.RU

Эмоциональное выгорание у студентов-психологов и психологов-профессионалов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

ГОУ ВПО Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

Гуманитарный факультет

Кафедра психологии

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ

Курсовая работа по « Общему психологическому практикуму »

Работа выполнена студентом

IIкурса группы П-071

Пикаревской А.И.

Научный руководитель

ст. преподаватель каф. психологии

Вержицкая Е.Н.

Новокузнецк 2009


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Синдром эмоционального выгорания

1.1.Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии

1.2. История и модели изучения «синдрома выгорания»

1.3. Профессия и "выгорание»

1.4. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания

1.5. Выводы по главе 1

2. Характеристика выборки методов и методик исследования

2.1. Описание выборки исследования

2.2. Характеристика методов и методик исследования

3. Исследование эмоционального выгорания у студентов-психологов и психологов-профессионалов

3.1. Исследование эмоционального выгорания у психологов-профессионалов

3.2. исследование эмоционального выгорания у студентов-психологов

3.3. Сравнительный анализ уровня эмоционального выгорания между психологами-профессионалами и студентами-психологами

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: темакурсовой работы, посвящённой синдрому эмоционального выгорания, актуальна, так как его жертвой может стать любой человек. "Выгорание" - это ответная реакция на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения. Погоня за прибылью, не всегда правильно организованная работа с коллективом и клиентами, организационные и профессиональные стрессы и многие другие факторы оказывают влияние на развитие данного синдрома. Люди начинают "перегорать как лампочки". И тогда наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. В результате этого люди не могут эффективно работать.

В настоящее время получило распространение в литературе обсуждение вопроса профессионального выгорания работников, в первую очередь, "коммуникативных" и "социальных" профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми, как положительно,так и отрицательноокрашенном. Профессия психолога одна из таких профессий, где на профессионале лежит огромный груз ответственности по установлению доверительных отношений и умению управлять эмоциональной напряженностью делового общения.

Следует отметить, что эмоциональное выгорание очень сильно влияет на человека,подрывая его здоровье и желание работать, и более опасно в начале своего развития, т.к. "страдающий" от "выгорания" профессионал не осознает его симптомов. Поэтому проблема эмоционального выгорания является востребованной и требует дальнейших исследований и доработок.

Тема настоящего исследования: эмоциональное выгорание у студентов-психологов и психологов-профессионлов.

Цель: выявить и сравнить уровень эмоционального выгорания психологов-профессионалов и студентов-психологов.

Объект: эмоциональное выгорание.

Предмет: эмоциональное выгорание психологов-профессионалов и студентов-психологов.

Задачи: 1) изучить проблему эмоционального выгорания в теоретических источниках;

2) провести диагностику эмоционального выгорания среди студентов-психологов и профессионалов-психологов;

3) сопоставить результаты исследования студентов-психологов и психологов-профессионалов и сделать выводы о формировании «выгорания»;

Метод: анализ литературных источников, психологическое тестирование.

Методики: Опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

Гипотеза: уровень эмоционального выгорания выше у психологов-профессионалов, чем у студентов-психолого, что обусловленно работой с людьми.

Выборка: студенты-психологи 3 - 4 курсов НФИ КемГУ - 24 человека и психологи-профессионалы одного из центров г. Новокузнецка - 10 человек.

1.СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

1.1. Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии

Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением.

Синдром эмоционального выгорания проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания.

Развитию данного состояния способствует необходимость работы в одном и напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения (в том числе не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности для общества.

Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В этом случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [5].

Феномен «эмоционального выгорания» был детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году, в результате чего выделился его синдром. Последние из авторов, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность.

Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.

К трем основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят следующие: личностный, ролевой и организационный.

Среди личностных особенностей , способствующих «выгоранию», Фрейнденберг выделяет эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность. Имеются данные, что у женщин эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у мужчин, хотя это подтверждается не во всех исследованиях. А. Пайнс с коллегами установили связь «выгорания» с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководства. Значимость работы является барьером для развития «выгорания». В то же время неудовлетворенность профессиональным ростом, потребность в поддержке, недостаток автономии способствую «выгоранию». В.И. Ковальчук отмечает роль таких личностных особенностей, как самооценка и локус контроля. Людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше угрожает напряжение, поэтому они более уязвимы и подвержены «выгоранию».

К. Кондо наиболее уязвимыми, «выгорающими» считает тех, кто разрешает стрессовые ситуации агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой, а также «трудоголиков», т.е. людей, решивших посвятить себя только реализации рабочих целей, кто нашел свое призвание и работает до самозабвения.

Ролевой фактор по Кондо и Куунарпуу проявляется в ролевой конфликтности, ролевой неопределенности.

К организационному фактору , способствующему развитию «выгорания», относят: многочасовой характер работы, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность содержанию работы характера руководства со стороны начальства и т.д.

Как отмечает В.И. Ковальчук, среди организационных факторов «выгоревшие» лица указывают на следующие причины «выгорания»: чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения; монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений; вкладывание в работу больших личностных ресурсов и недостаток признания и положительной оценки; физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна; работа без дальнейшего профессионального совершенствования; напряженность и конфликты в межличностных отношениях; недостаточная поддержка со стороны коллег; эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность коммуникации и др. [4].


e-petuhova-v-b-kataev-otvetstvennij-redaktor.html
e-poleznie-modeli-komitet-po-razvitiyu-i-intellektualnoj-sobstvennosti-kris.html
e-poryadok-provedeniya-aukciona-zakupki.html
e-primer-1-shablona-k-punktu-2-s-stati-18-kartahenskogo-protokola-doklad-mezhpravitelstvennogo-komiteta-po-kartahenskomu.html
e-prishestvie-ya-ne-ya-anketa-v-novom-mire-pechataetsya-vpervie-zhivet-v-saratove-podrobnee-ob-avtore-sm-27-glavu-nastoyashego-romana-stranica-7.html
e-provedenie-aukciona-nachalnik-upravleniya-federalnogo-imushestva-i-kapitalnogo-stroitelstva.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-6-1837-7-stranica-7.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svyatochnij-rasskaz-kak-zhanr.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/variant-34-pravotvorchestvo-v-rossijskom-gosudarstve-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnosti-030501.html
  • college.bystrickaya.ru/13-baudolino-vidit-kak-zachinaetsya-gorod-umberto-eko.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazka-afroamerikancev-ssha.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-ocenki-kachestva-usvoeniya-kursa-programma-disciplini-mediatehnologii-tehniko-tehnologicheskie-osnovi.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovannaya-bibliografiya-programma-po-specialnosti-domashnej-i-kommunitarnoj-medicini-nacionalnaya-komissiya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zhivoj-ogonek-p-p-bazhov-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-vtoroj.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekretnie-vojni-sovetskogo-soyuza-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ods-10-materialno-tehnicheskoe-obespechenie-adaptivnoj-fizicheskoj-kulturi-celi-i-zadachi-disciplini-cel-disciplini.html
  • literature.bystrickaya.ru/data-formirovaniya-01-06-2010-reestr-vidannih-licenzij-na-roznichnuyu-prodazhu-alkogolnoj-produkcii-stranica-14.html
  • writing.bystrickaya.ru/intellektualnij-centr-fundamentalnaya-biblioteka-mgu-3-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-kraevogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/neravenstva--cel-poyasnitelnaya-zapiska-status-dokumenta-rabochaya-programma-po-matematike-sostavlena.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vtoroe-kosmicheskoe-posvyashenie-24-kommentarij-k-duhovnoj-ierarhii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-16-kniga-pervaya-ujti-chtobi-vizhit.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-obshestvo-i-priroda-stranica-26.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-aviacionnie-organizacii-chast-16.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/individualnie-i-kollektivnie-sredstva-zashiti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-gon-igra-v-poddavki-aleksandr-mitich.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-personalom-stranica-17.html
  • thescience.bystrickaya.ru/igrovaya-programma-koordinacionnie-soveti-organizacij-profsoyuzov-dokumenti-i-rekomendacii-prakticheskij-opit.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/particle-formirovanie-struzhechnogo-kovra-spring-1-pri-raskroe-v-nuzhnij-razmer.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-tematicheskij-rubrikator-hranilisha-cor-stranica-57.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izdaniya-20022005-gg-ne-voshedshie-v-predidushie-vipuski-g-ya-fetisova-redaktor-bibliograficheskogo-opisaniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/enciklopediya-stranica-32.html
  • education.bystrickaya.ru/21-informacionnaya-bezopasnost-vidi-ugroz-bezopasnosti-informacionnim-sistemam-marketinga.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-geologosemochnaya-praktika-yavlyaetsya-vazhnim-zvenom-v-podgotovke-inzhenernih-geologicheskih-kadrov-t-k-v-processe-prohozhdeniya-praktiki-studenti-priobretayu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vkonce-noyabrya-v-ottepel-chasov-v-devyat-utra-poezd-peterburgsko-varshavskoj-zheleznoj-dorogi-na-vseh-parah-podhodil-k-peterburgu-bilo-tak-siro-i-tumanno-chto-stranica-21.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/variant-11-materiali-dlya-podgotovki-k-sessii-studentam-vi-kursa-zaochnogo-obucheniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasshirenie-obshestvennogo-uchastiya-ocherednoj-vipusk-nauchno-metodicheskogo-zhurnala-pedagogich-eskoe-obozrenie-posvyashyon.html
  • studies.bystrickaya.ru/ivobsheobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-obsheobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-obespechivayushaya-dopolnitelnuyu-uglublennuyu-podgotovku-po-fizike.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervichnaya-profsoyuznaya-organizaciya-oao-tiraspolskij-hlebokombinat-intervyu-ekspertov-i-drugie-sociologicheskie-issledovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svetskaya-sistema-oformleniya-deyatelnosti-sintez-ognya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshestvennie-organizacii-stranica-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.