.RU

Энциклопедия магических терминов том 1 - страница 3



материи и ожидающей своего искупления".

При правильном прочтении западные алхимические трактаты действительно раскрывают

нам мистическое учение о слиянии мужского и женского начал и духовном

самосовершенствовании человека, родственное тибетской ваджраяне. Три стадии

преобразований, через которые должно пройти вещество -"делание в черном",

"делание в белом" и делание в красном" - в действительности представляют собой

три ступени мистического пути самого алхимика. Вначале алхимик должен "умереть"

- уйти от мира, растратить все свое состояние, пережить многочисленные лишения и

забыть собственное имя. Затем он воскресает и совершенствуется в новом качестве

и, наконец, слившись с женской половиной своего "я", обретает истинное "золото

философов", то есть физическое и духовное совершенство.

АЛЬБИГОЙЦЫ

Еретическая секта XII-XIII вв. на юге Франции. (См. также Катары.) Название

получила в конце ХПв. от города Альби, однако центром движения считается Тулуза

и прилегающие районы. Ересъ зародилась в восточной Европе и, вероятно, была

занесена во Францию торговцами. В наше время крайне трудно определить, в чем

состояла религиозная доктрина альбигойцев. До нас дошли только трактаты их

оппонентов и немногочисленные сочинения са-

мих еретиков. Альбигойцы выступали против католического жречества, изобличая

продажных церковников. Немногочисленных альбигойских теологов и аскетов на юге

Франции называли bons hommes (добрыми людьми) или bons Chretiens (добрыми

христианами) Первые патары появились в Лиму-зене между 1012г. и 1020г. Их

поддержал герцог Аквитании Гильом IX, а затем и большая часть южнофранцузской

знати. В 1119г. Тулуз-ский городской совет тщетно призывал светские власти

помочь священникам в подавлении ереси Широким массам людей импонировали

проповеди "добрых христиан", направленные против церковников, а также их

аскетизм. Движение пользовалось большой популярностью на протяжении целого века,

пока на папский престол не вступил Иннокентий III. Новый папа предпринял попытку

мирного обращения еретиков, закончившуюся неудачей, а затем призвал

цистерцианцев возглавить крестовый поход против альбигойцев Альбигойркий поход

вылился в кровопролитную войну северной и южной Франции и закончился подписанием

Парижского договора (1229). Ересь так и не была искоренена. Дело довершила

Инквизи-цияГ орудовавшая в XIII-XIV веках в Тулузе, Альби и др городах.

АЛЬЧЕРИНГА или

АЛЬТЖИРАНГА

(Австралийск. "время-сон" или "рассвет мира") В религии австралийских аборигенов

мифологическое время, имеющее начало, но не имеющее конца. Во время альче-ринги

мифические существа создали природу и человека Некоторые из этих существ

принимали облик человека или животных (которые

35

ISBN 5-17-008

9 785 170 08

АМВОН

Ритуальные пляски аборигенов символически повторяют события Альчеринги - эпохи,

когда изначальные духи создавали Землю

впоследствии стали "тотемами"). Австралийцы верят, что "зачинатели мира"

установили местный общественный строй и его "законы". Первые люди явились

потомками великих матерей плодородия и мужчин-прародителей .

Мифические существа альчеринги бессмертны. Некоторые из них были убиты, другие

превратились в скалу или колодец, третьи приняли форму ритуальных предметов (см.

Чуринга), но их вечная сущность осталась прежней. Места, в которых происходили

мифические события, считаются свя-

щенными и предназначены для проведения ритуалов.

Альчеринга является сложным комплексом верований и обычаев, в котором большую

роль играет тотемизм. По представлениям аборигенов, человек - часть природы и по

существу ничем не отличается от мифических существ и животных. Тотем помещает

человека в альче-рингу и наделяет его неразрушимой, бессмертной

индивидуальностью.

АМВОН

(От греч. "ambonos" - край горы)

Возвышенное, как правило, полу

36

АМЕН

{круглое и выдвинутое в середину [христианского храма место, с которого диакон

читает Евангелие, про-! возглашает ектенью, а священник \ произносит проповеди.

АМЕН : (Бврейск., "[да будет] истинно")

Традиционная иудейская формула завершения молитвы или псалма, принятая также и в

христианстве (в православном богослужении произносится как "аминь").

АМЕНТИ

В мифологии Древнего Египта -царство мертвых, расположенное на западе. Согласно

распространенной легенде, бог солнца Ра ежедневно спускается в Аменти и,

сразившись с обитающим там чудовищным змеем Апопом, вновь появляется на востоке.

Владыка Аменти -Осирис, главный судья над душами умерших людей. Подобно богу

солнца, душа праведника после кратковременного пребывания в Аменти воскресает в

мире богов; однако грешник остается там навечно и подвергается разнообразным

мучениям. Представления об Аменти повлияли на становление раннехристианской

доктрины об аде и посмертном наказании за грехи.

^ АМЕША СПЕНТА

(Пехлевийск. "бессмертные святые") Семь великих, излучающих свет Божеств из

зороастрийского пантеона, наделенные символическими именами: Спента-Майнью ("дух

святости"), Boxy Мана ("благая мысль"), Аиха Вахишта ("истина"), Хшатра Вайрья

("царство"), Армай-ти ("благочестие") Аурват ("целостность"), Амертат

("бессмертие"). Иногда воспринимаются как эманации верховного бога Ахура-Мазды,

из которых состоит весь видимый мир (ср. Сефирот), иногда - как покровители

различных сфер человеческой деятельности, аналогичные христианским святым.

Ахура-Маз-да, Спента-Майнью и Boxy Мана составляют верховную троицу зороа-

стрийского пантеона.

В "Авесте" ("Замйад-яшт") об Амеша Спента говорится так:

"Хварно Святых Бессмертных, Повелевающих и прозорливых, Возвышенных,

наисильнейших, Божественных и быстрейших, Нетленных, благочестивых.

Семеро единодушных, Семеро единогласных, Семеро единовластных, Имеющих мысль, и

слово, И дело одно и то же, И одного родителя, И одного повелителя -Ахура-Мазду

Творца.

Видящих душу друг друга В думах о мысли благой, В думах о слове благом, В думах

о деле благом... Летящих по светлым путям, Ведущих их к возлияньям.

Творений Ахура-Мазды Они - творцы, созидатели. Создатели, и хранители, И стражи,

и покровители.

По своему изволению

В жизнь превратят создание

Без умирания, без увядания

И без нетления,

Вечноживущую, вечнорастущую

И самовластную,

Из мертвых восстанет

И явится вживе

Бессмертный Спаситель

И мир претворит".*

*(Перевод И. Стеблин-Каменс-кого). ** ¦"-.-,"

37

ISBN 5-17-ООЯ

'45170 08

АМИДА

АМИДА

1. (От еврейск, "лаамод" - стоять). Важнейшая молитва иудейского богослужения,

произносимая стоя; также называется "Шемонэ Эсрей" ("Восемнадцать") - по

количеству благословений, из которых она состояла изначально. В талмудической

традиции часто упоминается просто как "молитва", безо всяких дальнейших

уточнений.

2. См. Амитабха.

АМИНЬ

См. Амен.

АМИТАБХА

(Санскрит., "бесконечный свет")

Один из четырех дхьяни-будд, т.е. эманации верховного Ади-будды, хозяин запада и

создатель Западного Рая Сукхавати, где возрождаются все существа, уверовавшие в

него. На мандалах традиционно изображается краснокожим; он сидит на павлиньем

троне в позе созерцания с чашей для сбора подаяния в руках. Амитабха -

воплощение милосердия и сострадания ко всем живым существам.

Культ Амитабхи как верховного Будды чрезвычайно распространен в буддийских

сектах Дальнего Востока, где считается, что одно лишь простое повторение его

имени способно обеспечить верующему место в Западном Раю. С этой целью многие

китайские сектанты (например, приверженцы "буддизма Чистой Земли") постоянно

вставляют имя Амитабхи (кит. Ами-тофо) в свою повседневную речь; чле~ ны

японской секты дзедо-сю предпочитают непрерывное повторение мантры "Намо Амида

бутсу".

AM РИТА

(Санскрит., "бессмертный") В

индуизме и индусском тантризме

- "напиток бессмертия", родствен ный древнегреческой амброзии Иногда этим словом

обозначают также другой священный напиток, более известный как сома. Соглас но

древнему мифу, боги добыли ам риту из мирового океана, много лет пахтая его воды

как молоко. Вместе с амритой из океана возник яд ка лакута, способный уничтожит)

весь мир.

Амрита - распространенный сим вол живительной силы истинного вероучения,

применяемый в пропа гандистских целях лидерами мно гих индусских сект. Особенно

настойчиво сравнивается (а иногда и отождествляется) с амритой смесь мужских и

женских половых выде лений, получаемая в результате сексуальных ритуалов

индусской тан тры. Согласно верованиям тантри стов, человек, причастившийся

этой смеси, обретает истинное духовное бессмертие.

АМУЛЕТ

(Лат. "amuletum" от арабск. "га-мала" - носить) Магический предмет, оберегающий

от беды и приносящий удачу. Амулет носят с собой, вывешивают над входной дверью

дома или прячут в подходящем мс сте - на крыше или в поле.

Известно множество амулетов естественного происхождения; драгоценные камни,

металлы, зубы и когти животных, растения и т.п. Всякий редкостный предмет (будь

то камень с естественным отверстием или четырехлепестковый листок клевера)

непременно привлекает к себе народное внимание и используется в качестве

амулета. Зубь когти, кости и шерсть крупного и сильного животного (льва, слона,

носорога, волка и т.п.) ценятся постольку, поскольку якобы содержат

38

АНАБАПТИСТЫ

Амулеты, освященные жрецами и магами и наделенные магической силой, высоко

ценились в Древнем Египте

в себе частичку силы своего бывшего владельца На том же принципе основано их

магическое и медицинское применение, так, рог носорога считается очень сильным

афроди-зиаком. хотя его химический состав абсолютно нейтрален.

Искусственные амулеты чрезвычайно разнообразны по своей форме, это уменьшенные

изображения животных и других предметов, символические фигуры, кольца, монеты,

браслеты, брелоки, медальоны с религиозными изображениями и надписями.

Изготовление таких амулетов - мистический ритуал, который необходимо производить

в строго определенное время; над ними читают магические формулы, наделяющие их

сверхъестественной силой. Иногда они изготавливаются из материалов, обладающих

"естественными" магическими свойствами - например, из золота, слоновой кости или

драгоценных камней. В "Папирусе Макгрегора" перечисляется 75 разновидностей

искусственных амулетов, которыми

пользовались древние египтяне. Среди наиболее популярных - жук-скарабей, Анх,

столб Тет и "глаз Гора" (Уджат).

Монотеистические религии (см. Монотеизм) не одобряют ношение амулетов, однако

предлагают целый ряд священных предметов и релик вий, которые можно использовать

в этом качестве К ним, в частности, относятся останки святых, освященные

религиозные символы (например, нательный крест) и фрагменты из Писаний,

записанные на особых табличках или клочках пергамента. Искусство изготовления

таких'амулетов особенно развито в иудейской каббале, нередко им занимаются сами

раввины. Восточные иудеи и по сей день вешают в комнате роженицы амулет,

оберегающий от демоницы Лилит.

АНАБАПТИСТЫ

(Греч, "перекрещенцы") Представители радикальных христианских сект эпохи

Реформации, критически относившиеся ко многим цер-

39

ISBN 5-17-ООЯ

785 170 08

АНАВОЛИЙ

Казнь анабаптистов в Мюнстере

ковным ритуалам и считавшие, что выбор вероисповедания является следствием

осознанного волевого действия. Отрицая церковный обряд крещения, снижающий, по

их мнению, ценность веры, анабаптисты считали, что обряд должен проводиться в

зрелом возрасте, подобно тому, как его проводил Иоанн Предтеча. Это крещение, в

котором неофит символически умирал для прошлой жизни, и считалось единственно

истинным. Большинство сектантов впоследствии переселилось в Северную Америку,

где возобладали эсхатологические ожидания и надежды на второе пришествие.

Анабаптисты отвергают насилие, ношение и применение оружия, присягу как

идолопоклонство, запрещают занимать своим последователям государственные

должности и поступать на военную службу.

АНАВОЛИЙ

(Греч.) В православном ритуале крещения - белые одежды, надеваемые на

новоокрещенного.

АНАЛАВ

(Греч.) Деталь ритуального оде яния православного схимника - че тырехугольный

плат, украшенный крестами, с пришитыми по углам шнурами, которым прикрывают

плечи монаха при пострижении " великую схиму Ср. Талит.

АНАЛОЙ или НАЛОЙ

(Греч.) В православном храме стол, на который во время богослужения кладутся

Евангелие, крест и иконы Во время совершения та инсгпва бракосочетания священ

ник обводит новобрачных вокруг аналоя.

АНАНДА

См Сат-Чит Ананда.

^ АНАТАРА БХАВА

См. Бардо

АНАФЕМА

(От греч. anatithenai "учреждать" или "посвящать") В Ветхом Завете словом

"анафема" обознача ется существо или предмет, прино симые в жертву. Жертва

считалась

40

повременно священной и прокля-)й. В описаниях религиозных войн *афемой названы

также враги и их :ажденные города.

В Новом Завете термин приобрел ругое значение. Св. Павел обозна-ал словом

"анафема" проклятие и згнание из христианской общины. ! 431г. Св. Кирилл

Александрийс-ий выдвинул знаменитые 12 ана-рем против еретика Нестория. На-шная

с VIb. анафема стала озна-гать наисуровейшую форму отлуче-1ия еретика от

христианской церк-зи и осуждение его доктрины. Более мягкой формой считалось

отлучение от таинств; вину можно было искупить с помощью епитимьи.

Ритуал и порядок провозглашения анафемы был установлен на -Халкедонском соборе

(451г.); с тех Втор она неоднократно использова-гоась в политических целях

против ^различных прогрессивных обще-¦ственных деятелей, что в конце кон->цов

подорвало веру большинства христиан в мистическую действенность данного ритуала.

Последняя анафема в православной церкви была провозглашена в 1918г. патриархом

Тихоном, который проклял таким образом диктатуру большевиков; в католичестве же

анафемы коммунистам провозглашались до конца 60-х годов.

[ АНАФОРА

* (Греч, "возношение") В право-i славном ритуале - особая литургическая

молитва, начинающаяся ! после пения символа веры. Цент-( ральный момент

анафоры - возношение (поднятие над престолом] ' приготовленных для

причастия j Святых Даров. Иногда анафорой на-I зывают "воздух" - большой

плат, которым священник покрывает потир

АНАФОРА

и дискос после перенесения Святых Даров с жертвенника на престол.

АН АХАТА-ЧАКРА (Санскрит., анахата "нетронутый") Тонкий физиологический центр

элементов чувства: осязания, сострадания, сознания; расположен посередине груди

на уровне сердца (согласно буддийским воззрениям -на уровне горла). На

физиологическом уровне соответствует тимусу (или зобной железе). Символически

изображается красным пятнадца-тилепестковым лотосом с буквами ка, кха, га, гха,

на, ча, чха, джа, джха, ньа, та, тха на лепестках. В центре лотоса - два

взаимопересе-кающихся треугольника дымчатого цвета; в них заключен еще один,

золотой треугольник, "яркий, как десять миллионов вспышек молнии". Внутри него -

баналинга или бид-жа-мантра ЯМ. В тантрической

Восьмикратная янтра сердечной чакры; на ее восьми лепестках изображены символы

тонких элементов. Эта янтра служит для естественной гармонизации эмоций

посредством медитации. С непальской картины кон. XVII - нач. XVIII вв.

,лщг>,--щшч

41

А

г

АНГЕЛ

традиции внутри лотоса иногда изображается трехглазая богиня Иша и красная

Какини.

Анахата-чакра ассоциируется с воздухом (вайю) и органами дыхания. Мистические

практики с использованием анахата-чакры включают в себя все упражнения пранаямы.

АНГЕЛ

(Греч, "вестник") В иудаизме, христианстве и исламе - неорганические разумные

существа, созданные Богом и служащие посредниками между Ним и людьми. Греческий

термин является прямым переводом еврейского слова "малакх", которым называют как

Божественных посланников, так и обыкновенных послов. Согласно Талмуду и мидра-

шам, ангелы созданы из воды и огня, но вполне могут принимать человеческий облик

или даже облик

ISBN 5-17-00I

Ангел перед государем. Государство Великих Моголов. Индуистский музей, Калькутта

животных. В раввинской литературе ангелы разделяются на высших j и низших. К

высшим относятся хе рувимы, серафимы (крылатые хра нители Божьего престола и

колесни-1 цы) и офанимы (древнеевр., "коле са"). Все они упоминаются в Ветхом I

Завете. Согласно Свиткам Мертвого моря, некоторые секты выделяли также высших

ангелов света, тьмы, | разрушения и святости.

Иудейская теория ангелов наибо-1 лее подробно разработана в кабба ле, где

устанавливаются соответ ствия между отдельными ангелами I и стихиями, планетами,

знаками Зодиака и Сефирот. Каббалисты утверждают, что ангелы не только] передают

людям веления Господа но и возносят к Его Престолу чело веческие просьбы; в

связи с этим че ловек, знающий имена ангелов и I умеющий общаться с ними, легко

добивается исполнения всех своих | желаний. Пространные списки аи гелов "на

все случаи жизни" -неотъемлемая деталь любого трак тата, посвященного

практической! магии ил:, оккультизму; все эти! имена, как правило, заимствованы

из работ каббалистов. Известны) случаи откровений, полученных ок культистами от

ангелов: так, анг лийский мистик XVIb. Джон Ди по средством медиума Эдварда

Келли| общался с ангелом по имени Уриил который сообщил ему все тайны | неба и

научил ангелическому язы ку; шведский духовидец Сведенборг | беседовал с

ангелами прямо на не бесах и сообщил о них множество! любопытных сведений,

неизвест-1 ных христианской традиции; а зна-1 менитый маг ХХв. Алистер Кроули!

записал под диктовку ангела Айва-1 за "Книгу Закона" - святое писание] для новой

эпохи в духовном разви тии человечества.

9 78S170 08(

42

АНГЕЛ

Пророк Мухам-мад,вознесенный на небеса в окружении множества ангелов

(средневековая персидская миниатюра)

Христианское понятие об ангелах базируется на иудейской традиции Помимо

ангелов, архангелов, серафимов и херувимов, христианская церковь признала в IVb

пять других ангельских групп, упомина емых в посланиях ев Павла добро детели,

державы, княжества, владения и престолы Все вместе они образуют ангельскую

иерархию или ангельский хор, наиболее подробно описанный ев Дионисием Ареопа-

гитом (Vb н э ) Этот автор подраз деляет всех ангелов на девять "чи нов"

первые три, непосредственно

приближенные к Богу - серафимы, херувимы и престолы, вторая триа да, через

которую Бог правит миром - господства, силы и власти, и тре тья, непосредственно

близкая к миру людей, - начала, архангелы и проетые ангелы В католической и

православной церквях объектами особого поклонения выступают архангелы Михаил,

Гавриил и Рафаил Христиане часто называют анге лов "небесным воинством",

подразумевая их вечную битву с Сатаной и силами зла Традиционно ангелы

представляются в облике сияющих

43

' /

ISBN 5-17 001

• 785 170 08

АНГЕЛ

и крылатых человекоподобных существ, иногда имеющих несколько пар крыльев В

христианстве существует понятие о "личном ангеле" каждого христианина (ср

Агатоде мои], который хранит своего подопечного от бед и дурных поступков и

заступится за него на загробном суде, считается также, что крещеные дети,

умершие в младенчестве, превращаются в "ангелочков" и по могают своим родителям

Ранние теоретики ислама выска зывали серьезные сомнения в том,

П.Эспаларгес. Архангел Михаил, взвешивающий души умерших

что вера в ангелов может сочетать ся с единобожием, которое, как из вестно,

является основным догма том этой религии Тем не менее, ' Коране сказано, что

ангелы суще ствуют, и даже более того анге Джабраил служил посреднике)

между Аллахом и пророком Мухам мадом Поэтому в исламе тоже ело жилась своя

иерархия ангелов, во многом напоминающая иудейскую или христианскую Ангелы

ислама как правило, огромны и ужасны, их i тела состоят из множества глаз и

языков, они имеют много тысяч' крыльев Ангелы - почетные и ува жаемые слуги

Аллаха, исполнители Его воли, они живут на небесах, окружают трон и престол

Аллаха поют ему хвалу, безгрешны, усерд но поклоняются Аллаху, нисходят на

праведников, оберегают людей следят за их делами и записывают совершенные ими и

предопределен ные им дела Они хранители и стра жи рая (аль-джанна) и ада (джахан

нам) Никто не знает их числа, кро ме самого Аллаха Они умирают м рождаются в

День Воскресения

В исламе существует несколько категорий Ангелов Высшие (мукар рибун), т е

приближенные, нахо дятся у престола Аллаха Наиболее приближенный к Аллаху ангел

- \ Джабраил (Гавриил), передающий божественные откровения Проро кам и

Посланникам Аллаха Рядом с ним стоит Микаил (Михаил), отве чающий за дождь

Третий, прибли женный к Аллаху ангел - Исрафил Он зачитывает с заветной скрижа

ли божес гвенные решения о судьбах людей и мира и передает их другим ангелам для

исполнения Его глав ный атрибут - труба, с которой он никогда не расстается,

всегда гото вый ее звуками возвестить Воскре шение мертвых Он также храни

44

АНГКУР

Архангел Михаил и дракон

тель рая. Ангел Малик - глава стражей ада, хранитель Огня. Еще один из наиболее

приближенных к Аллаху ангелов - Азраил (Израил), ангел смерти, которому поручено

собирать души умерших.

Различные религии, развившиеся из основных западных, напр., ре-

лигия друзов, а также синкретические религии, напр., гностицизм или манихейство,

разработали свои иерархии небесных существ и духов. Одни из них использовали при

этом теорию эманации (в т. ч. понятия эонов и архонгов), другие -

астрологические представления (знаки зодиака).

АНГКУР

См. Ванг.

АНГРО-МАЙНЬЮ

(Также АНХРА-МАЙНЬЮ, АХ-РИМАН или АРИМАН) В зороаст-рийской мифологии - глава

сил мирового зла, противник благого бога Ахура-Мазды. Согласно одному из

древнейших мифов, Ангро-Майнью - один из двух духов-близнецов, порожденных

Ахура-Маздой и наделенных способностью действовать на материальном уровне; в

более поздних версиях он представляется как брат-близнец самого Ахура-Мазды и

участвует в сотворении мира наравне с ним, создавая в противовес его благим

творениям всевозможные мерзости. Так, Ахура-Мазда создал яйцевидную Вселенную,

окруженную небесной твердью, - Ангро-Майнью пробил эту твердь и ворвался'во

вселенную, губя ее совершенство Ахура-Мазда создал добродетели, религию, жизнь,

полезных животных, огонь -Ангро-Майнью в ответ на это создал грехи, колдовство,

смерть, вредных насекомых, дым. Таким образом весь мир оказался разделен на две

противоборствующих половины -добро и зло. Священные книги зороастризма не

содержат однозначно-ю мнения о том. чем же завершится сражение между ними. В

"Бунда-хишне" предсказано полное и окончательное уничтожение зла: в "Ден-

45

ISBN 5-17-001

785 170 08

АНДРОГИН

карте" утверждается что зло есть неотъемлемый элемент миропорядка и никогда не

исчезнет полностью; и, наконец, некоторые митраистские секты поклоняются Ангро-

Майнью как будущему властелину мира.

Идея о противостоянии между двумя равносильными богами - властелином добра и

властелином зла - является характерной особенностью всех мистических учений,

ведущих свое происхождение от зороастризма. Образ Ангро-Майнью, вне всякого

сомнения, сильно повлиял на формирование христианского понятия о Сатане и

определил дуалистический характер современного христианства.

АНДРОГИН

(От греч. "andros" - мужчина, и "gynaikos" - женщина") Совершенный человек,

объединяющий в себе оба пола; в отличие от гермафродита, наделенного внешними

признаками обоих полов, лишен каких бы то ни было половых признаков. В мифологии

и мистических учениях многих народов упоминается о том, что первый человек был

создан двуполым, и лишь затем Создатель по какой-то причине разделил его надвое.

Такова, в частности, каббалистическая трактовка известного "противоречия" первых

глав Книги Бытия: вначале Бог сотворил человека "мужчиной и женщиной", т.е.

андрогином (1,27), а затем разделил его на двух разнополых существ, создав

женщину из его ребра (2,22). Похожая легенда пересказывается Платоном в диалоге

"Пир": изначально люди были созданы двойными существами; они напоминали большие

колеса и были настолько сильны и мудры, что боги испугались их и разделили

каждого человека пополам. Нечто подобное мож-

Алхимический андрогин

но обнаружить и в мифах западне африканского племени догонов Они считают, что

каждый человеь | изначально рождается с двумя д\ шами - женской и мужской - а за

тем развивается в ту или иную сто рону. Окончательный этап этого I развития

наступает по достижении совершеннолетия, когда жрецы с | помощью обрезания

удаляют у муж чин остатки женской души, а у жен щин - остатки мужской.

Таким образом, идея андрогив ности является чрезвычайно древ ней и, по-видимому,

базируется на | определенных особенностях челове ческой психики. Во всяком

случае так утверждает известный психолог К.Г.Юнг, терапевтический опыт ко горого

доказывает, что человечес кая психика андрогинна по своей

46

ANIMAMUNDI

(природе. Самоутверждаясь в качестве "мужчины", человек часто по-. давляет в

себе внутреннюю "женщи-I ну"; в результате его психика утра-"чивает целостность

и теряет равновесие. Так андрогин становится "только-мужчиной" или "только-

женщиной"; но обе эти формы существования ущербны и нуждаются в восстановлении

изначальной целостности.

Косвенное подтверждение своей теории Юнг находит в работах европейских

алхимиков, которые называют "андрогином" ребис (вещество, непосредственно

предшествующее философскому камню). Ребис же возникает в результате философского

брака, то есть слияния очищенных меркурия и серы (называемых также "королевой" и

"королем"). Если предположить, что все эти аллегории могут служить описанием

некоего процесса, происходящего внутри самого алхимика (а именно на этой идее

основано толкование текстов китайской "внутренней алхимии"), то аналогия с

юнговским методом психотерапии становится более чем очевидной.

Интересно, что идея восстановления утраченной андрогинности лежит в основе

многих мистических теорий самосовершенствования: так, тантристы говорят о

"слиянии со своей Шакти", даосы - о "соединении Инь и Ян", каббалисты - о

"бракосочетании Господа и Шехи-ны". Отзвуки этих древних учений можно обнаружить

даже в поздней христианской мистике: так, Э.Све-денборг утверждает, что две

души, сочетавшиеся браком на земле, на небесах станут единым совершенным

существом; но любая супружеская измена (пусть даже законодательно оформленная)

способна разрушить его целостность. А мистик гурджиевской школы Б.Муравьев

(претендующий на изложение основ "эзотерического христианства") пропагандирует

"единственно-возможный роман" между двумя существами, предназначенными друг для

друга. По его мнению, такой "роман" должен стать одной-из вершин духовной

эволюции для обоих существ; но, во избежание недоразумений, союз их должен быть

"девственным", то есть свободным от плотской связи. Только в этом случае они

смогут образовать единое "духовное существо", которое взойдет на качественно

новую ступень развития.

^ ANIMA MUNDI

См. Мировая Душа

Андрогии (с картины современного художника Пауля Руккера)

47

ISBN 5-17-00I

785 170

0 8 fl

АНОТТАРА САММЯКУ САМБОДАИ

^ АНОТТАРА САММЯКУ САМБОДАИ

См. Анутлюра самъяк самбодхи.

АНТАРДХАНА

Мифическое оружие бога Кубе-ры, упоминаемое в древнеиндийском эпосе

"Махабхарата". Существа, пораженные этим оружием, мгновенно засыпают и умирают

во сне.

АНТИДОР

(Греч, "вместо дара") В христианской литургии - остатки просфоры, из которой

вынут так называемый "агнец" (крестообразно надрезанная часть, используемая для

причащения). Эти остатки раздаются не успевшим причаститься верующим по

окончании литургии вместо Святых Даров. Практика раздачи антидора была введена

западной церковью в VIIb., а восточной - в 1Хв. В первые века, когда молящих-

ся было немного, все присутствуй' щие на литургии, причащались Святых Даров.

АНТИМИНС

(Греч, "вместо престола") Четырехугольный льняной или шелковый платок с

изображением лежащего в гробу Иисуса Христа и четырех евангелистов по углам; в

углах обычно бывают зашиты части мощей. Принесение и возложение антиминса на

престол - православ ный обряд, предшествующий тайн ству причащения и освящению

но вых церквей.

АНТИТРИНИТАРИИ

(Греч, "против" и лат. "троица")

Сторонники христианской ереси, отвергающей догмат о Божествен ной Троице и

единосущности трех ипостасей Бога. Из учения антитри-нитариев вытекает отрицание

бо

Антидор и чаша для причастия (Греческая православная церковь)

48

-be эн 'эс1ихнэис[о хлюняохАп' хчоньшг иэонэн о soduoa хэвнинеоя рмихе о иевяэ g

Ахэиёх-о'п'яээи ктшэною"ои хо ojsinoiAdaa хАэвиэ эн эдээ оп шмвэ vnrofhund и

гувшэнпиш ин 'WBxdBd9H wrmaondgn эинэниь'п'оц эонхош -оэдв ин 'иэйэяотзе

хинэтеэхнвяэ эинзйонгдоэ ин охь 'хэвьвнео вно эн -HXHBdii вн чйэд •BhB'tfee

BBH33hHdox -эй BBH4irBhBHoad3u ээ шэъ. 'ээнъэя -олго'п' и эждА1гх ончиэхиьвне

вэиве

-ВНО 1ГЭ1ЧЩЭ ИИНЭЭЬИХЭИМ ЭЭ OHBHttO

'HWBoada э iqgHdog винваонэодо oj

-ОНЭЭЬИХОКОЭ'П'И BITtt BH3hBHBBH'n'3du

вшчд 'оннэнрмоаэн 'нихэи хинэнв HXJHdx H'n'3Houodu иончшзанАд э^ия я миптснМэа

i4H339H'Cou3du чхгад xAxow винэгпАнэи эинэнинвхвэ этан -3BUO ээкодивн охь 'теох

о вэ^и

•HiMBHHHHodoxa ими -оаэ ирчээа оэ эхээкя хэндихои xondx -ихну и 'ooxondx

ии1пвохэвн вэхияв

- ею -эаэн oja и ддд чс!эя? - вхоис!хи1ну hjAisq

-Kg BXondxHXHV OHxadB^I -oiHH3irg3dx -эй и wKHHBHO'n'3ir33dii BoxAHxdsHtfou

^хзонйхАэ шАнэнинвхвэ охэ хэвн -eouoBd охн 'эх в 'XBHHdsh хинпнвихэ -ndx хээя оа

вэчхвнотюи xAteAg Аиэ 'j\iox3Hdx wiqdoxa вдээ xnoBirjeoaodu и эйиш иээя оя

BsxndBhoa 'BflxodBh ndx хэшояве но 'иквээ^Аь и ишягэх -9Wodgo'c' имиояэ

43HmHHaBiroodu An -иннэахэаэИ ве HOwsBWHHHdu 'iqiiHH -WAirg хо ииноииавд a

B3XHWod nndox -он 'ваонв'п' ВНЭ1ГОН ёи иээйАи хэ^Ад

XOHdXHXHV 'HHOdsa H0HH3HBdX30du

-3Bd ээиодивн ohobi-joq •1ГЭ1чхчэ инн -aoxAtf хи xHXBdflen инээьиномэ'п' он

'ынихэи ЭИНЭЧ1ГЭХНВЯЭ чхвяойзяои -odu xsfAg HHdoxoH 'BxsHd

ОХЭОНЭН НВЯ BJDHdXHXHV

-нон ввнээьихэшм вкнинеоа HOHOHBHXsndx ввхэ^оизох Ахоие д

вхэаэ эпнон wo" -enirg о HifBaoax33hododu и BdoxBd3iiwH oxoHswn иь'вхиьэ энвих

3Hdx 3HHHBd иинваон -эо иохе вн 'Алод нвн эдээ вэчхвноин -оц dnw чээя хияехэве

nradoxoH 'нв чкэхиноа иинохээж вэтзяэи

-BHoad3]j '"год wohhhhbuooii квхэ

DOXOHdx HBH 'I4HBXBQ 1МОНИННВ1ГЭ

-on хэнвхз HiqdoxoH 'нэяокэь он 'вн гэшг>э эн - xondxHXHV 'HHHdsh aolixo ошнэьА

OH3BirjoQ BX3Hdx виахээш -ndu ojodoxH и вхэяэ вйнон otf ojirotf -веэн 3irw3g вн

вочхиявои нэжиоИ 'вяоиэолод вннвои одохваэ отнэв

HHHanxodu

lOHdXHIHV

¦внэяоь-эь Axod

-gotf шАннэяхээхээ KBKH
AeBd wiqaodniM э вэхэвияхээЬ'жохо охэвь jog иннийэ иэти игтоэвавне -ndu в

'Bxondx Htfodndu ионнэахээж

lOHdXHIHV

ISBN 5-17-001

785 170 08

АНТИХРИСТ

висящем от Писания и Церкви, который позволил бы христианину разобраться в этой

непростой ситуации. Согласно учениям христианских мистиков, таким ориентиром

может быть только непосредственное общение каждого верующего с Христом,

осуществляемое посредством медитации, "подражания Христу" и прочих духовных

упражнений. Ортодоксальная церковь порицает такие методы, утверждая, что без

руководства церковных авторитетов мистик неизбежно становится добычей Сатаны,

который, как сказано во Втором Послании Коринфянам, часто "принимает вид Ангела

света". Для распознавания Антихриста ортодоксия предлагает систему его

"отличительных особенностей", описанных в евангельских пророчествах и писаниях

отцов Церкви. Наиболее известный из внешних признаков Антихриста -число 666,

которое должно быть за-

шифровано в его имени, часто гово рится и о том, что Антихрист дол жен иметь

особую отметку на лит (на лбу), должен совершать опреде ленные действия

(например, ста вить свое клеймо на каждого вер\ ющего) и т.д. Следует отметить,

что ( все эти признаки часто оборачива лись против самих церковных иерар хов-

так, в разное время их обнару живали у разных римских пап и v | православного

lvxmpuapxa Никона предпринявшего реформу русского J богослужения В свою очередь,

ка толики находили черты Антихрис-1 та у Лютера и Кальвина, а право-1 славные -

у Наполеона (записав его I имя как "Наполеонтий"). В связи с| этим идея поиска

внешних призна ков полностью дискредитировала! себя и, если грядущий Антихрист!

действительно будет обладать ими во всей полноте, они едва ли будут \ восприняты

как убедительное сви детельство.

Рождение Антихриста. Гравюра на дереве, XVb.

50

АНТРОПОСОФИЯ

АНТРОПОСОФИЯ

Философия, согласно которой человеческий интеллект способен общаться с миром

духов. Автор теории - австрийский философ, ученый и художник Рудольф Штейнер. По

его убеждению, чистое сознание способно воспринимать мир духов, но доступ к нему

открыт только людям, развившим свои врожденные способности к познанию. Штейнер

полагал, что люди участвуют в духовных процессах, происходящих в мире,

посредством "сновидческого" сознания. Поскольку совершенное сознание может

воспринимать мир духов, необходимо развить в людях способность духовного

восприятия, независимого от органов чувств. С этой целью ученый основал в 1912г.

Антропософское общество. В настоящее время его штаб-квартира находится в

Дорнахе, Швейцария. Филиалы организации существуют во всем мире.

АНУ

(Также АН) Шумерско-аккадс-кий бог неба, глава верховной триады богов, в которую

входили также Эллиль (Энлиль) и Эйа (Энки). Основной атрибут Ану - рогатая

тиара, в которой он изображается на храмовых рельефах и печатях. Ану считался

"отцом богов" и создателем демонов, к нему обращались за советом и

благословением, а также в ходе магических ритуалов.

АНУННАКИ

Божества шумерско-аккадского пантеона, действовавшие преимущественно над землей,

на земле и в подземном мире. Они определяли судьбы людей и были судьями в

Преисподней. Предполагаемое количество ануннаков колебалось в пределах от 7 до

600; различные мифоло-

гические системы включали в их состав разных богов. В период "вавилонского

пленения" евреев анунна-ки считались посредниками между людьми и богами; весьма

вероятно, что эта концепция повлияла на формирование иудейского учения об

ангелах.

^ АНУТТАРА САМЪЯК САМБОДХИ

"Непревзойденная истинная мудрость", которой обладают Будды и Бодхисаттвы. Так

называют высшую ступень буддийского посвящения, когда правильные взгляды и

истинная мудрость в полной мере соответствуют уровню личного просветления.

Человек, достигший этой ступени духовного развития, осознает иллюзорность

материального мира и может навсегда прекратить существоват ь в нем; но, соблюдая

принцип сострадания, дает обет возрождаться в этом мире до тех пор, пока все

обитающие здесь существа не будут избавлены от страданий.

АНХ

(Древнеегипетск. "ankh" - жизнь)

Популярный оккультно-магический символ, иногда называемый также "cruxansata"

(лат., "крестс петлей"). Ведет свое происхождение от древнеегипетского

иероглифа, обозначавшего слово "жизнь", который, в свою очередь, происходит от

древнего священного символа с тем же значением (или от стилизованного

изображения человечка с расставленными руками). По мнению Г.д'Альвиеллы, анх

имеет форму старинного инструмента, использовавшегося для измерения уровня воды

в Ниле.

Оккультисты склонны толковать анх как сочетание круга и креста (то

51

^ АНШАР И КИШАР

ISBN 5-17-0OI

Анх - древнеегипетский символ жизни

есть символов бесконечного света и нисхождения духа в материю); однако такое

толкование относится, скорее, не к самому египетскому иероглифу (традиционное

написание которого не содержит ни креста, ни круга), а к происшедшему от него

астрономическому символу Венеры. Некоторые исследователи усматривают в нем

фаллический символ (изображение мужских гениталий), однако эта гипотеза не имеет

достаточных подтверждений. Видный исследователь древнеегипетской религии У. Бадж

утверждает, что даже в древности анх "считался изображением некоего предмета, в

отдаленные времена служившего амулетом... Этот амулет изготавливали из различных

материалов и

использовали, как правило, в каче стве кулона на ожерелье". Аналогии ным образом

он используется и до сих пор.

^ АНШАР И КИШАР

(Шумерск. "Круг Неба" и "Круг Земли") В шумерской мифологии -священная пара

родителей небесно-ю богаАну; олицетворение горизонта как двух неразрывно

связанных линий, отделяющих небо и землю друг от друга. "У ассирийцев Аншар был

отождествлен с главным богом Ашшуром и возвысился над всеми богами.

АПАСАВЬЯ

В ведических ритуалах - обход или объезд какого-либо предмета противосолонь

(т.е. против часовой стрелки). Использовался в погребальных и поминальных

обрядах, представляя противоположность правостороннему обряду (прадак шине)

Совершаемая вокруг живого человека, апасавья рассматривалась как акт враждебной

магии Аналогичный ритуал сохранился у многих индоевропейских народов южные

славяне называют его "мертвое коло", англичане и шот ландцы называют -

wrtershms, ир ландцы - tuatal.

АПИС

Небесный бык, считавшийся оли цетворением души древнеегипетсш го бога Птаха

(иногда - Ра). Земным воплощением Аписа служил черный бык с белыми пятнами

определен ных очертаний на лбу и на боку Рождение такого быка празднова лось как

очередное пришествие Аписа в мир, смерть его считалась большим несчастьем.

"Земной" Апис участвовал в ритуальных шествиях и обрядах плодородия, после смер-

52

АПОКРИФ

ти его бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе

Серапеуме близ Мемфиса.

Поклонение быку, как и другие подобные обряды (например, культ кошек),

несомненно, являлись пережитками первобытного язычества, однако с развитием

религиозной философии они получили новое осмысление. Образованный египтянин

почитал не священного быка, но божественную силу, воплощенную в данном быке; и

вполне возможно, что все многочисленные боги Древнего Египта в более по-

здний период рассматривались как различные аспекты этой единой силы. Такое

понимание древних ритуалов характерно для всех высокоразвитых религий, которые

не считают нужным полностью отказываться от культурного наследия прошлого, но

дают ему новое мистическое истолкование.

АПОКРИФ

(От греч. apokryptein, "скрывать") Произведение, излагающее мифы, легенды и

религиозные истины, не вошедшие в официаль-

Поклонение Апису(древне-египетская стела позднего периода) t, K|

53

ISBN 5-17-OC

9 785 170 0 8

АПОКРИФ

ный канон. Апокрифами принято называть также любые духовные сочинения, авторство

которых сомнительно.

Апокрифическая литература существует повсюду, где существует каноническое

Писание.' Отношение к ним различно: так, коранические апокрифы (хадисы)

почитаются мусульманами-суннитами и служат .важным источником исламского права;

апокрифы ведического канона отвергаются брахманами, но некоторые тантрические

секты почитают их превыше Вед.

Иудео-христианские апокрифы делятся на три группы: собственно апокрифы

(произведения, которые не включены в канон и не считаются "боговдохновенными"),

псевдоэпиграфы (подложные документы, написанные от лица библейских персонажей) и

дейтероканоничес-кие писания (включенные только в один из существующих канонов и

отсутствующие в остальных). Для жителей Средиземноморья основным средством

общения служил греческий язык. Поэтому Ветхий Завет, написанный на

древнееврейском языке, большинству населения был непонятен.

Иудейские книжники решили создать Септуагинту - перевод книг Ветхого Завета на

греческий язык. В состав Септуагинты входило несколько текстов, которые позже

были исключены из иудейского канона. В Талмуде они называются Гизоним

(Посторонние книги). Сеп-туагинта послужила основой для Вульгаты - латинского

перевода Библии, произведенного св. Иерони-мом. Хотя переводчик сомневался в

подлинности некоторых текстов, которые он впервые назвал "апокрифами",

большинство из них пришлось все же включить в Вульгату.

Трентский собор 1546г. канонизи ровал весь текст латинской Библии. | за

исключением Третьей и Четвер той Книг Маккавеев, Молитвы Ма нассии, 151-го

псалма и Первой и| Второй Книг Ездры. В то же время православная церковь

включила в канон несколько ветхозаветных апокрифов (Книгу Товита, Книгу Юдифь,

Книгу Премудрости Соломоновой и Книгу Премудрости Иисуса, Сына Сирахова), но

отказалась от остальных. Католическая церковь считает каноническими (за

некоторыми исключениями) следующие апокрифы: Книгу Баруха и Послание Иеремии

(иногда служит 6-й главой Книги Баруха); Первую и Вторую Книги Маккавеев;

несколько апокрифических фрагментов! книги Даниила (Песнь трех отроков, историю

Сусанны, историю Вила и I дракона); большие апокрифические] вставки в Книге

Есфири.

Ветхозаветные псевдоэпиграфы I чрезвычайно многочисленны. Они повествуют о

различных событиях! библейской истории и написаны от! лица различных ее

персонажей - от I Адама до Захарии. Наиболее важ-1 ными из этих документов

считают-1 ся Вознесение Исайи, Успение Моисея, Житие Адама и Евы, Первая и1

Вторая Книги Еноха, Книга Юбиле-1 ев, Послание Аристея и Завещание] Двенадцати

Патриархов.

Все новозаветные апокрифы яв-1 ляются псевдоэпиграфами. Боль-| шинство из них

входит в разряд деяний, Евангелий и посланий, одна-1 ко известно несколько

откровений] и произведения, которые можно на- J звать книгами премудрости.

Апокрифические деяния повествуют о жизни различных библейских пер-1 сонажей, в

том числе апостолов; по слания, Евангелия и т.п. написаны | от их лица. В

некоторых произведе-

54

ниях описываются "тайные" мистические ритуалы Большинство этих текстов возникло

в еретической, главным образом, гностической среде В первые десятилетия хрис

тианства различные группировки и секты боролись за власть над умами верующих.

Поэтому все труды, в которых проповедовались неортодоксальные взгляды, позднее

были объявлены еретическими.

Канонический Новый Завет включает в себя несколько дейте-роканонических

произведений и фрагментов1 Послание к Евреям апостола Павла (написанное уже

после его смерти); послания Иакова, Петра (И), Иоанна (II и III) и Иуды, а также

Откровение Иоанна. Среди фрагментов следует назвать Марк 16 9-20, Лука 22-43-44

и Иоанн 7:53 и 8 1-11. Все перечисленные произ-

АПОСТОЛЫ

ведения и отрывки включены в католический канон и признаются православной и

большинством протестантских церквей.

АПОСТОЛЫ (Греч, "посланники") Ближайшие ученики Христа, которым было поручено

распространить его учение по всему миру Симон (Петр), Андрей, Варфоломей, Иоанн,

Матфей, Симон Зелот, Фаддей (или Иуда, сын Иакова), Филипп, Фома, Иаков, сын

Алфея, Иаков - сын За-ведея и брат Иоанна, Иуда Искариот, предавший Иисуса.

Согласно Деяниям апостолов, его ученики, чтобы сохранить число двенадцать,

считавшееся у иудеев священным, вместо Иуды Искариота избрали Матфея.

"Тринадцатым апостолом" или "апостолом язычников" обычно

Двенадцать апостолов и Мария Магдалина. Вес тфалия, 1370/

80 гг. 1" '

АПОТРОПЕЙ

ISBN 5- 17-ОС

9 785 170 08

называют святого Павла, внесшего весомый вклад в развитие христианского

вероучения.

Сакральное число двенадцать дало повод для определенных мистических толкований

образов апостолов. Согласно греческой гемат-рии, числовая сумма имен апостолов

почти тождественна сумме названий знаков Зодиака (разница составляет всего лишь

29 единиц). На этом основании были установлены соответствия между отдельными

апостолами и зодиакальными месяцами, что позволило включить учеников Христа в

общую систему мистической классификации Вселенной и отчасти оправдать астрологию

с точки зрения христианства. В средние века некоторые астрологи даже пытались

заменить "язы-

Спаситель мира часто изображался на гностических геммах. Этот экземпляр был

создан в период Французской Революции

ческие" изображения зодиакальных j животных изображениями апостолов, однако

маловыразительная иконография последних едва ли сп" собствовала такой замене.

АПОТРОПЕЙ

(Греч, "отвращающий беду") Древнегреческая гемма, использо вавшаяся в качестве

талисмана против злых духов; характерный элемент так называемой "греко-еги

петской магии", весьма популярной у гностиков и впоследствии перешедшей в

европейские оккультные учения. На апотропеях чаще всего изображались египетские

боги Бес Хнубис или Абраксас, лев, грифон фаллос, два пальца, сложенные вмс сте.

Большинство апотропеев npe/i назначалось для ношения на груди однако известны и

настенные (на пример, изображение головы Меду зы, обычно висевшее над печью гре

ческого гончара), а также выпол ненные в качестве рельефных меда льонов на

скульптуре или оружии Изображения и надписи на апотро пеях служат ценным

источником для изучения мистических доктрин позднего эллинизма, письменные

сведения о которых практически не дошли до нас благодаря стара ниям первых

лидеров христианской церкви.

АПСАРЫ

(Санскрит., "движущиеся в воде") В индуизме - богини воды, обитающие

преимущественно на небе; красавицы, которые доставляют в небесный мир Индры

павших в бою воинов, а также искушают, обольщают и испытывают будущих аскетов и

отшельников. Считается, что апсары насылают на людей любовное безумие и приносят

удачу в азартных играх. Самая известная

56

АПСУ или АБЗУ

Девушка-танцовщица. Буландибагх (Па-тал ипутра). Терракота, начало Ив. до н.э.

из апсар - Урваши, наградившая свой любовью земного царя Пурура-васа, а затем

покинувшая его.

АПСУ или АБЗУ

(Аккадск.г "бездна") В шумерс-ко-аккадской мифологии - подземный пресноводный

океан, на котором покоится земля; обитель Энки, бога мудрости и плодородия.

Кроме того, название "апсу" носил бронзовый храмовый котел для ритуальных

действий с водой.

АРГХА

(Санскрит., "чаша") Ритуальный сосуд, обычно в форме женских гениталий.

Используется для жертвенных возлияний на священные предметы и изображения.

АРЕТАЛОГИЯ

(Греч, "рассказ о подвигах") В

традиции античного язычества -особые храмовые записи о совершенных кем-либо

чудесах или особых подвигах (описания пророчеств, вещих снов, исцелений,

совершенных оракулами или какими-либо знаменитыми лицами). В более широком

смысле - любая литература о сверхъестественных подвигах, от древних героических

эпосов романов до современных произведений жанра "фэнтэзи".

^ АРИК АНПИН

(Бврейск. "Долгий Лик" или "Долготерпеливый") В лурианской версии каббалы -

комбинация из трех верхних Сефирот {Кетер, Хок-ма и Бина). "Долгий Лик" служит

воплощением личного милосердия и долготерпения Божьего; это стадия, на которой

идея Творения зарождается, оформляется в виде абстрактного понятия, а затем

преобразуется в мысль. Таким образом, Арик Анпин содержит в себе "отца и мать"

всех нижних Сефирот.

АРИМАН

См. Ангро-Майнъю.

АРКАН

(От лат. arcanum - "таинство")

1 г Оккультистское название любого таинства или могущественного заклинания.

2. В более узком смысле: наименьшая составная часть мистери-альной доктрины,

сообщаемая адепту при посвящении. Всякая доктрина, как правило, излагается в

двадцати двух арканах, и многие основополагающие труды европейских оккультистов

делятся на двадцать две главы.

57

ISBN 5-17-OC

785 170

АРМАГЕДДОН

3. Арканами называются также двадцать две символические картины Старшего Таро,

или "Священной книги Тота", в которых зашифрована суть герметического учения о

Вселенной. Кроме того, предсказательный комплект карт Таро традиционно

подразделяется на Старший и Младший Аркан, т е. на одну главную и четыре

второстепенных "масти".

АРМАГЕДДОН

(Греч, эквивалент древнеев-рейск. Наг Megiddo - "горная местность Мегиддо")

Долина в районе Хайфы (Израиль), где, согласно Откровению Иоанна (16, 16),

соберутся все силы Сатаны для решающего сражения с воинством Божьим. В

современном западном мистицизме - название самой битвы между силами Добра и Зла,

которая произойдет в конце времен. В этом смысле слово "Армагеддон" употребляют,

в частности, "Свидетели Иеговы" и приверженцы "Живой Этики". В связи с этим

уместно будет вспомнить о метафоре "ядерный Армагеддон", родившейся в

пропагандистском языке атеистической России и проводящей прямую параллель между

противостоянием СССР и США и мистическим противостоянием Бога и Сатаны.

АРТОС

В православной литургии - квасной хлеб, освящаемый на Пасху особой молитвой

(другое название - "просфора всецелая"). Его сохраняют всю пасхальную неделю, а

в субботу разделяют и раздают верующим.

АРХАНГЕЛЫ

См. Ангелы.

58

Свами Дайананда Сарасвати, основатель общества "Арья Самадж". Теософы считали

его воплощением Махатмы

АРХАТ

(Санскрит., "достойный") Буд

диет, достигший максимально воз можной для человека стадии совер шенства и

вплотную подошедший к нирване Критерии этой стадии со вершенства различны для

разных буддийских школ: так, в буддизме Хинаяны архатом считается каждый

представитель четвертого монашеского ранга, а в секте дзэн -любой человек,

переживший состояние сатори (мгновенного просвет пения). В Махаяне архатом

считается тот, кто достиг нирваны и боль ше не возвратится в материальный мир;

путь архата считается здесь менее достойным, чем путь Бодхи саттвъи который

возвращается в мир до тех пор, пока не освободит всех страдающих существ.

АРХИЕРЕЙ

АРХИЕРЕЙ

(Греч, "старший священник") В

православной церковной иерархии - общее название для всех высших чинов черного

(монашествующего) духовенства

^ АРЬЯ САМАДЖ

(Санскрит., "Общество Ариев")

Реформистская неоведическая религиозная организация, основанная в XIX веке Свами

Даянандой Са-расвати Арьясамаджисты являются своего рода индусскими

протестантами' признают только Веды (в форме 4-х Самхит), отвергают почитание

изображений божеств, Пу-раны. Агамы и многие установления традиционного индуизма

и допускают приобщение к своему т.н.

"чистому ведизму" людей любой касты и даже неиндийцев

АСАНА

(Санскрит., "устойчивая и приятная поза") Общее название различных йогических

упражнений и поз. У каждой асаны свое наименование и своя задача ускорить или

замедлить кровообращение, изменить электромагнитную полярность тела или же

облегчить обмен энергиями с партнером противоположного пола. Известны падмасана

("поза лотоса"), сиддхасана ("поза совершения"), щавасана ("поза трупа"), йони-

асана, джануджугма-аса-на, чакра-асана, пухапака-асана, рати-асана, бхага-асана,

лата-аса-на и др.

Йогические асаны на берегу священного Ганга. Современная фотография

59

ISBN 5-17-C

9 7 X 4 I 7 0

АСИЯ

Выполнение асан, наряду с пра-наямой и пратъяхарой, служит основным практическим

средством для постижения Абсолютной Реальности, применяемым в индусском и

буддийском мистицизме Гуру подбирает для каждого ученика одну или несколько

индивидуальных асан, при правильном выполнении они способствуют раскрытию

верхних чакр, обеспечивающих непосредственный контакт с Божеством

В практике индусского тантризма применяются так называемые "парные" асаны,

выполняемые во время полового акта. Выполнение таких асан, как правило,

оформляется в виде ритуала, предваряемого длительной подготовкой (воздержание,

очищение, омовения, жертвоприношения и т.д.). Тантристы считают их наиболее

действенным средством для освобождения духа из плена материального мира.

АСИЯ

См. Оламот

АСКЕЗА

(Греч, "упражнение", "занятие")

Намеренное самоограничение, уединение, самоистязание и исполнение трудных

обетов, с помощью которых адепт достигает определенных духовный целей или

приобретает различные сверхъестественные способности. Аскеза была широко

распространена во всех типах традиций и культур и традиционно считалась

привилегией лиц с высоким социальным положением.

В самых примитивных обществах аскетические упражнения были напрямую связаны с

инициацией, то есть приобщением подростка к миру взрослых. Инициацион-ные

испытания часто бывали весьма мучительными (выбивание пере-

Великий аскет Будда Шакья-Муни сократил свой рацион до трех зернышек риса в день

и, уже находясь на грани голодной смерти, постиг великую истину, ведущую к

освобождению от земных страданий

дних зубов, нанесение шрамов и ожогов, подвешивание и т.д.) и требовали от

испытуемого немалого ] терпения и физического здоровья Шаманские инициации

отличались! еще более жестоким характером в | их процессе посвящаемый вводилс в

коматозное состояние, а затс "рождался заново". Очевидно, имен но здесь и

следует искать корни ас кетических упражнений всех более I поздних мистиков - от

индийских! йогов до европейских исихастов " фл агеллянтов.

В древней Индии обретение раз личных могуществ и высокого ста-] туса было

привилегией только кас ты брахманов; члены остальш каст карались за ненадлежащие

60

АСО

аскетические занятия. Аскеза считалась верным способом приобретения

сверхъестественных способностей; поэтому аскеты слыли великими воинами, которых

боялись даже боги.

Главным требованием строгого аскетизма, как правило, является целибат, или

безбрачие. Его второй основной принцип - отказ от мирских благ. Некоторые аскеты

отвергают правила личной гигиены; в частности, многие персидские, индийские и

христианские святые никогда не мылись, не стригли волос и ногтей и ходили в

грязном рубище. Многие аскеты умышленно причиняют себе физическую боль Индийские

"факиры" неотрывно смотрели на солнце, пока не становились слепыми, или держали

руки над головой, пока те не отсыхали. Аскетизм включает в себя и такие формы

самоистязания, как оскопление (кастрация) и флагелляция (бичевание).

Элементы умеренного аскетизма (в частности, безбрачие, вегетарианство,

странничество, отшельничество) присутствуют практически во всех индусских

культах и особенно поощряются в буддизме. В ритуальной практике монотеистических

религий непременно присутствуют так называемые "посты", т.е. полное или

частичное воздержание от пищи в течение определенных промежутков времени. У

христиан самым важным считается 40-дневный Великий пост перед Пасхой; мусульмане

постятся на протяжении всего месяца рамадан. Во время поста христианам запрещено

принимать животную пищу, вино и сладости; мусульманам же запрещается есть и пить

что бы то ни было от утренней до вечерней молитвы.

Христианские аскеты, не удовлетворяясь соблюдением постов,

изобрели множество дополнительных способов "умерщвления плоти". К ним относится

столпничество (длительное стояние в одной позе), бдения (ночные молитвы и медита

ции), молчальничество, ношение власяницы (нательной одежды из грубой шерстяной

ткани) и вериг (тяжелых цепей с дополнительными грузами), скитничество

(уединенная жизнь в пустынных и диких местах), самобичевание, юродство и т.д.

Особой формой умеренной аскезы является "исихия" - непрерывное повторение

Молитвы Иисусовой в сочетании с определенными дыхательными упражнениями. Исихия

производится в уединении и требует соблюдения постоянного поста, некоторые

авторитеты считают ее наиболее эффективным изо всех христианских духовных

упражнений.

АСО

Магическая погремушка, символ власти жреца культа вуду (унгана). Делается из

выдолбленной тыквы и украшается узорами из змеиных позвонков вперемежку с

искусственным жемчугом.

АССАЛ

Волшебное копье древнеирланд-ского бога Луга, искусного во всех ремеслах и

почитаемого островными и континентальными кельтами. Согласно преданию, Луг

получил его от трех богов ремесла с таинственного острова Ассал за то, что убил

собственного отца. Копье отличалось буйным и кровожадным нравом; для усмирения

его следовало погружать в дурманящий настой из листьев, котел с кровью или ядом.

В кельтской мистике Ассал служил олицетворением "оси мира"; отголоски преданий

об этом копье слышны в легенде о чудесном копье

61

АСТАРТА

Лонгина, включенной в эпос о рыцарях Грааля

АСТАРТА

Семитская богиня любви и пло дородия, культ ее был чрезвычайно распространен еще

в первые века нашей эры, однако мифов о ней со хранилось очень немного Изобра

жалась в виде обнаженной женщи ны с коровьими ро1ами, ритуалы поклонения Астарте

включали в себя жертвоприношение птиц и священную проституцию В иудей ской (а

следовательно, и в хрисги анскои) традиции Астарта считает ся символом

развратности и нечис-

,BN 5-17-C

Данте Габриэль Росетти. Астарта Сирийская, 1877. Манчестер. Музей искусств.

тоты языческой веры Ветхозавет ные пророки проклинали поклоня ющихся Астарте и

сулили им небес ные кары Тем не менее, многие ев ропейские оккультисты усматрива

ют в этой богине символ чувствен ного аспекта Вечной Женственное ти и используют

ее образ в своей стической практике

^ АСТРАЛЬНЫЙ СВЕТ

См Акаша

АСУРЫ

(Санскрит., "обладающий жизненной силой") Небесные демоны | индусской мифологии,

вечные про тивники богов и враги людей, воз никшие из дыхания Брахмы Со гласно

многим мифам, асуры по явились на небесах раньше богов и обладали мудростью,

мощью и май ей (искусством построения иллю зий), но они возгордились, и счастье

отвернулось от них Боги разгроми ли асуров и изгнали их с небес, од нако не

смогли уничтожить полно стью, с тех лор война между богами и асурами не

прекращается ни на минуту Ее основные сражения опи саны в ведических гимнах,

Упани шадах и Пуранах, асуры часто бы вают сильнее богов, но боги превос ходят

их хитростью

АТАУРВАН

Зороастрийский священнослу житель знаток обрядов, религиоз ных книг и молитв Как

правило начинает учиться своему ремеслу с семи лет

АТАШ

(Также АТАХШ) Принятое в зо роастризме древнеперсидское на звание священного

огня - главного предмета поклонения данной рели гии Зороастрийцы разделяют свя

785 170

62

^ АТИК ЙОМИН

Ритуал поддержания негасимого священ-. ного огня у современных индийских зо-

) роастрийцев (парсов)

щенные огни на несколько рангов в зависимости от особенностей возжигания так,

существует "огонь первого ранга" (Аташ-Бахрам -"огонь победы"), зажигаемый в дни

празднеств от горящих угольев многих священных огней; "огонь второго ранга"

(Аташ-Адуран -"огонь огней"), зажигаемый от угольев домашних очагов

представителей всех классов общества и, наконец, Дадгах - огонь третьего ранга

Негасимый огонь - непременная принадлежность любого зороаст-рийского храма

Совершать приношения храмовым огням и молиться у них считается весьма

похвальным, потому что все они - воины, сражающиеся на стороне благих творений

не только материально (против тьмы и холода), но и духовно (против сил зла и

невежества) В старину воинственная природа этих огней символизировалась еще

и тем, что на стенах святилищ висели булавы и мечи

^ АТИК ЙОМИН

См Кетер.

АТИРАТРА

В ведическом ритуале - одна из необязательных форм жертвопри ношения сомы.

АТМАН

В классической индийской метафизике - Мировая Душа, пронизывающая и наполняющая

собой весь материальный мир Личная душа каждого человека содержит в себе частицу

Атмана, которую обычно называют "истинным Я". Атман неописуем и постижим толь ко

на интуитивном уровне, он является основой и первопричиной всякого материального

бытия Как правило, человек осознает существование Атмана лишь на довольно

высокой ступени духовного развития, для многих эта ступень является предельным

уровнем постижения Реальности Однако Абсолютная Реальность (см Брахман) не

исчерпывается одним лишь Атманом, и те, кто постигают эту истину, подразделяют

бытие на три категории Абсолютное, Относительное и Мировая Душа, которая служит

посредником между первым и вторым (таково, в частности, учение древнегреческого

философа Платона) На этом уровне мистику остается преодолеть только одну ступень

понять; что на самом деле существует только Абсолютное, а Относительное и

Мировая Душа - то же самое Абсолютное, только в другой формулировке. Индусские

мистики преодолели эту ступень еще за много веков до новой эры понятие о

тождествен

63

ISBN 5-17-01

) 7 8 5 17 0 0

ATOPO__________________________

ности Атмана и Брахмана является основным постулатом их учения.

АТОРО

В мифологии азанде (Центральная Африка) - духи умерших, обычно благожелательные

к живым. Местом культа аторо служит алтарь посреди двора в виде врытой в землю

прямостоящей ветви с развилкой на верхнем конце. В развилке устанавливают сосуд

с пищей для аторо, а у подножия сажают растения для изготовления различных

снадобий. К аторо обычно обращаются для управления дождем, вызывая их с помощью

магического свистка. Центральный момент ритуала - мазига, процесс приношения

жертв и пения молитв-заклинаний.

АТУМ

(Древнеегипетск. "Полный", "Совершенный") Древнеегипетский бог-демиург, андрогин

по своей природе. Считается создателем и главой порожденной им Гелиополь-

ской Эннеады Богов. Отождествля ся с Ра, причем считался воплоще| нием

заходящего солнца. Обычн изображался в виде человека с ко] роной Нижнего и

Верхнего Егиг на голове, реже - в образе ихневмо| на или змея.

АТХАРВАВЕДА

См. Веды.

АТХАРВАН

В ведическом ритуале - жрец) распоряжающийся огнем и сомой 1 этой ответственной

миссии допуй кались лишь те жрецы, которы! считались прямыми потомками ми|

фического жреца Атхарвана - пер вого человека, добывшего огонь! помощью трения

двух кусков дере? ва и установившего ритуал жерт| воприношения сомы.

^ АУМ СИНРИКЕ

Международная буддийская ре| лигиозная организация, созданна в Японии в 1989

году учителем Сек Асахарой (настоящее имя Чизуо 1

Ритуальный танец в секте Аум Синрикё

64

АУРА

цумото). Сами последователи называют ее "Учение Истины АУМ".

В толковании Секо Асахары слог АУМ - это священная мантра, означающая

непостоянство. Синрике в переводе с японского означает Учение Истины. В основе

учения лежит идея спасения каждой души во Вселенной Учение Истины Аум ищет пути

спасения в во всех мировых религиях, объединяя в себе учения начального и

тибетского буддизма, индийской и гималайской йоги, даосизма.

Высокий духовный уровень Секо Асахары подтверждался весьма авторитетными лицами,

в их числе: Далай-лама XIV, глава тибетского буддизма, Преподобный Калу Римпоче,


effektivnost-ili-neeffektivnost-upravleniya-predpriyatij-gosudarstvom.html
effektivnost-investicij-v-chelovecheskij-kapital.html
effektivnost-ispolzovaniya-biologicheski-aktivnih-veshestv-i-polnoracionnih-kombikormov-s-vklyucheniem-sushenogo-kartofelya-v-kormlenii-molodnyaka-svinej-06-02-02-kormlenie-selskohozyajstvennih-zhivotnih-i-tehnologiya-kormov.html
effektivnost-ispolzovaniya-intellektualnih-resursov-predpriyatiyami-sferi-uslug-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-ekonomika-organizaciya-i-upravlenie-predpriyatiyami-otraslyami-kompleksami-sfera-uslug.html
effektivnost-ispolzovaniya-osnovnih-proizvodstvennih-fondov-predpriyatiya.html
effektivnost-kompleksnoj-reabilitacii-bolnih-hronicheskoj-serdechnoj-nedostatochnostyu-14-00-05-vnutrennie-bolezni.html
  • control.bystrickaya.ru/cikl-v-smezhnie-nauchnie-disciplini-programmi-i-uchebnij-plan-otdeleniya-teoreticheskoj-i-prikladnoj-lingvistiki-izdatelstvo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnaya-gigiena-i-organizaciya-zdravoohraneniya-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-nashi-vnutrennie-zadachi-uchebnoe-posobie-dlya-7-go-k-las.html
  • klass.bystrickaya.ru/86-tvorcheskie-i-sportivnie-dostizheniya-uchenikov-shkoli-i-i-cherepnin-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-3-parallelnie-i-raspredelennie-vichisleniya-v-zadachah-matematicheskogo-modelirovaniya-itogovij-otchet-za-2007-2009-godi-po-proektu-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-s-chego-mne-nachat-i-s-chego-podstupitsya-strochki-iz-zhizni.html
  • spur.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-metodicheskaya-razrabotka-proekta-po-teme-drugaya-storona-radugi-ili-primenenie-opticheskoj-spektroskopii-v-issledovanii-sostava-veshestva.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-dlya-traktorov-modeli-t603-stranica-7.html
  • letter.bystrickaya.ru/nemnogo-po-tehnike-raboti-yurij-nikitin.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-istoricheskij-muzej-sisteme-obrazovaniya-i-mgarskova-moskva.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-daet-znachimuyu-informaciyu-o-polozhenii-del-uspehah-i-problemah-shkoli.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-sintaksicheskie-sredstva-obraznie-sredstva-russkogo-yazika.html
  • school.bystrickaya.ru/himicheskaya-tehnologiya-byulleten-novih-postuplenij-literaturi-v-nauchnuyu-biblioteku-kubgu-fevral-2006-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nezamenimaya-mehanizaciya-dlya-selskogo-hozyajstva.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mirovoj-rinok-i-vneshnyaya-torgovlya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-krayu-ozer-i-lesov-urala-eta-press-konferenciya-polozhila-nachalo-diskussii-po-vsemu-kompleksu-problem-proizvodstvennogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/c-copyright-vadim-chernobrov-razresheno-tolko-razmeshenie-v-elektronnih-setyah-bez-prava-izvlecheniya-kommercheskoj-vigodi-publikaciya-dannoj-knigi-celikom-ili-po-stranica-44.html
  • control.bystrickaya.ru/burova-z-i-uchebnik-anglijskogo-yazika-dlya-gumanitarnih-specialnostej-vuzov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-8-menedzhment-i-proizvodstvennij-potencial-predpriyatiya-1-vozniknovenie-sovremennogo-menedzhmenta-istoki.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodologicheskie-i-teoreticheskie-problemi-stranica-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/summiruyushee-zavershenie-risyov-n-yu-aktivnie-prodazhi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prazdnik-bukvarya-uroki-nachinayutsya-133.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-rabochaya-programma-po-literature-6-klass-poyasnitelnaya-zapiska-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-sostavleno-na-osnove-avtorskoj-programmi-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-2006-g-n-r-rb-ob-organizacii-kursovogo-obucheniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/torfyanoj-pozhar-ploshadyu-05-gektara-potushen-v-podmoskove-mchs-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-edinaya-lenta-02082011.html
  • school.bystrickaya.ru/avvakum-petrov.html
  • books.bystrickaya.ru/biologicheskij-redukcionizm-social-darvinistskaya-shkola.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-issledovanie-v-10-klasse.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-konsultirovaniya-dlya-specialnostej.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistemi-upravleniya-tehnologicheskimi-processami-i-informacionnie-tehnologii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-5-2325-marta-2011-g-organizator-salona.html
  • lesson.bystrickaya.ru/organizaciya-pitaniya-chast-7.html
  • institut.bystrickaya.ru/statisticheskij-analiz-roznichnogo-tovarooborota-zapasov-i-oborachivaemosti-tovarov-chast-7.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-tura-italyanskij-ekspress-moskva-brest-varshava-drezden-veneciya-piza-florenciya-neapol-pompei-rim-vatikan-vena-krakov-brest-moskva-dati-viezda.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-p-naumov-g-o-samara-2009-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.