.RU

Духовность в формировании ценностных ориентации старшеклассников лицея

А. В. Атаманчук

В настоящие время российское образование, как и общество в целом, вступило в новый этап своего развития. Этот период напрямую связан с переменами менталитета общества и личности, а также изменением ценностных ориентации, в первую очередь, у подрастающего поколения.

Измененная система ценностей приводит к необходимости осмысления такого базового компонента, как духовность. Именно духовность является той «поступательной сущностью человека, которая обеспечивает ему полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной природы» [1].

Выступая стержневым компонентом личностной системы ценностей, духовность, по мнению Л. П. Буевой, становится «показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и способностей» [2].

Направленность современного образования на формирование духовных ценностей у детей и подростков способствует созданию условий к укреплению базовых общечеловеческих ценностей.

Для более четкого представления определенных человеческих условий, стимулирования духовного развития человека обратимся к уточнению понятия «духовность». Само по себе оно многогранно. И все же существует ряд определений, позволяющих выделить базовые критерии и признаки духовности.

В исследовании Л. Степаненко «Философия и история образования» подчеркивается, что философское понятие «духовность» включает в себя прежде всего устремленность к возвышенному, идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам. Такую позицию мы находим в работе И. М. Ильичевой, где духовность рассматривается как «постоянный возврат человека к человеческому в себе» и как способность создавать внутренний мир, мир индивидуальных смыслов [3]. Опираясь на индивидуальные смыслы, личность получает возможность преодолевать жестокость жизненных ситуаций, проблем. Именно в этот период появляется готовность подняться из состояния повседневности в сферу достойного, истинно человеческого.

Здесь можно говорить уже о духовном саморазвитии личности, что связано, в первую очередь, с умениями преодолевать одномерности духовного мира, приобретать все новые духовные ценности. Это и есть процесс формирования нравственной самостоятельной, духовно богатой личности.

Ядром же духовности считается сформированная система ценностей. Термином «ценность» обозначается природное свойство человека в его отношении к миру, окружающем его людям, к самому себе, в котором присутствует оценка субъекта, проявление избирательности, предпочтения по отношению к другим объектам. Осваивая ценности, человек приобретает такие свойства, которые характеризуют его как активную личность, субъект жизнедеятельности.

Разрабатываемые концептуальные основы духовного развития в процессе образования юношества решают, прежде всего, задачи интеграции знаний о духовной сфере человека и ее развития, о ценностях как фундаментальных основах человеческой культуры.

В связи с этим отметим, что актуальной проблемой педагогики на современном этапе является определение в содержании образования его аксиологически ценностных аспектов, создающих в образовательном пространстве условия для развития у учащихся гуманистических ценностных ориентации. Таким образом, результат воспитания духовности усматривается в развитии позитивных гуманистически ориентированных чувств и их тенденций к высшему проявлению, духовному развитию личности ребенка.

В контексте вышесказанного на базе лицея-интерната СевКавГТУ было проведено изучение исследования ценностных ориентации старшеклассников.

Данные для научной рефлексии были получены с помощью использования таких комплексных методов, среди которых: наблюдение, беседа, «незаконченные предложения», эссе на тему: «Я в мире человек». Респондентам предлагалась серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы они завершили их по своему усмотрению. Предложения формировались таким образом, чтобы была возможность стимулировать лицеистов на ответы, относящиеся к определенным нами исследовательским задачам. Эта работа позволила нам выявить наличие у подростков проблем духовного самоопределения, ожидания психолого-педагогической помощи со стороны взрослых, возможности раскрытия внутреннего мира личности старшеклассника лицея.

Результаты диагностики ценностных ориентации лицеистов свидетельствуют о довольно высоком уровне осознания значимости общечеловеческих ценностей в процессе жизнедеятельности во всех социальных сферах. Однако отметим, что полученные результаты могут быть широко интерпретированы в зависимости от выбранного предмета исследования. Особое значение для нас приобретает тот факт, что ценности, относящиеся к области духовной сферы личности, не смогли занять ведущих мест по результатам диагностики.

• Так, «уверенность в себе», характеризующаяся внутренней гармонией, свободой от внутренних противоречий и сомнений была поставлена на 4 место (в общей выборке);

• свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) - 5 место;

• «красота природы и искусства», которая связана с переживанием прекрасного в природе и искусстве - 10 место.

Наиболее значимыми для лицеистов явились:

• здоровье-1;

• материально обеспеченная жизнь - 2;

• общественное признание - 3.

Такие данные свидетельствуют о превалировании тех ценностей, которые смогут способствовать укреплению социального положения, основанного на материальном превосходстве и общественном признании. Это положение во многом отражает особенности социальной стратификации современного российского общества, подчеркивает кризис духовного развития подрастающего поколения.

На основании вышеизложенного отметим, что проблема развития ценностных ориентации в старшем школьном возрасте является на современном этапе одной из актуальных. В структурной иерархии диспозиций личности ценностные ориентации занимают высший уровень, так как ценности играют важную роль в изменении личностных пространств в период ранней юности.

Данные диагностического исследования показали, что подросток нуждается в косвенной помощи взрослого при формировании ценностных ориентации на этапе ценностного самоопределения. Однако эффективность в значительной мере определяется характеристиками взаимодействия, предполагая преодоление авторитарности и выработку новых конструктивных стилей равноправного общения. Потребность в установлении ценностей в качестве жизненных ориентиров претерпевает существенные трудности в период ценностного, духовного кризиса в обществе. Развитие ценностных ориентации предполагает освоение культурного опыта, что делает наиболее важными в этом отношении содержательный компонент ряда предметных блоков в образовательном пространстве лицея.

Выявленные особенности ценностного ряда старшеклассников лицея позволяют сделать вывод о необходимости проводить коррекционную работу как со старшеклассниками, так и методов взаимодействия и обучения педагогов лицея.

В заключение отметим, что развитие духовности старшеклассников, основанное на приоритете общечеловеческих ценностей, становится той платформой, на которой происходит становление личности, способной гуманно функционировать в социуме, целесообразно преобразовывающей действительность на принципах творческой реализации внутреннего потенциала.

Список литературы

1. Ильичева И. М. Психология диагностики. - СПб., 2003.

2. Буева Л. П. О ценностях духовной культуры. - СПб., 1999.

3. Степаненко Л. М. Философская история образования. - М., 2000.


dzhajnizm-i-drugie-religii-paul-marett-jainism-explained-1985.html
dzhakomo-puchchini-puccini.html
dzhanni-rodari-puteshestvie-goluboj-streli.html
dzhaz-kak-sociokulturnij-fenomen-na-primere-amerikanskoj-muziki-vtoroj-polovini-xx-veka.html
dzheffri-choser-kenterberijskie-rasskazi.html
dzhej-hejli-o-miltone-eriksone-perevod-s-anglijskogo-v-m-sarinoj-i-yu-a-hudokon-moskva-nezavisimaya-firma-klass-1998.html
  • grade.bystrickaya.ru/minina-e-l-kand-yurid-nauk-gl-4-12-shuplecova-yu-i-kand-yurid-nauk-gl-11.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iogann-gete-faust-stranica-7.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-i-programma-raboti-soveshaniya-s-i-makovskaya-pervij-zamestitel-ministra-obrazovaniya-i-nauki-krasnoyarskogo-kraya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/intensifikaciya-processov-gidroliza-i-anaerobnogo-sbrazhivaniya-stochnih-vod-brodilnih-proizvodstv.html
  • credit.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-ii-kursa-specialnosti-061100.html
  • school.bystrickaya.ru/logka-metodologya-chast-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-o-geroyah-20-go-otdelnogo-tyazhelogo-bronepoezda.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-kursu-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • bukva.bystrickaya.ru/semioticheskij-kvadrat-kak-zerkalo-art-revolyucii.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernij-perechen-voprosov-vinesennih-na-gosudarstvennij-itogovij.html
  • credit.bystrickaya.ru/plenum-verhovnogo-suda-rossijskoj-federacii-ot-14-fevralya-2000-g-n-7-o-sudebnoj-praktike-po-delam-o-prestupleniyah-nesovershennoletnih-.html
  • credit.bystrickaya.ru/otskanirovano-komandoj-yage-ru-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pozhar-v-volgograde-na-mamaevom-kurgane-likvidirovan-informacionnoe-agentstvo-visota-1020-08082011.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekonomicheskaya-istoriya-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-utverzhdena.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-obstanovka-k-1939-godu-vneshnyaya-politika-sssr-nakanune-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • letter.bystrickaya.ru/nacionalnij-kongress-diskussionnie-voprosi-sovremennogo-akusherstva-.html
  • university.bystrickaya.ru/etapi-realizacii-zalogovogo-prava-kreditnie-operacii-kommercheskogo-banka.html
  • bukva.bystrickaya.ru/model-organizacii-obrazovatelnogo-processa-detej-3-4-let-rekomendacii-podgotovleni-po-materialam-n-v-miklyaevoj.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mental-illness-psihicheskoe-zabolevanie-dushevnaya-bolezn-rukovodstvo-po-processualnoj-rabote-perevod-s-anglijskogo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strategiya-v-ryadu-voennih-disciplin-kniga-v-seti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/ankersmit-f-r-istoriya-i-tropologiya-vzlet-i-padenie-metafori-1994-stranica-12.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administrativnoe-zaderzhanie-po-novomu-koap-rf-chast-4.html
  • diploma.bystrickaya.ru/ustnaya-publichnaya-rech-ponyatie-osobennosti-osnovnie-vidi-argumentov-orator-i-ego-auditoriya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotaciya-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-rajonnoj-celevoj-programmi-obespechenie-zhilem-molodih-semej-na-2009-2011-godi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vdoklade-rassmatrivayutsya-informacionnie-resursi-dostupnie-v-lokalnoj-seti-instituta-ekonomiki.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protokol-ispitaniya-silovogo-kabelya-napryazheniem-vishe-1000-v-instrukciya-po-oformleniyu-priemo-sdatochnoj-dokumentacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/hishenie-na-sklade-hranilishe-chast-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kollegialnij-ispolnitelnij-organ-ne-predusmotren-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom-otchete.html
  • klass.bystrickaya.ru/assortiment-pushno-mehovih-tovarov-chast-10.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rejtingovaya-sistema-kak-sposob-kontrolya-i-povisheniya-kachestva-uchebnoj-raboti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialnaya-politika-otchet-utverzhden-sovetom-direktorov-oao-tulenergo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dispepsiya-chast-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-programma-konferencii-zaezd-uchastnikov-konferencii-12-sentyabrya-2011-g-registraciya-12-sentyabrya-s-9-00-do-12-00.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-kontrol-kachestva-osvoeniya-disciplini-finansi-uchebno-metodicheskij-kompleks-finansi-opd-f-07-dlya-studentov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.