  • textbook.bystrickaya.ru/indoevropejci-istoricheskie-korni-slavyan-stranica-25.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chast-chetvertaya-prinyatie-reshenij-v-krizisnih-biznes-situaciyah.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-rajona-mechetlinskij-rajon-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/satiricheskie-i-shutochnie-obrazi-programmi-formirovanie-u-uchashihsya-nacionalnoj-duhovnoj-i-muzikalnoj-kulturi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/turi-v-vengriyu-i-horvatiyu-vdannom-kataloge-vashemu-vnimaniyu-predstavlen-obshirnij-vibor-avtobusnih-ekskursij-dlya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tjn-men-dmitrij-volbonovich-respublika-kazahstan-i-respublika-koreya-v-politicheskom-processe-novie-realnosti.html
  • college.bystrickaya.ru/39-etnografiya-etnologiya-nravi-obichai-zhizn-naroda-folklor-chvash-knizhnaya-respublikin-12-2008-letopis.html
  • urok.bystrickaya.ru/prirodno-resursnij-potencial-strani-i-problemi-ego-racionalnogo-ispolzovaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uche-bnoj-disciplini-f-tpu-1-2101-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii.html
  • college.bystrickaya.ru/2-voprosi-k-ekzamenu-i-zachetu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-uchebnij-plan-podgotovki-bakalavra-po-napravleniyu-podgotovki-151900-konstruktorsko-tehnologicheskoe-obespechenie-mashinostroitelnih-proizvodstv-.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/povishenie-stojkosti-tokarnih-rezcov-za-schet-obespecheniya-ravnomernogo-iznashivaniya-smennih-mnogogrannih-plastin.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-nacionalnaya-programma-po-ispolzovaniyu-vozobnovlyaemih-istochnikov-energii-na-2006-2010-gg.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poltichna-stablnst-konflkti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ods-09-tehnologii-fizkulturno-sportivnoj-deyatelnosti-celi-i-zadachi-disciplini-cel-disciplini.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-klyuchevie-problemi-istorii-evropejskogo-severa-rossii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/seredina-konsultacii-psihoterapiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/fakti-i-kommentarii-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/donald-brodbent-i-vzhodt-na-kognitivnata-psihologiya-biografichen-kontest-na-nauchnoto-delo-na-u-makdaugol-6-avtorski.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacionalnaya-innovacionnaya-sistema-model-koordinacii-vizovi-innovacionnogo-razvitiya-5-sostoyanie-innovacionnoj-sferi-8.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-pluton-kod-emitenta.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtor-pashatova-ekaterina-uchenica-9-klassa.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-elektrotehnika-i-elektronika-teoreticheskie-osnovi-elektrotehniki.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplomirovannogo-specialista-stranica-8.html
  • bukva.bystrickaya.ru/suhov-chast-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/4usloviya-realizacii-professionalnogo-modulya-programma-professionalnoj-podgotovki-professionalnoj-podgotovki.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-prakticheskih-rabot-po-discipline-opd-10-valyutno-finansovie-operacii-dlya-specialnosti-100106-organizaciya-obsluzhivaniya-v-obshestvennom-pitanii-napravleniya-100100-servis.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-ocenochnie-sredstva-dlya-tekushego-kontrolya-uspevaemosti-promezhutochnoj-attestacii-po-itogam-osvoeniya-disciplini-i-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-samostoyatelnoj-raboti-studentov-7.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mesta-zarozhdeniya-zelenkov-m-yu-pravovie-osnovi-obshej-teorii-bezopasnosti-rossijskogo-gosudarstva-v-xxi-veke.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-ya-beresneva-i-m-yaglom-simmetriya-i-iskusstvo-ornamenta.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predsedatelstvuyushij-predsedatel-dissertacionnogo-soveta.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-zashite-dopuskayu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tvorcheskaya-evolyuciya-i-socialnaya-zhizn.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodi-effektivnoj-prodazhi-tovarauslugi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.